Совершенствование внутрибанковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской

Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 455.45 Кб (Скачать файл)

 

• Пути повышения производительности труда представляют собой важный элемент в управлении персоналом, так как повышение производительности в банковском деле означает снижение издержек и повышение прибыли. Руководство  банка придает большое значение этой стороне деятельности и предусматривает  внедрение новой техники, рациональной организации труда для борьбы с потерей рабочего времени путем  создания благоприятных условий  труда для персонала (обеспечение  питанием внутри банка, организация  отдыха персонала, создание в стенах банка приятного дизайна и  другие меры)

 

• Поощрительная система  оплаты труда означает постоянное или  разовое повышение оплаты труда, выплату ежемесячных, квартальных  и годовых премий. В западных странах  ряд банков практикует в качестве поощрительной системы выдачу персоналу  своих акций, что считается самым  высоким уровнем в оплате труда.

 

Групповое управление взаимоотношениями  в коллективе и с профсоюзами

 

• Использование персонала  на низовом уровне включает в себя инициативы младшего персонала в  управлении банком и привлечение  его к разработке, подготовке и  принятию решений по определенным частным  вопросам в общей банковской стратегии (обслуживание клиента, внедрение новых  банковских услуг и ряд других).

 

• Персонал отделов и его  функции четко разграничены между  различными отделами банка для устранения дублирования в работе. Руководством банка в целях повышения эффективности  банковской деятельности конкретно  определены функции каждого отдела.

 

• Взаимоотношения в коллективе предусматривают создание благоприятного психологического климата как внутри персонала банка, так и в его  отношениях с руководством банка В случае нарушения психологического баланса в коллективе или какой-то его части руководство может осуществить перемещение, увольнение или замену персонала.

 

• Взаимоотношение с профсоюзами  представляет собой наиболее деликатный аспект в управлении персоналом. Банковские служащие в западных странах, как  правило, объединены в профсоюз, который  призван защищать социально-экономические  права. Некоторые банки не принимают  на работу членов профсоюзов. Это в  основном относится к ряду очень  крупных банков, которые выплачивают  очень высокую заработную плату  своим служащим. Но большинство банков вынуждено считаться с профсоюзами  банковских служащих, поэтому руководство  банков стремится строить свои отношения  на благоприятной эластичной основе, чтобы при возникновении противоречий преодолевать их достаточно гибко и  сохранить психологический климат во взаимоотношениях персонала и  руководства банка.

 

Социально-психологические  аспекты управления

 

• Мотивация труда персонала  и творческая инициатива включают в  себя создание руководством банка, с  одной стороны, таких условий  труда, чтобы персонал банка работал  с полной отдачей, был заинтересован  в работе, а с другой — чтобы  творческая инициатива, разработки, предложения  персонала банка поощрялись руководством банка. В результате повышается эффективность  банковской деятельности и растет прибыль.

 

• Организационная культура банка предусматривает два аспекта. С одной стороны, — это культура обращения персонала банка при  обслуживании клиентов по пассивным  и активным операциям, а также  финансовым услугам. С другой - организационная  культура внутри самого банка, т.е. создание своеобразных благоприятных бытовых  условий для персонала банка (наличие  хороших помещений, ресторана или  столовой, системы отдыха для персонала, автостоянки и т.д.).

 

• Влияние управления персоналом на деятельность банка и его организацию  осуществляется через ежегодный  анализ и оценку работы банковского  персонала с точки зрения расширения операций и увеличения прибыли. Обычно такая оценка производится руководством при подготовке ежегодного баланса  и при отчете перед акционерами  банка на годовом собрании. Результаты такой оценки могут приводить  и, как правило, приводят к изменению  кадровой политики, так как персонал является важной производительной силой  банка.

 

Банковский менеджмент - научная  система управления банковским делом  и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах  управления, конкретизированных практикой  ведения банковского дела.

 

Банковская деятельность представляет собой специфичную  сферу бизнеса, определяющую особенности  мышления и поведения занятых в нем работников, что неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента.

 

Банк представляет собой прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены денежные вклады множество кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т. е. на надежность и доверие вкладчиков.

 

Менеджмент банка характеризуется  эффективностью организации и руководства  банком в постоянно изменяющихся условиях. Менеджмент является важным инструментом устойчивости банка, его  неуязвимости при любых внешних  потрясениях.

 

Содержание банковского  менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.

 

Общее планирование позволяет  заглянуть в будущее банка, предусмотреть  цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении  с источниками и затратами. Процесс  планирования включает составление  перспективных и текущих планов-прогнозов.

 

Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих  задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся  в распоряжении.

 

Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит  работать сотрудникам. Планирование позволяет  взаимоувязать все стороны деятельности банка через сводные показатели, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.

 

Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и  определяющий локальные и общие  перспективы развития банка.

 

Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана  развития банка), а также оперативных  планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика).

 

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и  по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых  результатов с прогнозными, с  результатами истекших периодов и с  результатами лучших банков.

 

Материалы анализа позволяют  выявить положительные и отрицательные  тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в  принятии решений.

 

Основу сводной аналитической  работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном ракурсе. Главными направлениями анализа  являются: оценка динамики объемных показателей  деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении  с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в  системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической  работы могут быть полезны для  выработки стратегии развития конкретного  банка.

 

Оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденций  развития её составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского кредита). Анализ осуществляется на основе классификации  отдельных статей ресурсов банка, расчета  структурных показателей, сравнения  их в динамике и с другими банками. Указанный анализ используется для  разработки депозитной политики банка.

 

Оценка состояния активов  банка: объема, структуры и основных тенденций развития составных частей активов банка (кредитов, инвестиций, депозитов). Анализ осуществляется на основе классификации активов банка, расчета структурных показателей; сравнения их в динамике и с  другими банками. Результаты проведенного анализа являются основой для  разработки кредитной и инвестиционной политики банка.

 

Оценка ликвидности банка  производится на основе расчета финансовых коэффициентов, сравнения их с критериальными уровнями, в динамике, выявления факторов, оказавших влияние на изменения уровня показателей.

 

Материалы анализа позволяют  определить стратегию и тактику  банка в области управления ликвидностью.

 

Оценка доходности банка  осуществляется на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и  убытках. В процессе анализа рассчитывается система количественных и качественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность  использования активов, структуру  доходов и расходов банка. Указанный  анализ является основой для разработки механизма управления прибыльностью  банка.

 

Наряду с этими направлениями  сводной аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические  разработки по отдельным направлениям: анализ кредитного портфеля банка, анализ портфеля ценных бумаг, анализ кредитоспособности клиентов, анализ достаточности собственного капитала, анализ процентной маржи  и др.

 

Материалы указанных аналитических  разработок используются для выработки  политики в области

 

управления банковскими  рисками применительно к сферам деятельности банка.

 

Регулирование в системе  банковского менеджмента имеет  определенные особенности, обусловленные  наличием государственного надзора  за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая  в оборот крупные суммы "чужих" денег, государственное регулирование  предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов.

 

В этой связи система внутрибанковского регулирования (саморегулирования) направлена, прежде всего, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

 

Вместе с тем, система  внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления:

 

·     совершенствование  организационной структуры банка, в частности, образование новых  подразделений, обеспечивающих дальнейшее развитие банка (аналитических служб, отдела планирования и маркетинга и  т. д.);

 

·     разработка новых  и совершенствование действующих  инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих  повышать качество управления банковской деятельностью;

 

·     корректировка  целей, приоритетов и методов  осуществления банковской политики, исходя из реально складывающейся ситуации;

 

·     принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности

 

·     банка или  по созданию дополнительной системы  гарантий для зашиты от рисков;

 

·     определение  мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

 

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк Российской Федерации и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

 

Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка Российской Федераций, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.

 

Содержание банковского  менеджмента находит конкретное выражение в работе сферы управления.

 

Сфера банковского менеджмента  подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом.

 

Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного  продукта, его формированием и  размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными  направлениями финансового менеджмента  являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами  банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным  капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками.

 

Особенностью финансового  менеджмента является отсутствие единообразной  технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.

 

Второй сферой банковского  менеджмента является управление персоналом, которое направлено на рациональное использование знаний и опыта  банковских служащих, как необходимое  условие эффективности финансового  менеджмента. Оно включает: мотивацию  труда, организацию труда сотрудников  банка, расстановку кадров; систему  подготовки и переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощрений  и стимулирования; организацию контроля; систему продвижения по службе; принципы общения в коллективе.

Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем