Совершенствование внутрибанковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской

Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 455.45 Кб (Скачать файл)

 

     Банковский  риск4- это присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесенная кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) или внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

 

     Эффективность  оценки и управления риском  во многом определяется его  классификацией. Под  классификацией  рисков понимается их распределение  и конкретные группы по определенным  признакам для достижения поставленных  целей. Научно обоснованная классификация  позволяет четко  место каждого  риска в их общей системе.  Она создает возможности для  эффективного применения соответствующих  методов и приемов управления  риском. В современной экономической  литературе и практике существует  большое количество классификаций  банковских рисков в зависимости  от целей анализа и управления5 (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) и от уровня расположения  источник их возникновения (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

 

     Существует  группировка рисков, которую удобно  применять в российских банках. В  данной классификации риски  объедены по степени влияния  на ежедневную деятельность банка  (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

 

     К типичным  банковским рисам относятся:

Кредитный риск - риск возникновения  у кредитной организации убытков  вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником  финансовых обязательств перед кредитной  организацией в соответствии с условиями  договора;

Страновой риск (включая риск не перевода средств) - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства;

Рыночный риск – риск возникновения  у кредитной организации убытков  вследствие неблагоприятного изменения  рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных  финансовых инструментов кредитной  организации, а также курсов иностранных  валют и (или) драгоценных металлов. Он включает в себя:

 

           3.1 Фондовый риск - риск убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на фондовые ценности (ценные бумаги, в том числе закрепляющие права на участие в управлении) торгового портфеля и производные финансовые инструменты под влиянием факторов, связанных как с эмитентом фондовых ценностей и производных финансовых инструментов, так и общими колебаниями рыночных цен на финансовые инструменты;

 

          3.2 Валютный риск - риск убытков  вследствие неблагоприятного изменения  курсов иностранных валют и  (или) драгоценных металлов по  открытым кредитной организацией  позициям в иностранных валютах  и (или) драгоценных металлах;

 

          3.3  Процентный риск - риск возникновения   финансовых потерь (убытков) вследствие  неблагоприятного изменения процентных  ставок по активам, пассивам  и внебалансовым инструментам  кредитной организации;

 

          4. Риск ликвидности - риск убытков   вследствие неспособности кредитной   организации обеспечить исполнение  своих обязательств в полном  объеме. Риск ликвидности возникает   в результате несбалансированности  финансовых активов и финансовых  обязательств кредитной организации;

 

          5. Операционный риск - риск возникновения   убытков в результате:

несоответствия характеру  и масштабам деятельности кредитной  организации и  требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок;

их нарушения служащими  кредитной организации и иными  лицами;

несоразмерности  функциональных возможностей) применяемых кредитной  организацией информационных, технологических  и других систем и  их отказов;

также в результате воздействия  внешних событий.

 

          6. Правовой риск - риск возникновения  у кредитной организации убытков  вследствие:

несоблюдения кредитной  организацией требований нормативных  правовых актов и заключенных  договоров;

допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности;

несовершенства правовой системы;

нарушения контрагентами  нормативных правовых актов, а также  условий заключенных договоров.

 

           7. Риск потери деловой репутации  - риск возникновения у кредитной  организации убытков в результате  уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе  негативного представления о  финансовой устойчивости кредитной  организации, качестве оказываемых  ею услуг или характере деятельности  в целом;

 

           8. Стратегический риск - риск возникновения   у кредитной организации убытков   в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений,  определяющих стратегию деятельности  и развития кредитной организации,  отсутствии или обеспечении в   неполном объеме необходимых   ресурсов (финансовых, материально-технических,  людских) и организационных мер  (управленческих решений), которые   должны обеспечить достижение  стратегических целей деятельности  кредитной организации.

 

1.4. Зарубежная практика  управления рисками

 

     На  Западе  система риск-менеджмента  уже давно признана жизненно необходимым элементом управления банком, залогом его конкурентоспособности.

 

     Проведение  опросов по тематике стресс-тестирование  является распространенной международной   практикой. Так, в исследовании, проведенном  Банком международных  расчетов в 2009 году,  приняло  участие 14 центральных банков  и 59 финансовых учреждений. Компаниями-респондентами  было проведено 954 стресс-теста, из них 48% с использованием сценарного анализа. При этом стресс-тесты на основе исторических событий 30% кредитных организаций рассчитывало ежедневно, ещё 15% - еженедельно. В ходе исследования так же выяснилось, что 90% фирм-респондентов рассчитывало процентный риск, фондовый риск – 70% фирм, валютный – 65%, кредитный – 75%, риск ликвидности отнесен к категории «другие риски», которые рассчитывало 39% респондентов. Такое распределение отражает профиль рисков, сложившихся на финансовых рынках, на которых функционируют участники опроса.

 

     В Западной  Европе и США в целях   минимизации кредитного риска  широко ;распространен такой вид страхования, когда основной страховой защиты является все финансовые инструменты, в том числе включается и комплексное  страхование от преступностей и  других действии персонала и третьих  лиц, наносящий ущерб банку (BBB – Bankers Blanket Bond) и страхование от электронных и компьютерных преступлений. В США, например, страхование ВВВ является обязательным для тех банков, которые работают с физическими лицами. В данной сфере многое зависит от регуляторов рынка, их требований к управлению рисками.

 

     Базельский  Комитет по межбанковскому регулированию и надзору является международным надзорным органом, деятельность которого направлена на реализацию идей раннего выявления и предотвращение нарушений стабильности банковских систем. В 2004 году Базельский комитет по банковскому надзору утвердил новый свод нормативов для финансовых организаций, широко известный как Базель-2. Он заменил действующее Базельское соглашение, в котором обнаружилось все больше недостатков. Проект этого документа долгое время находился на рассмотрении Европейского парламента. 

 

     Согласно  проведенному  исследованию, результаты показали, что большинство стран  начали  внедрять Базель-2. В США основным  принципом по внедрению Базель-2 является комфортность и минимизация   стрессов для банковской системы..

 

     В Японии  организацией, ответственной  за  внедрение Базеля-2, является Агентство   финансовых услуг, которое занимается  разработкой необходимых методических  и нормативных документов.

 

     В первой  главе были рассмотрены вопросы  касающиеся нормативно - правовой базы управления рисками, характеристики риск-менеджмента как направления финансового менеджмента.  Риск-менеджмент – система управления рисками, а также экономическими, финансовыми отношениями, возникающими  в процессе управления.

 

     Риск-менеджмент  понятие широкое, охватывающее  самые  различные проблемы, связанные  практически  со всеми направлениями  и аспектами  управления. Риском  можно управлять, используя разнообразные  меры, позволяющие  в определенной  степени прогнозировать наступление  рискового события  и вовремя  принимать меры к  снижению  степени риска.

 

     Также здесь  были рассмотрены основные виды  рисков в банковской деятельности  и их классификация, уделено  внимание зарубежной практике  управления рисками. На Западе  система риск-менеджмента  уже давно признана жизненно необходимым элементом управления банком, залогом его конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Раздел 2. Анализ  методов  управления и оценки  качества риск-менеджмента в банковской деятельности

 

     2.1 Внутрибанковская  система управления  рисками: её организация и структура

 

     Управление  банковскими рисками (кредитным,  рыночным, валютным, процентным, операционным, правовым, риском потери деловой  репутации, и  риском потери  ликвидности) в ОАО  «МИнБ» осуществляется следующими высшими  органами Банка:

Советом директоров;

Правление Банка. Главной  функцией правления в аспекте  управления рисками является выработка  и утверждение статистических управленческих решений,  рассмотрение и утверждение  «верхних» документов собственной  нормативной базы;

Кредитным комитетом (управление кредитным риском). В состав комитета кредитного риска входят председатель – руководитель Банка; членами его  являются: руководитель кредитного отдела, руководитель подразделений по анализу  кредитных рисков, руководитель научно-исследовательского отдела. Комитет кредитного риска  выполняет следующие функции:6

разработка и мониторинг действующей кредитной политики;

разработка политики рейтинга кредитов;

разработка критериев  для выдачи новых кредитов;

установление ограничений  на ссуды в зависимости от отрасли  и типа бизнеса;

регулярная оценка риска  кредитного портфеля;

разработка политики возврата ненадежных ссуд;

пересмотр состава кредитного положения;

разработка политики расширения или сужения кредитов;

Финансовый комитет. В  состав финансового комитета входит руководитель Банка; членами комиссии являются: руководитель кредитного отдела, отдела денежного обращения (кассового  отдела), руководитель научно-исследовательского отдела, главный бухгалтер, руководитель службы финансового контроля, внутреннего  аудита. Финансовый комитет выполняет  следующие функции:

разработка и мониторинг процентной политики банка;

разработка валютной политики банка;

регулярная оценка рыночного (инвестиционного) риска;

мониторинг состояния  банковской ликвидности;

разработка политики управления капиталом банка;

соблюдение действующего законодательства в отношении рисков.

Комитет по качеству и технологиям. Одна из главных функций данного  комитета – мониторинг операционных рисков, связанных с отказом вычислительной, телекоммуникационной техники, а так  же с возникновением разного рода технологических сбоев.

 

        В  соответствии с  «Политикой  управления банковскими  рисками  ОАО «МИнБ»» структурным  подразделением, профессионально занимающимся процессом управления рисками в  банке является департамент риск-менеджмента. Главной задачей данного подразделения является обеспечение надлежащего происхождения всех этапов процесса управления банковскими рисками посредством создания и применения соответствующей внутренней нормативной базы, принятия тактических и оперативных управленческих решений. Тактическое управление банковскими рисками, возлагаемое на подразделение риск-менеджмента, осуществляется на трех уровнях (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

 

        Оперативное  управление рисками осуществляется  непосредственно  подразделением, открывающим рисковую позицию,  в порядке самоконтроля, посредством  мониторинга открытых позиций  на предмет соблюдения установленных   лимитов и прочих ограничений.  На структурные подразделения  возлагается  ответственность  за консолидацию информации и  предоставление управленческой  ответственности.

 

        Внутренний  контроль за банковскими рисками в Банке осуществляется по линии административного и финансового контроля. Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном,  текущем и последующем порядке.

 

           Административный  контроль состоит  в обеспечении  проведения  операций только уполномоченными   на то лицами и в строгом   соответствии с определенным  Банком полномочиями и процедурами   принятия решений по проведению  операций. Финансовый контроль состоит   в обеспечение проведения операций  в строгом соответствии с принятой  и закрепленной документами политикой   Банка применительно к разным  видам финансовых услуг и их  адекватного отражения в учете   и отчетности.

Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем