Совершенствование внутрибанковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской

Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 455.45 Кб (Скачать файл)

 

Выбор стратегии работы банка  осуществляется на основе изучения рынка  банковских услуг и отдельных  его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как  известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг  на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.

 

Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга  риска.

 

Механизм защиты банка  от риска складывается из текущего регулирования риска и методов  его минимизации. При этом под  текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей  и принятие на этой основе оперативных  решений по операциям банка.

 

Наконец, в аспекте организации  процесса управления рисками рассматриваемая  система предполагает выделение  следующих элементов управления:

 

·  субъекты управления;

 

·  идентификация риска;

 

·  оценка степени риска;

 

·  мониторинг риска.[8]

 

Все элементы этого описания системы управления банковскими  рисками, представляют собой различное  сочетание приемов, способов и методов  работы персонала банка. Остановимся  подробнее на отдельных элементах  данного построения системы.

 

Субъекты управления банковскими  рисками зависят от размеров и  структуры банка. Но общим для  всех банков является то, что к их числу можно отнести:

 

·  руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при  допустимом уровне рисков;

 

·  комитеты, принимающие  решения о степени определенных видов фундаментальных рисков, которые  может принять на себя банк;

 

·  подразделение банка, занимающееся планированием его  деятельности;

 

·  функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски, связанные  с направлениями деятельности этих подразделений;

 

·  аналитические подразделения, предоставляющие информацию для  принятия решений по банковским рискам;

 

·  службы внутреннего  аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и  выявлению критических показателей, сигнализирующих о возможности  возникновения рисковой ситуации;

 

·  юридический отдел, контролирующий правовые риски.

 

1.3.2 Определение степени  риска

 

Идентификация риска заключается  в выявлении областей (зон) риска. Последние специфичны для различных видов риска[9].

 

Идентификация риска предполагает не только выявление зон риска, но также практических выгод и возможных  негативных последствий для банка, связанных с этими зонами.

 

Для идентификации риска, как и других элементов системы  управления им, большое значение имеет хорошая информационная база, складывающаяся из сбора и обработки соответствующей информации. Дело в том, что отсутствие соответствующей информации — важный фактор любого риска.

 

Для оценки степени риска  используется качественный и количественный анализ.

 

Качественный анализ —  это анализ источников и потенциальных  зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается  на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого  вида банковского риска. В последующих  разделах этим факторам уделяется большое  внимание. Модель качественного анализа  показывается на примере анализа  кредитного портфеля банка.

 

Количественный анализ риска  преследует цель численно определить, т.е. формализовать степень риска. В количественном анализе можно  выделить условно несколько блоков:

 

·  выбор критериев оценки степени риска;

 

·  определение допустимого  для банка уровня отдельных видов  риска;

 

·  определение фактической  степени риска на основе отдельных  методов;

 

·  оценка возможности  увеличения или снижения риска в  дальнейшем.

 

Оценка фактической степени  риска банка может основываться на двух приемах — оценка уровня показателей риска и классификации  активов по группам риска. В основе классификации показателей риска  могут лежать сфера риска и  вид показателя. В зависимости  от сферы риска, которая связана  с объектом его оценки, выделяются методы оценки совокупного (портфельного) риска банка, индивидуального риска (связанного с конкретным продуктом, услугой, операцией, контрагентом), комплексного риска (связанного с определенным направлением деятельности банка).

 

В качестве показателей оценки степени риска могут использоваться:

 

·  коэффициенты;

 

·  прогнозируемый размер потерь;

 

·  показатели сегментации  портфелей банка (портфель активов, кредитный, депозитных ресурсов, инвестиционный, торговый портфели и т.д.).[10]

 

Наиболее распространен  коэффициентный способ оценки степени  риска.

 

Прогнозирование размера  потерь может основываться на имитационном моделировании, методе дюрации и т.д.; рассматривается в разделе, посвященном процентному риску. Показатели сегментации свойственны анализу качества портфелей банка.

 

Банковская практика знает  несколько форм классификации активов  по группам риска:

 

·  номерная система;

 

·  балльная система —  с использованием метода взвешивания (группа риска х значимость показателя);

 

·  система скорринга;

 

·  смешанные формы.[11]

 

1.4 Методы управления банковским  риском

 

1.4.1 Мониторинг банковского  риска

 

Мониторинг риска —  это процесс регулярного анализа  показателей риска применительно  к его видам и принятия решений, направленных на минимизацию риска  при сохранении необходимого уровня прибыльности.

 

Процесс мониторинга риска  включает в себя: распределение обязанностей по мониторингу риска, определение  системы контрольных показателей (основных и дополнительных), методы регулирования риска.

 

Обязанности по мониторингу  рисков распределяются между функциональными  подразделениями банка, его специализированными  комитетами, подразделениями внутреннего  контроля, аудита и анализа, казначейством  или другим сводным управлением  банка, его менеджерами. При этом функциональные подразделения банка  отвечают за управление коммерческими  рисками, а комитеты и сводные  подразделения — фундаментальными рисками.

 

Круг контрольных показателей  включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов  и пассивов, их сегментов, стандарты  для контрагентов банка (например, для  заемщиков, эмитентов ценных бумаг, банков-партнеров).

 

1.4.2 Регулирование банковских  рисков

 

Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы:

 

·  методы предотвращения рисков;

 

·  методы перевода рисков;

 

·  методы распределения  рисков;

 

·  методы поглощения рисков.

 

К методам регулирования  риска можно отнести:

 

·  создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования  этих резервов;

 

·  порядок покрытия потерь собственным капиталом банка;

 

·  определение шкалы  различных типов маржи (процентной, залоговой и т.д.), основанной на степени  риска;

 

·  контроль за качеством кредитного портфеля;

 

·  отслеживание критических  показателей в разрезе видов  риска;

 

·  диверсификация операций с учетом факторов риска;

 

·  операции с производными финансовыми инструментами;

 

·  мотивацию бизнес-подразделений и персонала, связанного с рисковыми операциями банка;

 

·  ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска;

 

·  установление лимитов  на рисковые операции;

 

·  продажа активов;

 

·  хеджирование индивидуальных рисков.[12]

 

1.5 Способы управления  банковскими рисками

 

Мировой и отечественный  опыт коммерческих кредитных организаций  позволяет сформулировать принципы построения внутрибанковской системы управления рисками:

 

·  комплексность, т.е. единая структура системы управления для  всех видов риска;

 

·  дифференцированность, т.е. специфика содержания отдельных элементов системы применительно к типам банковских рисков;

 

·  единство информационной базы;

 

·  координация управления различными видами рисков.

 

Для построения эффективной  системы управления банковскими  рисками необходимо:

 

- с учетом вышеуказанных  принципов построения системы  управления сформулировать во  внутрибанковских документах стратегию и задачи управления;

 

- установить принципы  определения, оценки и диагностики  риска в качестве основы при  постановке приоритетных стратегий  и задач и обеспечить сбалансированную  защиту интересов всех лиц,  имеющих отношение к банку;

 

- использовать данные  принципы в качестве базы для  создания важнейших процедур  управленческого контроля, в том  числе при создании схемы организационной  структуры, подготовке документов  о делегировании полномочий, а  также технических заданий;

 

- определить процедуры  обеспечения ответственности, самооценки  и оценки результатов деятельности  в соответствии с принципами  управления риском и системы  контроля, использовать данные процедуры  в качестве факторов совершенствования  процесса управления;

 

- ориентируясь на вышеупомянутые  принципы и процедуры, следует  разработать механизм мониторинга  и обратной связи в целях  обеспечения высокого качества  процедур, оценки и проверки их  соблюдения.

 

Имея возможность управлять  риском, можно или предотвратить  угрозу наступления негативных событий, или быть готовым к ним. Автоматизированные системы управления риском дают такую  возможность.

 

Преимущества, которые можно  получить, управляя рисками:

 

Системы управления рисками  позволяют увидеть "слабые места" в бизнес-процессах компании, те что приводят к потерям. Зная их, можно построить работу так, чтобы издержки снизились, а прибыль стала выше. Например, система управления операционным риском показывает, в каком подразделении или по какому направлению бизнеса был зафиксирован ущерб или ожидается его повышение, а значит можно принять меры к тому, чтобы в будущем потери были уменьшены. Ни для кого не секрет, что для определения стратегических и тактических целей организации необходимо планирование. Управление рисками позволяет не только строить более точные планы развития компании и планы работы, но и претворять эти планы в жизнь. Подчас в больших компаниях руководители, видя отчеты подчиненных сотрудников или подразделений, не имеют возможности получить цельную картину происходящего и понять, из каких частей складывается эта картина. Системы управления рисками показывают в динамике изменение основных показателей функционирования бизнеса, а также позволяют быстро и наглядно показать, из чего складываются эти данные. Все это повышает удобство, качество и оперативность работы. Результативное и эффективное управление доступно только тем менеджерам, которые держат под контролем происходящее во вверенных им организациях или подразделениях. Такой контроль невозможен без использования автоматизированных систем, предоставляющих информацию о работе подчиненных подразделений и сотрудников, особенно в компаниях с большим количеством офисов, распределенных по обширной территории.

 

Сегодня, особенно в период кризиса, все больше внимания уделяется  стабильности и надежности работы компании, контролю за рисками и расходами. Все большее число российских компаний обращаются к зарубежному опыту управления рисками и прогнозирования убытков. Активно обсуждаются стандарты Базель II, изучается статистическое моделирование и другие прогрессивные методы управления. Применение всех этих новшеств на практике невозможно без грамотной методики их использования. особенно с учетом российской специфики бизнеса, которая во многом отличается от западной. Системы управления риском – это продуманная и проверенная практикой методика использования современных методов. Разработка полноценной системы управления риском занимает годы, и при этом в итоге может оказаться, что она изначально неверно построена, имеет неправильную структуру или работает на неподходящей платформе. Поэтому, выбирая систему управления риском, необходимо учитывать опыт использования этого программного продукта в других компаниях аналогичного или большего масштаба, а также иметь возможность посмотреть работу системы на практике. Хорошая система может стать полезным и незаменимым инструментом для построения успешного бизнеса.

 

 

1.6 Внедрение системы управления  рисками

 

Системы управления рисками  на уровне всего банка стали неотъемлемыми  компонентами современного бизнеса: они  позволяют функции управления рисками  развиться от простого контроля отдельных  позиций до фундаментального фактора  повышения стоимости финансового  учреждения.

 

Планирование, проектирование и внедрение таких систем является очень сложной и тонкой задачей. Внедрение такой системы предполагает вовлечение в этот процесс практически  все направления и подразделения  банка.

 

Тем не менее, сложные моменты  при внедрении таких систем, на которые следует обратить особое внимание все равно остаются:

 

1. Широкий круг финансовых  инструментов, которые необходимо  включить в систему. Проблема  заключается в том, что круг  используемых финансовых инструментов  постоянно растет и изменяется. Решением проблемы будет использование  технологии, которая способна быстро  реагировать на изменения и  легко регистрировать новые финансовые  инструменты.

 

2. Различие в технологиях используемых для хранения данных, бухгалтерского учета, фронт-офиса, отчетности и т.д.; все системы внедрены в разное время, работают на разных операционных системах, СУБД и платформах. Технология, используемая для построения системы управления рисками, должна справляться с такими различиями в технологиях и должна объединять все существующие источники данных в единый согласованный и проверенный набор данных, который будет использоваться в процессе анализа рисков. Необходимо достичь нужного уровня «стандартизации» при остающемся уровне гибкости способном реагировать на будущие изменения.

Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем