Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа
Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках
Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской
Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40
Важно отметить, что разработка
действительно эффективных
Передача риска: страхование. Одним из важнейших методов управления операционными рисками является их передача. Иными словами, передача риска представляет собой перенесение ответственности за риск на третьих лиц без устранения источника риска. На сегодняшний день существуют два наиболее распространенных способа передачи операционного риска — это страхование и аутсорсинг.
К страхованию прибегают
в тех случаях, когда банк не может
самостоятельно покрыть отдельные
операционные риски либо когда страховать
операционные риски получается дешевле,
чем внедрять меры по их снижению. При
этом можно как страховать отдельные
виды операционных рисков (например, страхование
сотрудников банка от несчастных
случаев или имущества, принятого
в залог), так и оформлять полисы
комплексного банковского страхования.
Основными видами убытков, подпадающими
под комплексный пакет
Передача риска: аутсорсинг. Вторым вариантом передачи риска является аутсорсинг, когда определенные операционные риски переносятся на сторонние организации и покрываются за их счет. Аутсорсингу обычно подлежат бизнес процессы, полностью невыгодные для банка либо несущие в себе повышенные операционные риски. Важно отметить, что на практике уровень операционных рисков, присущий процессу, не всегда является решающим фактором для передачи процесса на аутсорсинг. В большинстве случаев операционному риск менеджменту приходится иметь дело не с процессами, планируемыми к передаче, а с процессами, уже переданными на аутсорсинг из-за полной незаинтересованности в них банка. В связи с этим в банковской терминологии появилось понятие «риски аутсорсинга». В то же время при становлении системы управления операционными рисками в банке и организации такой схемы управления ими, когда операционный риск менеджмент применяется на стадии принятия решения о передаче риска на аутсорсинг, подход может быть изменен.
Еще одной специфической особенностью аутсорсинга, о которой уже упоминалось ранее, является то, что снижая с помощью этого инструмента одни операционные риски, банк может получить новые риски, иногда даже более значимые по уровню, чем исходные.
Принятие операционного
риска банком. Операционный риск, снижение
которого экономически нецелесообразно
для банка, может быть принят на банк.
Процедура принятия риска означает
принятие ответственности за реализацию
конкретного операционного
За два года в банке могли произойти значительные изменения, включая запуск новых направлений деятельности, продуктов, региональную экспансию и даже внедрение новой автоматизированной банковской системы. Если бы мониторинг провели своевременно, то уже за год до события могли быть выявлены факторы, существенно повышающие уровень риска либо трансформирующие его, а также могли быть разработаны и пред приняты меры по его снижению. Однако в нашем примере банк не обладал актуальной информацией о принятых рисках. Если принять во внимание, что подобных операционных рисков, принимаемых на банк, могут быть сотни, то при отсутствии должного мониторинга и контроля инструмент принятия риска на банк может потерять свою эффективность.
Избежание операционного риска. Если банк выявляет достаточно высокие операционные риски, присущие какому либо процессу, продукту или услуге, которые экономически нецелесообразно снижать, но которые не могут быть приняты банком в силу своей значимости, выявленных рисков можно избежать. Избежание операционных рисков подразумевает разработку стратегических и тактических решений, исключающих возникновение рисковых ситуаций, или отказ от реализации операций и проектов с высоким уровнем риска. Данный инструмент обычно используется на этапе принятия решений о запуске новых направлений деятельности, продуктов, услуг или технологических цепочек, когда реализация проекта еще не началась и остается возможность пересмотреть ранее принятые решения.
Экономический капитал на
покрытие операционного риска и
формирование резервов. Согласно документу
«Базель II» для покрытия убытков
по операционным рискам банк дол жен
рассчитать экономический капитал
под операционный риск. В европейской
практике вели чина капитала, резервируемая
для покрытия возможных потерь пооперационным
рискам, представляет собой величину
минимально достаточного капитала на
покрытие операционных потерь, рассчитывается
банком заблаговременно и отражается
в бухгалтерской отчетности. По своей
сути капитал на покрытие операционного
риска является оценкой операционного
риска по банку в целом. В российской
практике резервы на возможные потери
(которые формируются согласно требованиям
Положения Банка России №283-П) лишь
в малой степени связаны с
реализацией операционного
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В БАНКЕ
Организация управления операционными рисками основана на системном подходе. Под управлением операционными рисками понимают любую деятельность относительно операционных рисков, в том числе идентификацию, оценку, мониторинг, контроль, разработку мер по снижению уровня операционных рисков, применение инструментов и методов по управлению операционными рисками. Таким образом, термин «управление операционными рисками» чрезвычайно широки означает скорее сферу деятельности. С другой стороны, система управления операционными рисками — это конкретный формализованный набор инструментов и методов.
Данный набор формируется с учетом специфики деятельности банка и призван обеспечить наиболее эффективное управление операционными рисками. Система управления операционными рисками обычно формализуется в «Политике управления операционными рисками» и может корректироваться с учетом развития организации.
При организации системы управления операционными рисками «с нуля» целесообразно раз бить процесс на несколько последовательных этапов. Например, можно внедрять систему управления операционными рисками в три этапа: начальный, базовый и основной. Можно предусмотреть и четвертый, «продвинутый», этап, включающий разработку и внедрение инструментов и методов управления операционными рисками, не указанных в настоящей статье и требующих предварительной эффективной реализации первых трех этапов. На практике план раз работки и внедрения системы управления операционными рисками полезно разрабатывать детально и с разбивкой по составным частям каждого этапа и по срокам их реализации.
На самой ранней стадии
важно начинать с разработки общей
стратегии управления операционными
рисками и формализации системы
управления ими в «Политике», утверждаемой
наблюдательным советом банка. Подобный
подход позволит обеспечить осведомленность
высшего руководства банка об
операционных рисках как об особой
категории рисков, требующих отдельного
управления, а также обеспечит
понимание того, как именно банк
планирует управлять
На начальном этапе
необходимо разработать подробные
классификации возможных
Итак, к инструментам и процессам, которые не обходимо внедрять на начальном этапе организации системы управления операционными риска ми, относятся: централизованное ведение единой внутрибанковской базы данных о событиях операционного риска; ведение базы данных о случаях реализации операционного риска в других кредитных организациях; разработка и утверждение порядка информационного обмена в процессе управления операционными рисками, включая порядок составления и предоставления управленческой отчетности по операционным рискам на постоянной основе и положения о раскрытии ин формации по управлению операционным риском в банке. На начальном этапе управления операционными рисками необходимо разработать методику оценки операционных рисков, которая позволит сотрудникам банка проводить единообразную оценку выявленных операционных рисков вне зависимости от факторов, направлений деятельности, которым он присущ и иных параметров. Отметим, что методика оценки операционного риска должна содержать алгоритм, который позволит любому сотруднику банка оценить выявленный риск, не имея специфических знаний и навыков. Параллельно с внедрением процесса сбора данных о событиях операционного риска в банке нужно организовать процесс ведения реестра операционных рисков, регистрируя в нем все выявленные в банке операционные риски и отражая информацию о мерах, предпринятых для их снижения.
Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем