Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа
Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках
Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской
Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40
Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.
Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска.
Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.
Наконец, в аспекте организации
процесса управления рисками рассматриваемая
система предполагает выделение
следующих элементов
· субъекты управления;
· идентификация риска;
· оценка степени риска;
· мониторинг риска.[8]
Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы.
Субъекты управления банковскими рисками зависят от размеров и структуры банка. Но общим для всех банков является то, что к их числу можно отнести:
· руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при допустимом уровне рисков;
· комитеты, принимающие решения о степени определенных видов фундаментальных рисков, которые может принять на себя банк;
· подразделение банка, занимающееся планированием его деятельности;
· функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски, связанные с направлениями деятельности этих подразделений;
· аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;
· службы внутреннего
аудита и контроля, способствующие
минимизации операционных рисков и
выявлению критических
· юридический отдел, контролирующий правовые риски.
1.3.2 Определение степени риска
Идентификация риска заключается в выявлении областей (зон) риска. Последние специфичны для различных видов риска[9].
Идентификация риска предполагает не только выявление зон риска, но также практических выгод и возможных негативных последствий для банка, связанных с этими зонами.
Для идентификации риска, как и других элементов системы управления им, большое значение имеет хорошая информационная база, складывающаяся из сбора и обработки соответствующей информации. Дело в том, что отсутствие соответствующей информации — важный фактор любого риска.
Для оценки степени риска используется качественный и количественный анализ.
Качественный анализ — это анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского риска. В последующих разделах этим факторам уделяется большое внимание. Модель качественного анализа показывается на примере анализа кредитного портфеля банка.
Количественный анализ риска преследует цель численно определить, т.е. формализовать степень риска. В количественном анализе можно выделить условно несколько блоков:
· выбор критериев оценки степени риска;
· определение допустимого для банка уровня отдельных видов риска;
· определение фактической степени риска на основе отдельных методов;
· оценка возможности увеличения или снижения риска в дальнейшем.
Оценка фактической степени
риска банка может основываться
на двух приемах — оценка уровня
показателей риска и
В качестве показателей оценки
степени риска могут
· коэффициенты;
· прогнозируемый размер потерь;
· показатели сегментации портфелей банка (портфель активов, кредитный, депозитных ресурсов, инвестиционный, торговый портфели и т.д.).[10]
Наиболее распространен коэффициентный способ оценки степени риска.
Прогнозирование размера потерь может основываться на имитационном моделировании, методе дюрации и т.д.; рассматривается в разделе, посвященном процентному риску. Показатели сегментации свойственны анализу качества портфелей банка.
Банковская практика знает несколько форм классификации активов по группам риска:
· номерная система;
· балльная система — с использованием метода взвешивания (группа риска х значимость показателя);
· система скорринга;
· смешанные формы.[11]
1.4 Методы управления банковским риском
1.4.1 Мониторинг банковского риска
Мониторинг риска —
это процесс регулярного
Процесс мониторинга риска
включает в себя: распределение обязанностей
по мониторингу риска, определение
системы контрольных
Обязанности по мониторингу
рисков распределяются между функциональными
подразделениями банка, его специализированными
комитетами, подразделениями внутреннего
контроля, аудита и анализа, казначейством
или другим сводным управлением
банка, его менеджерами. При этом
функциональные подразделения банка
отвечают за управление коммерческими
рисками, а комитеты и сводные
подразделения —
Круг контрольных показателей включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов и пассивов, их сегментов, стандарты для контрагентов банка (например, для заемщиков, эмитентов ценных бумаг, банков-партнеров).
1.4.2 Регулирование банковских рисков
Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы:
· методы предотвращения рисков;
· методы перевода рисков;
· методы распределения рисков;
· методы поглощения рисков.
К методам регулирования риска можно отнести:
· создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов;
· порядок покрытия потерь собственным капиталом банка;
· определение шкалы различных типов маржи (процентной, залоговой и т.д.), основанной на степени риска;
· контроль за качеством кредитного портфеля;
· отслеживание критических показателей в разрезе видов риска;
· диверсификация операций с учетом факторов риска;
· операции с производными финансовыми инструментами;
· мотивацию бизнес-подразделений и персонала, связанного с рисковыми операциями банка;
· ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска;
· установление лимитов на рисковые операции;
· продажа активов;
· хеджирование индивидуальных рисков.[12]
1.5 Способы управления банковскими рисками
Мировой и отечественный опыт коммерческих кредитных организаций позволяет сформулировать принципы построения внутрибанковской системы управления рисками:
· комплексность, т.е. единая структура системы управления для всех видов риска;
· дифференцированность, т.е. специфика содержания отдельных элементов системы применительно к типам банковских рисков;
· единство информационной базы;
· координация управления различными видами рисков.
Для построения эффективной системы управления банковскими рисками необходимо:
- с учетом вышеуказанных принципов построения системы управления сформулировать во внутрибанковских документах стратегию и задачи управления;
- установить принципы
определения, оценки и
- использовать данные
принципы в качестве базы для
создания важнейших процедур
управленческого контроля, в том
числе при создании схемы
- определить процедуры
обеспечения ответственности,
- ориентируясь на
Имея возможность управлять риском, можно или предотвратить угрозу наступления негативных событий, или быть готовым к ним. Автоматизированные системы управления риском дают такую возможность.
Преимущества, которые можно получить, управляя рисками:
Системы управления рисками позволяют увидеть "слабые места" в бизнес-процессах компании, те что приводят к потерям. Зная их, можно построить работу так, чтобы издержки снизились, а прибыль стала выше. Например, система управления операционным риском показывает, в каком подразделении или по какому направлению бизнеса был зафиксирован ущерб или ожидается его повышение, а значит можно принять меры к тому, чтобы в будущем потери были уменьшены. Ни для кого не секрет, что для определения стратегических и тактических целей организации необходимо планирование. Управление рисками позволяет не только строить более точные планы развития компании и планы работы, но и претворять эти планы в жизнь. Подчас в больших компаниях руководители, видя отчеты подчиненных сотрудников или подразделений, не имеют возможности получить цельную картину происходящего и понять, из каких частей складывается эта картина. Системы управления рисками показывают в динамике изменение основных показателей функционирования бизнеса, а также позволяют быстро и наглядно показать, из чего складываются эти данные. Все это повышает удобство, качество и оперативность работы. Результативное и эффективное управление доступно только тем менеджерам, которые держат под контролем происходящее во вверенных им организациях или подразделениях. Такой контроль невозможен без использования автоматизированных систем, предоставляющих информацию о работе подчиненных подразделений и сотрудников, особенно в компаниях с большим количеством офисов, распределенных по обширной территории.
Сегодня, особенно в период кризиса, все больше внимания уделяется стабильности и надежности работы компании, контролю за рисками и расходами. Все большее число российских компаний обращаются к зарубежному опыту управления рисками и прогнозирования убытков. Активно обсуждаются стандарты Базель II, изучается статистическое моделирование и другие прогрессивные методы управления. Применение всех этих новшеств на практике невозможно без грамотной методики их использования. особенно с учетом российской специфики бизнеса, которая во многом отличается от западной. Системы управления риском – это продуманная и проверенная практикой методика использования современных методов. Разработка полноценной системы управления риском занимает годы, и при этом в итоге может оказаться, что она изначально неверно построена, имеет неправильную структуру или работает на неподходящей платформе. Поэтому, выбирая систему управления риском, необходимо учитывать опыт использования этого программного продукта в других компаниях аналогичного или большего масштаба, а также иметь возможность посмотреть работу системы на практике. Хорошая система может стать полезным и незаменимым инструментом для построения успешного бизнеса.
1.6 Внедрение системы управления рисками
Системы управления рисками
на уровне всего банка стали
Планирование, проектирование
и внедрение таких систем является
очень сложной и тонкой задачей.
Внедрение такой системы
Тем не менее, сложные моменты при внедрении таких систем, на которые следует обратить особое внимание все равно остаются:
1. Широкий круг финансовых
инструментов, которые необходимо
включить в систему. Проблема
заключается в том, что круг
используемых финансовых
2. Различие в технологиях используемых для хранения данных, бухгалтерского учета, фронт-офиса, отчетности и т.д.; все системы внедрены в разное время, работают на разных операционных системах, СУБД и платформах. Технология, используемая для построения системы управления рисками, должна справляться с такими различиями в технологиях и должна объединять все существующие источники данных в единый согласованный и проверенный набор данных, который будет использоваться в процессе анализа рисков. Необходимо достичь нужного уровня «стандартизации» при остающемся уровне гибкости способном реагировать на будущие изменения.
Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем