Совершенствование внутрибанковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской

Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 455.45 Кб (Скачать файл)

 

        На  каждом уровне принятия решения  в нутрии Банка  установлены  качественные и количественные  ограничения рисков банковской  деятельности. Все ограничения рисков  на уровне внешних подразделений  определяются таким образом, чтобы  учесть необходимость  соблюдения  всех пруденциальных норм, установленных Банком России, а также требований, установленных действующим законодательством и обычаями делового оборота в отношении стандартных для финансовых рынков операций и сделок. Каждое структурное подразделение  имеет четко установленной ограничения  полномочий и ответственности, а  в тех случаях, когда функции  пересекаются, или в случае проведения сделок, несущий высоки риск, разработан механизм принятия коллегиальных решений.

 

        2.2. Политика  управления  рисками ОАО «МИнБ»

 

        Открытое  акционерное  общество «Московский  индустриальный банк» в соответствии  с действующим  российским  законодательством Российской федерации  разрабатывает и утверждает в  обязательном порядке «Политику   управления банковскими рисками», в  соответствии с которой  формируются  структурные подразделения,  занятые  в процессе, определяются  основные цели и задачи риск-менеджмента в банке, создается система управления банковскими рисками. Этот документ является обязательным для применения всех подразделениями и работниками банка.

 

        Цели  и задачи политики управления  банковскими рисками  достигаются  при соблюдении определенных  принципов и следующими инструментами:

система лимитов;

система полномочий и принятия решений;

система управления рисками;

коммуникационная политика (в том числе информационная система);

комплекс мероприятий  в кризисных ситуациях;

система контроля;

 

        Одним  из инструментов Политики управления  банковскими рисками  является  эффективная функционирующая   система лимитов, которая призвана  управлять определенные ограничения   на принятие Банком чрезмерных  рисков. Превышение соответствующих  лимитов  не допускается, кроме  как по решению  Правления  Банка.

 

        Целями  системами  лимитов  признаются  «физическое» ограничение  принятия  Банком чрезмерных рисков и   не допущение «перетекания» негативных  проблем одного из направлений  деятельности на весь Банк.

 

        Задачей  системы  лимитов являются  обеспечение формирования структуры  активов и пассивов Банка адекватной  характеристику и  масштабам  бизнеса Банка.

 

        Система  полномочий и принятия решений  призвана обеспечить надлежащее  функционирование системы управления  рисками, придавая её требуемую  гибкость в сочетании с устойчивостью  на каждом уровне управления.

 

        Для  обеспечения  надлежащего уровня  банковскими  рисками и получения  достаточно объективной информации  о соответствии и размере рисков  выстраивается  определенная  система параметров управления  этими рисками.

 

        Основной  целью  системы параметров  управления банковскими рисками  является обеспечения  принятия  надлежащего управленческого   решения в отношении определенного   вида бизнеса направления деятельности Банка по снижению влияния соответствующего риска в целом в Банк.

 

        Задачами  являются:

получение оперативных и  объективных сведений о состоянии  и размерах определенных банковских рисков;

прогнозирование состояния  соответствующих рисков на определенные периоды в будущем;

предотвращение достижения определенными рисками критически значительных для Банка размеров;

 

        Основными  целями коммуникационной политики  являются:

формирование достоверной  информации о Банке;

формирование положительного обзора Банка, не допускаемого нарушений  действующего законодательства Российской Федерации, стандартов профессиональной деятельности, принятие чрезмерных рисков;

формирование информации для принятия надлежащего управленческого  решения;

 

        Наличие  и эффективное  функционирование  системы контроля базируется  на следующих принципах: всесторонности  внутреннего контроля, контрольные  процедуры охватывают все организационные  структуры  и подразделения  Банка, многоуровневый характер  внутреннего контроля. Система   контроля управления банковскими  рисками  является основным  элементом системы  внутреннего  контроля Банка.

 

        В  целях управления определенными  банковскими рисками  в нештатных  ситуациях разрабатывается  и  реализуется комплекс мероприятий   кризисных ситуаций.

 

        Главной  целью реализации и разработки  комплекса мероприятий  для  кризисных ситуаций является  недопущение существенного ухудшения  состояния конкретного направления  деятельности Банка или достижение соответствующим банковским риском критического для Банка значения.   

 

        2.3. Анализ  системы риск-менеджмент в кредитной  организации, ее оценка

 

     23 октября 2008 года рейтинговое агентство "эксперт"  высоко оценило уровень риск-менеджмента в ОАО «МИнБ». В рамках проекта сертификации систем риск-менеджмента РА "эксперт" уже второй год присваивает московскому индустриальному банку рейтинг "А.rm", что является наивысшим из возможных рейтингов.Система риск-менеджмента этого класса означает, что практика управления рисками в банке соответствует современным стандартам качества управления и позволяет обеспечивать устойчивое развитие в нормальных условиях, а также высокую степень защищенности от непрогнозируемых внешних шоков (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

 

        В  процессе своей  деятельности  все равно ОАО «МИнБ» сталкивается с совокупностью различных  видов рисков, различавшихся местом и временем возникновения, внешними и внутренними факторами влияющих на их уровень, способами их анализа  и методы описания. С целью их управления и минимизации в банке  создана система управления банковскими  рисками.

 

        Банковские  риски, связанные с различными  банковскими  операциями, сконцентрированные  следующими направлениями:

Кредитный риск. Банк осуществляет управление кредитным риском, установлением  ежемесячного лимита7 Кредитным комитетом и правлением Банка на проведенные операции. В отдельных случаях лимиты одобряются Советом директоров. Лимиты устанавливаются на одного заёмщика или группу связанных заемщиков, на одного акционера, на одного инсайдеров, на одно аффилированное лицо, на всех аффилированных лиц, по банкам (межбанковское кредитование), по эмитентам, по филиалам. Лимиты устанавливаются (пересматриваются) не реже одного раза в год. В Банке в период действия установленных лимитов осуществляется ежедневный мониторинг их фактического соблюдения.

 

        В целях соблюдения федерального закона №218-ФЗ «О кредитных  историях» и снижение кредитных  рисков Банк заключает договор с  бюро кредитных историй об оказании информационных услуг и предоставляет  информацию в бюро кредитных историй  и запрашивает в бюро кредитных  историй кредитный отчет по заёмщика, по которым документально зафиксировано  согласие на осуществление Банком указанных  операций.8 

 

        Управление  кредитным  риском осуществляется  по средством  регулярного анализа способности существующих и потенциальных заемщиков исполнять свои обязательства перед банком. Кредитный риск оценивается на уровне отдельного заемщика на основе анализа его кредитоспособности по разработанным Банком методикам. В целях определения уровня применяемого Банком риска осуществляется анализ платежеспособности контрагента, его благонадежности и финансовой устойчивости, правовой основы осуществляемой сделки, качестве обеспечения.

 

        Банк  оптимизирует кредитный риск, в  частности, путем  заключения  договора залога и поручительства  с юридическими и физическими лицам. Банк применяет такой инструмент в страхования обеспечения, которое по своей сути представляет собой передачу страховым организациям собственного риска в полном или частичном объеме. На постоянной основе существует мониторинг текущего состояния заемщиков и поручителей, контроль за движением рыночных цен принято в залог имущества, проводят регулярные проверки состояния предметов залога.

Риск ликвидности. Банк в  целях управления риском ликвидности  обеспечивает:

ежедневный контроль текущей  ликвидности, в том числе ведение  платежной позиции Банка в  режиме реального времени, включающей движение денежных средств на всех корреспондентских счетах Банка  по всем видам валют;

классификацию активов, в  которые вложены средства на группы риска потери ликвидности в зависимости  от состояния спроса и предложения  на конкретные виды активов, состояния  активов, их готовности к реализации;

размещение активов в  различные финансовые инструменты  осуществляется с учетом срочности  и объема источников ресурсов;

для анализа риска потери ликвидности осуществляется оценка разрывов в сроках погашения требований и востребования обязательств Банка, обеспечено своевременное принятие предупредительных мер.

 

         В  соответствии  с реконструкциями  Базельского  комитета Банк оценивает риск  потери ликвидности на основе  сценарного подхода, предлагающего наличие нескольких вариантов развития ситуации. Банк выделяет  три основных сценария, которые отличаются друг от друга по  степени воздействия негативных  факторов, влияющих на ликвидность Банка, а также методика анализа ликвидности с использованием  альтернативных сценариев развития  ситуации определяются Методикой оценки ликвидности.

 

        При  управлении ликвидностью в иностранной  валюте Банк в обязательном  порядке принимает во внимание  риск изменения валютных курсов, что учитывается  при разработке  альтернативных сценариев  развития  ситуации.

 

        В  соответствии с  требованиями  Банк России и внутренних регламентов  Банк осуществляет ежедневный  мониторинг9 позиции по ликвидности путем расчета нормативов мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности.

Рыночный риск. Для снижения рыночного риска Банк использует следующие финансовые инструменты: установление лимитов на операции и  инструменты, установление лимитов  на корпоративных эмитентов, хеджирование на рынке производственных финансовых инструментах, диверсификация портфеля ценных бумаг, создание резервов на возможные  потери в соответствии с группой  риска.

2.3. Методические рекомендации  по оценке эффективности внутрибанковских платежных систем

 

Важным элементом любой  системы или процесса управления является оценка эффективности управляемого объекта, поскольку именно оценка эффективности  позволяет оценить качество всей системы или всего процесса управления, определить узкие места, разработать  методы управления, которые в наибольшей степени позволяют реализовать  цели и задачи, поставленные перед  объектом управления.

 

Эти положения в полной мере относятся к внутрибанковской платежной системе как объекту управления.

 

Внутрибанковская платежная система является достаточно сложным объектом управления, поскольку включает в себя совокупность материальных элементов различного характера: технические компоненты, технологические проццессы, программно-информационный комплекс, и, кроме того, опосредует движение денежных средств в соответствии с комплексом внутренних или внешних обязательств коммерческого банка.

 

Анализ подходов к оценке эффективности банковских продуктов  и технологий показал, что разработка методических положений по оценке эффективности  внутрибанковской платежной системы в целом является самостоятельной задачей, которая включает в себя совокупность частных задач:

 

• выбор этапов оценки эффективности  внутрибанковской платежной

 

системы;

 

• обоснование методов  и показателей оценки эффективности

 

внутрибанковской платежной системы;

 

 

• определение рисков, влияющих на эффективность внутрибанковской

 

платежной системы;

 

• разработка процедур по управлению внутрибанковской платежной

 

системой.

 

Каждая из этих частных  задач предполагает необходимость  руководствоваться как общими, так  и частными принципами оценки эффективности  внутрибанковской платежной системы.

 

Общие методические принципы оценки эффективности внутрибанковской системы, справедливые для всех этапов, включают в себя:

 

• управляемость внутрибанковской платежной системы в целом и ее

 

отдельных элементов;

 

• возможность сопоставления  целей и результатов;

 

• использование качественных и количественных показателей и

 

критериев;

 

• учет рисков.

 

Помимо общих принципов  оценки эффективности внутрибанковской платежной системы определим специфические принципы оценки внутрибанковской платежной системы, учитывающие ее особенности. Эти принципы включают:

 

• учет факторов развития комплексов технических и программно-

 

информационных комплексов при оценке эффективности

Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем