Совершенствование внутрибанковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской

Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 455.45 Кб (Скачать файл)

 

Научной основной управления персоналом является психология и деловая  этика, позволяющая найти дифференцированные подходы к каждому сотруднику, планировать служебную карьеру  и организовать материальное стимулирование.

 

Схематично основные направления  банковского менеджмента можно  представить в следующем виде:

Менеджмент банкаФинансовый менеджмент Управление персоналом

 

1.   Банковская политика

 

2.   Маркетинг

 

3.   Управление активами  и пассивами

 

4.   Управление ликвидностью 

5.   Управление доходностью 

6.   Управление собственным  капиталом 

7.   Управление кредитным  портфелем 

8.   Управление банковскими  рисками (валютным, процентным и  др.)

9.   Создание информационной  системы 

1.   Мотивация труда 

2.   Организационная   структура банка 

3.   Расстановка кадров 

4.   Система подготовки  и переподготовки кадров 

5.   Система оплаты  труда, поощрений и стимулирования 

6.  Организация контроля 

7.   Система повышения  в должности 

8.   Принципы общения  в коллективе

 

 

Качество управления каждым банком в зарубежной практике подвергается оценке, поскольку от него в значительной мере зависит надежность конкретного  банка и банковской системы в  целом.

 

Особое внимание уделяется  выявлению факторов неправильного  менеджмента. К ним относят: технические  ошибки в процессе управления из-за слабой компетентности руководителей  банка и его сотрудников; попытка  завуалировать создавшееся тяжелое  финансовое положение путем привлечения  временных источников (межбанковских  кредитов), попытки исказить отчетность путем сокрытия нереальных активов  и убытков, прямой обман и мошенничество. Своевременное выявление фактов неправильного менеджмента является задачей органов государственного надзора, которые обладают правами  воздействия на подобные банки, вплоть до снятия руководства, ликвидации или  реорганизации банка.

 

2. Кредитный менеджмент

 

Управление ссудными операциями коммерческого банка включает:

 

1) управление технологией  кредитных операций;

 

2) управление кредитными  рисками.

 

Управление технологией  кредитных операций предполагает, прежде всего, определение функций кредитных  подразделений банка и звена, управляющего кредитными операциями. Могут выделяться аналитические  кредитные отделы и отделы, занимающиеся выдачей и погашением ссуд, оформлением  договоров, контролем за их выполнением, за состоянием залога и текущим положением дел у заемщика, т. е. непосредственно технологией кредитования. При этом в составе этих кредитных подразделений могут выделяться отдел для обслуживания крупных и средних клиентов и отдел для мелкой клиентуры. Платежеспособность клиента определяет специфику кредитования, т. е. назначение и вид ссуд, особенности кредитной документации. Поэтому выделение кредитных подразделений в зависимости от масштаба операций клиента позволяет более четко организовать управление ссудными операциями.

 

Подразделения аналитического плана в мировой банковской практике специализируются на оценке кредитного риска. Они работают в тесной связи  с первой группой кредитных подразделений: анализируют степень кредитного риска при поступлении заявки на кредит, при изменении ситуации у заемщика или невыполнении им условий  кредитного договора. В нашей банковской практике аналитические подразделения  управлений (отделов) ссудных операций занимаются общим анализом деятельности данного подразделения за отчетный период, в том числе анализом кредитного портфеля. Оценка индивидуального риска  в разных формах лежит в основном на подразделениях, выполняющих функцию  технологии кредитования. Очевидно, такие  разные подходы связаны с разной степенью развития методов оценки кредитного риска.

 

Кредитными операциями в  банке обычно управляет Кредитный  комитет. В его состав входят члены  Совета и правления банка, представители  кредитных подразделений и других связанных с ними отделов банка.

 

Комитет рассматривает все  вопросы, связанные с кредитными рисками, анализирует качество кредитного портфеля (по представлению материалов Отдела анализа текущей деятельности банка, группы анализа Управления кредитных  и ссудных операций и Отдела экономической  безопасности);

 

разрабатывает политику рейтинга кредитов;

 

разрабатывает критерии выдачи кредитов;

 

разрабатывает систему делегирования  полномочий по выдаче кредитов;

 

устанавливает ограничения  на ссуды в зависимости от отрасли, региона и типа бизнеса;

 

устанавливает ограничения  на объем выдачи кредитов одному заемщику;

 

разрабатывает политику списания невыплаченных ссуд;

 

разрабатывает политику возврата ненадежных ссуд;

 

разрабатывает политику продажи  кредитов для улучшения ликвидности  банка (факторинг и форфейтинг, секьюритизация);

 

разрабатывает стандарты  на кредитную документацию и порядок  выдачи кредитов;

 

разрабатывает стандарты  кредитных залогов;

 

разрабатывает политику расширения кредитных услуг банка (новые  виды кредитования, лизинг, вексельное кредитование,  банковские аккредитивы,  гарантии и т. д.);

 

все решения Комитета являются необходимыми для безусловного исполнения Управлением ссудных и лизинговых операций, Отделом активно-пассивных  операций и Отделом экономической  безопасности.

 

Другой важной составной  частью управления технологией ссудных  операций является создание методического  обеспечения для этой сферы деятельности и кредитной документации. Методическое обеспечение в одном или нескольких документах должно определять виды ссуд, выдаваемые банком, и соответствующие им соглашения (договоры), применяемые виды кредитных линий и порядок управления ими, проценты, требования к залогу и гарантии, включая допустимую маржу по видам залога, способы оценки кредитного риска и классификации клиентов-заемщиков на этой основе, права и ответственность работников банка при кредитовании, порядок ведения кредитного дела и его составные части, срок, порядок хранения кредитной документации, формы отчетности клиента перед банком.

 

К кредитной документации относятся кредитные заявки, докладные  записки Кредитному комитету или  должностным лицам для решения  вопроса о выдаче ссуды, форма  для утверждения займа, стандартный  кредитный договор, документы о  вторичных источниках погашения  ссуды (договор залога, формы гарантии, вексель, договор о возобновлении  кредитной линии, документы о  переуступке прав на ценные бумаги и т. д.)

 

В нашей банковской практике кредитный договор чаще всего  отражает обязанности сторон; по выдаче ссуд банком и погашению клиентом в определенные сроки основного  долга и процентов, вид вторичного источника погашения долга, а  также право банка на взыскание  повышенных процентов при нарушении  сроков погашения задолженности. У  зарубежных коммерческих банков содержание кредитного договора шире и создает  более прочную базу для управления ссудными операциями. В нем отражаются различные критические факторы  повышения кредитного риска, когда  банк имеет право ужесточать условия  кредитования. Например, банк повышает проценты, пересматривает размер залога или ставит вопрос о досрочном  погашении долга не только при  образовании просроченной задолженности, но и при непогашении ссуд, выданных другими банками, при невыполнении требований банка о поддержании  финансовых коэффициентов или оборачиваемости  активов на определенном уровне. Значительно  шире в кредитном договоре зарубежных коммерческих банков с клиентами  представлены условия кредитования, требования к страхованию и залогу. Условия кредитования делятся на положительные и негативные. В разделе положительных условий перечисляется, что обязан выполнять клиент в течение всего срока кредитования, а негативных - что не имеет права делать (например, отдавать активы в залог другому кредитору без согласования с банком).

 

Управление кредитными рисками  включает систематический анализ кредитного портфеля и работу с проблемными  кредитами.

 

Кредитный портфель представляет собой совокупность выданных ссуд, которые классифицируются на основе критериев, связанных с различными факторами кредитного риска или  способами защиты от него.

 

Регулярный анализ кредитного портфеля в системе управления банком позволяет выбрать вариант рационального  размещения ресурсов, направление кредитной  политики банка, снизить риск за счет диверсификации кредитных вложений, принять решение о целесообразности выдачи ссуды клиентам в зависимости  от их отраслевой принадлежности, форм собственности, кредитоспособности и  т. д.

 

Организация управления кредитным  портфелем включает следующие элементы:

 

выбор критериев для оценки качества ссуд, составляющих кредитный  портфель;

 

разработка определенного  метода оценки качества ссуд на основе выбранных критериев и обучение персонала банка для практического  использования;

 

организация работы по классификации  ссуд по группам риска;

 

накопление статистической информации по банку для определения  процента риска для каждой группы классифицированных ссуд: доли просроченной задолженности и процентов списания ее за счет резерва банка в разрезе  отдельных групп ссуд;

 

определение абсолютной величины кредитного риска в разрезе групп  ссуд кредитного портфеля и совокупного  риска по банку;

 

принятие решения о  величине создаваемого резерва для  покрытия возможных потерь по ссудам, источниках отчисления в этот резерв, а также мероприятиях по изменению  структуры кредитного портфеля и  уменьшению его качества;

 

оценка качества кредитного портфеля на основе финансовых коэффициентов  и сегментации кредитного портфеля, которая занимает важное место в  системе оценки финансовой устойчивости банка.

 

К финансовым коэффициентам, характеризующим качество кредитного портфеля, относятся следующие:

 

Показатель средней степени  кредитного риска :

 

 

 

Показатель степени защиты банка от совокупного кредитного риска:

 

 

 

Показатели доходности кредитного портфеля:

 

 

 

 

 

 

 

Показатели  достаточности  резерва для  покрытия возможных  потерь по ссудам:

 

 

 

 

 

 

 

Показатель доли кредитного сегмента в активах определяется соотношением размера кредитного портфеля и активов; показатель ресурсной  базы кредитных операций определяется соотношением размеров кредитного портфеля и депозитов срочных, до востребования, сберегательных.

 

Перечисленные показатели сравниваются с нормативным уровнем для  страны и данного банка, со значением  соответствующих показателей у  конкурирующих банков. Нормативный  уровень вырабатывается банком на основе статистического ряда фактического значения каждого показателя за прошлые  периоды.

 

Структурный анализ кредитного портфеля включает анализ структуры  его в разрезе групп риска, изучение динамики каждой группы, а  также сегментацию кредитного портфеля на основе следующих критериев:

 

вид ссуды,

 

вид кредитной линии, лимита, формы ссудного счета и других кредитных инструментов,

 

валюта кредита,

 

географический признак,

 

отраслевая принадлежность заемщика,

 

его кредитоспособность и  т. д.

 

Структурный анализ проводится для выявления излишней концентрации кредитных операций в одном сегменте, что повышает степень кредитного риска. Однако чрезмерная диверсификация кредитного портфеля создает определенные сложности в управлении ссудными операциями и может явиться причиной банкротства банка. Поэтому зарубежные коммерческие банки определяют для  себя границы вложения ресурсов в  определенный сегмент. Эти границы  учитывают в своей деятельности Кредитный комитет и руководители верхнего уровня.

 

Одним из способов управления кредитным риском является составление  списка ссуд "особого внимания". Цель составления этого списка заключается  в следующем:

 

·      выделение  проблемных ссуд и классификация  их по группам риска;

 

·      определение  форм дополнительного контроля и  анализа за отдельными группами проблемных ссуд. Например, в отношении I группы проблемных ссуд (просрочка до 90 дней) вводится кроме ежегодного ежеквартальный отчет клиента о финансовом положении и анализ банковским работником перспектив погашения долга, для II группы (просрочка от 90 до 180 дней) - ежемесячный контроль и анализ, для III группы (просрочка от 180 дней до 1 года) - обязательное отчисление средств в резерв в размере основного долга, для IV группы (просрочка более 1 года) -списание суммы долга за счет резерва.

Введение

 

1. Банковские риски и  управление ими в системе рыночной  экономики России

 

1.1 Понятие банковских  рисков

 

1.2 Виды банковских рисков

 

1.3 Управление банковскими  рисками

 

1.3.1 Проблема управления  рисками

 

1.3.2 Определение степени  риска

 

1.4 Методы управления банковским  риском

 

1.4.1 Мониторинг банковского  риска

 

1.4.2 Регулирование банковских  рисков

 

1.5 Способы управления  банковскими рисками

 

2. Управление банковскими  рисками в АКБ ОАО «Банк  Москвы»

 

2.1 Краткая характеристика  АКБ ОАО «Банк Москвы» 

 

2.2 Финансово-экономическое  состояние АКБ ОАО «Банк Москвы»  и величина кредитных операций  в его балансе

 

2.3 Система управления  банковскими рисками  в АКБ  ОАО «Банк Москвы» 

 

Заключение

 

Список используемых источников

 

 

Введение

 

Актуальность темы настоящего исследования определяется следующими теоретическими положениями.

 

Концепция риска, как его  сосуществование, стара как мир. Риск всепроникающ, он является сложной, неразрешимой, перманентной и неизбежной частью нашей жизни. Синонимом риску является неуверенность, невозможность предсказать со 100%-й точностью, произойдет ли событие или нет.

Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем