Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 23:29, реферат
Цель данной выпускной квалификационной работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты управления оборотными средствами предприятия и разработать мероприятия по совершенствованию управления ими.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
1) рассмотреть теоретические аспекты управления оборотным капиталом;
2) исследовать текущее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
3) провести анализ управления оборотными средствами на исследуемом предприятии;
4) разработать мероприятия для повышения эффективности использования оборотного капитала.
Пунктом 8 ст. 254 Н К РФ и п. 1 ст. 268 Н К РФ установлены способы списания материально-производственных запасов (МПЗ) для целей налогообложения, которые используют пересчет цены материала исходя из выбранного в организации варианта (средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО) на момент (по мере) каждого отпуска материала.
Например, при формировании полной фактической себестоимости МПЗ на счетах учета материальных ценностей (как счета 10 «Материалы», так и счета 41 «Товары»17, остаток по которому отражается в балансе по статье «Готовая продукция и товары для перепродажи») является трудоемкой процедурой и даже невозможной в ряде случаев. Потому что существуют объективные причины, наиболее существенными из которых следующие:
В итоге, допускается использование учетных цен при осуществлении организациями заготовления и приобретения МПЗ для оптимизации процесса формирования их фактической себестоимости, что должно быть зафиксировано организацией в приказе об учетной политике19.
Также в учетной политике описывается способ определения учетных цен МПЗ, например это может быть:
- нормативная или плановая себестоимость приобретения (заготовления) МПЗ;
- средняя цена приобретения
за определенный временной
- эквивалент их стоимости в иностранной валюте, пересчитанный в рубли по курсу ЦБ РФ на день принятия ценностей на учет, если МПЗ приобретены на условиях валютной оговорки;
- другие учетные цены.
Далее следует рассмотреть структуру основных статей II раздела бухгалтерского баланса, «Оборотные активы»20. Это необходимо для правильного анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности, что будет показано во 2-й главе выпускной квалификационной работы.
В подразделе «Запасы» отражаются остатки сырья, материалов и других аналогичных ценностей, животных на выращивании и откорме, затрат организации, относящиеся к незавершенному производству (издержкам обращения), готовой продукции и товаров для перепродажи, товаров отгруженных, расходов будущих периодов, прочих запасов и затрат. Данные, относящиеся к подразделу «Запасы», отражаются отдельными статьями в балансе.
К статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» относятся остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей.
В статье «Животные на выращивании и откорме» показывается сальдо одноименного счета 11 (остаток по животным птицам, семьям пчел и т.д.). Амортизация по животным, отраженным в данной статье, не начисляется.
В статье «Затраты в незавершенном производстве» учитывают затраты по незавершенному производству и незаконченным работам (услугам), незавершенное производство отражается в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики.
По статье «Готовая продукция и товары для перепродажи» организациями промышленности показывают остаток на складе готовой продукции, которая учитывается в балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости. Те организации, которые осуществляют свою деятельность в производственных сферах, учитывают в данной статье предметы, приобретаемые специально для продажи, а также стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включаемую в себестоимость продукции и подлежащую возмещению покупателями отдельно.
По статье «Товары отгруженные» отражается фактическая полная (или нормативная) себестоимость отгруженной продукции (товаров) в случае, если договором предусматривает особенный порядок перехода права собственности на отгруженные ценности от поставщика к покупателю. Например, если переход права собственности происходит в момент оплаты товаров, в то время как общепринятым моментом перехода права собственности является момент отгрузки.
В статье «Расходы будущих периодов» отражают расходы, которые признаны в бухгалтерском учете, но не имеют отношение к затратам на производство продукции (работ, услуг) текущего отчетного периода. Это могут быть, в частности, расходы, связанные с подготовительными работами в сезонных отраслях, освоением новых производств, цехов и агрегатов, расходы по неравномерно производимому ремонту основных средств, если у организации нет соответствующего резерва. Подписка на периодические издания, арендная плата не относятся к расходам будущих периодов.
К «Прочим запасам и затратам» относятся запасы и затраты, которые не отражались в других статьях подраздела «Запасы», в частности, часть расходов, относящихся к остатку неотгруженной (нереализованной) продукции.
По статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отражается сумма НДС, относящегося к приобретаемым ценностям (материальным ресурсам, нематериальным активам, выполненным работам и оказанным услугам и др.). Сумма НДС, подлежащая зачету, определяется по мере оприходования (в отношении работ, услуг - подписания актов, свидетельствующих об их выполнении, оказании) ценностей, получения счета-фактуры, а также если товары (работы, услуги) приобретены для использования в деятельности, облагающейся НДС.
В подраздел «Дебиторская задолженность» входят расчеты организации с другими юридическими и физическими лицами. В бухгалтерском балансе расчеты приводятся в развернутом виде по счетам аналитического учета. Остатки по счетам расчетов не сальдируются и показываются отдельно как дебиторская и кредиторская задолженность (в активе – дебиторская задолженность, в пассиве – кредиторская).
В статьях «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты» и «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты» указывают весь объем дебиторской задолженности организации, существующий на отчетную дату, в зависимости от ожидаемого срока погашения.
В статье «Краткосрочные финансовые вложения» отражают краткосрочные (на срок не более одного года) инвестиции организации в ценные бумаги других организаций и государства, предоставленные другим организациям займы и т.д.
При этом собственные акции, выкупленные у акционеров, в бухгалтерском балансе в качестве финансовых вложений не отражаются, а отражаются по одноименной статье пассива бухгалтерского баланса (раздел III «Капитал и резервы»).
По статье «Денежные средства» показывается остаток денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах в кредитных организациях, а также переводы в пути.
По статье «Прочие оборотные активы» отражаются суммы оборотных активов, не нашедшие отражения по другим статьям раздела II баланса.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Бухгалтерский баланс за 2012 год составлен в упрощенной форме (Приложение №5 к Приказу № 66н).
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что каждая организация должна ставить своей задачей использование всех возможностей для максимального сокращения размера оборотных средств в сфере обращения. Например, необходимо укреплять расчетно-платежную дисциплину, развивать прямые хозяйственные связи между предприятиями, укреплять договорную дисциплину и соответственно выполнять договорные обязательства, расширять практику применения инновационных форм расчетов. Банковский кредит на пополнение оборотных средств является важным фактором стимуляции сокращения средств в сфере обращения и ведет к рациональному использованию нормируемых и ненормируемых оборотных средств.
В свою очередь, дебиторская задолженность говорит об отвлечении средств из оборота организации, что влечет за собой дополнительную потребность в ресурсах и возможное неустойчивое финансовое состояние, в том случае, если дебиторская задолженность не предусмотрена действующей системой расчетов. Очевидно, что в интересах предприятия – стремиться к сокращению дебиторской задолженности, чтобы избежать потери и признания несостоятельности. Различают несколько видов дебиторской задолженности:
1) расчеты с дебиторами за товары и услуги;
2) товары отгруженные;
3) расчеты с дочерними предприятиями, с бюджетом, с персоналом по прочим операциям;
4) расчеты по векселям полученным;
5) задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал;
6) авансы, выданные поставщикам и подрядчикам;
7) расчеты с прочими дебиторами.
Товары отгруженные составляют большую часть всей дебиторской задолженности на производственных предприятиях, это связано с тем, что готовая продукция на складе отгружается контрагентам в установленные сроки и часть товаров остается на складе, поскольку сроки оплаты еще не наступили. Очевидно, что такое положение вещей быстро изменяется вместе с наступлением сроков отгрузки и оплаты. Либо, при отсутствии своевременной оплаты, средства переходят в разряд товаров отгруженных, не оплаченных в срок, или товаров отгруженных на ответственном хранении у покупателя. Это может быть следствием отсутствия средств у покупателя или о его отказе от оплаты, но в любом случае ведет к нарушению платежно-расчетной дисциплины и вызывает внеплановое перераспределение оборотных средств.
Рост дебиторской задолженности приводит к необходимости оптимизировать решения по ее управлению, поскольку платежи дебиторов являются основным источником поступлением средств.
Для начала необходимо провести оценку по группам дебиторов с различными сроками возникновения задолженности, чтобы выявить безнадежные долги, которые могут быть покрыты за счет, например, резервов по сомнительным долгам.
Чтобы избежать накопления дебиторской задолженности в дальнейшем, организации необходимо разработать такую систему договоров, которая бы предусматривала предоплату продукции, выставление промежуточных счетов, гибкое ценообразование, зависящего от внешних факторов (например, инфляции), чтобы дебиторы были заинтересованы в своевременной оплате продукции.
Неуправляемая дебиторская задолженность подрывает финансовую устойчивость компании еще и потому, что неизбежно влечет за собой возникновение кредиторской задолженности21, которая в свою очередь тоже должна находиться под пристальным вниманием.
Одним из инструментов управления дебиторской задолженностью являются факторинговые операции, когда организация по договору факторинга продает с дисконтом определенную дебиторскую задолженность факторинговой компании. Дисконт в свою очередь может быть компенсирован тем, что приток денежных средств способствует ускорению оборачиваемости капитала.
В процессе кругооборота оборотные средства неизбежно меняют свою функциональную форму и в сфере обращения в результате реализации готовой продукции превращаются в денежные средства22, которые в большинстве своем находятся на расчетном счете в банке (т.к. практически все расчеты предприятий осуществляются в безналичном порядке), небольшие суммы находятся в кассе, а также могут использоваться такие средства расчетов, как аккредитивы (и др. краткосрочные финансовые вложения) до момента их окончания.
Уже упоминалось, что денежные средства являются наиболее ликвидными активами и незамедлительно должны в определенном объеме снова включаться в цикл производства иначе предприятие может быть признано финансово неустойчивым.
Денежные потоки необходимо прогнозировать в этом заключается управление поступлениями и использованием денежных средств. Особенно сложно точное прогнозирование в условиях рыночной нестабильности и инфляции.
Прогнозирование величины возможных поступлений от реализации выпускаемой продукции учитывает средний срок оплаты и продажи в кредит, изменение дебиторской задолженности, которая увеличивает или уменьшает поступления, наличие внереализационных операций и других поступлений.
Отток денежных средств составляют предполагаемая оплата за поступившие товары (услуги), погашение кредиторской задолженности, платежи в бюджет и небюджетные фонды, налоги, оплата труда, процентные и дивидендные выплаты, инвестиции и др. расходы23.
Разница между притоком и оттоком определяет чистый денежный поток организации, и если он отрицательный, то необходимо рассчитывать величину краткосрочного финансирования для обеспечения прогнозируемого денежного потока.
На основании размера чистого денежного потока принимаются решения по оптимизации управления денежными потоками. Именно эти решения позволяют определить оптимальный уровень денежных потоков для того, чтобы организация могла не только покрывать свои текущие обязательства, но и осуществлять инвестиции. Эффективность управления денежными потоками определяет способность предприятия сохранять финансовую устойчивость и адаптироваться к неожиданным изменениям внешней среды.
Информация о работе Теоретические аспекты управления оборотными средствами предприятия