Теоретические аспекты управления оборотными средствами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 23:29, реферат

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты управления оборотными средствами предприятия и разработать мероприятия по совершенствованию управления ими.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
1) рассмотреть теоретические аспекты управления оборотным капиталом;
2) исследовать текущее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
3) провести анализ управления оборотными средствами на исследуемом предприятии;
4) разработать мероприятия для повышения эффективности использования оборотного капитала.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Шубкина Натали.doc

— 684.50 Кб (Скачать файл)

 

Снижение рентабельности оборотных активов в 2013 году, в свою очередь, произошло за счет изменения следующих показателей:

- коэффициента оборачиваемости;

- себестоимости реализованной  продукции.

Далее определяем экономический эффект от изменения оборачиваемости оборотных активов, который измеряется, как величина дополнительно вовлекаемых или высвобождаемых оборотных активов при изменении оборачиваемости:

,….(5)

где   Д1 - оборачиваемость на конец отчетного периода;

        Д0 - оборачиваемость на начало отчетного периода;

       ДК – длительность календарного отчетного периода, (равна 360 дням);

        РСПБ - Себестоимость реализованной продукции.

Дополнительное высвобождение оборотных активов в 2012 году в результате ускорения оборачиваемости примерно на 108,3 дней составило ((143,4-251,7) / 360 × 29610) = – 8907,68 тыс. руб.

Прирост прибыли от реализации продукции в 2012 г. составил 5467 тыс. руб.

Дополнительное задействование оборотных активов в 2013 году в результате замедления оборачиваемости на 1751,3 дней составило ((1894,7-143,4) / 360 × 2707) = 13168,8 тыс. руб.

Снижение прибыли от реализации продукции по результатам работы за 2013г. составило 7504 тыс. руб.

В целях установления причин роста или снижения прибыли, целесообразно проведение углубленного факторного анализа финансового результата по следующей факторной модели:

               (6)

Результаты расчетов приведены в табл. 2.21 (за 2012 г) и в табл. 2.22 (за 2013 г.).

                                                                                                         Таблица 2.21

Анализ прибыли от реализации продукции за 2012 год

Факторы

Алгоритм

Расчет, тыс. руб.

Общее изменение прибыли

в т.ч.:

ДПобщ

8142 – 2475 = 5467

За счет изменения стоимости оборотных активов

ДООА × Кобор0 × РЕН0

7673,5*1,432*45,6% = 5010,73

За счет изменения коэффициента оборачиваемости

ООА1 × ΔКобор × РЕН0

11775,5 * 1,083 * 45,6% = 5815,31

За счет изменения рентабельности реализованной продукции

ООА1 × Кобор1 × Δ РЕН

11775,5 * 2,515 * (-18,1%) = -5360,38


 

Таким образом, увеличение оборотов текущих активов примерно на 1,083 оборотов (или снижение сроков оборачиваемости оборотных активов привело к увеличению прибыли на +5815,31 тыс. руб.). Однако отмечается снижение рентабельности продукции при этом на 18,1%, что и обусловило снижение показателя прибыли от реализации продукции на 5360,38 тыс. руб.

Таблица 2.22

Анализ прибыли от реализации продукции за 2013 год

Факторы

Алгоритм

Расчет, тыс. руб.

Общее изменение прибыли

в т.ч.:

ΔПобщ

638 – 8142 = -7504

За счет изменения стоимости оборотных активов

ДООА × Кобор0 × РЕН0

2143×2,51×27,5% = 1479

За счет изменения коэффициента оборачиваемости

ООА1 × ΔКобор × РЕН0

13918,5 × -2,32 × 27,5% = -8880

За счет изменения рентабельности реализованной продукции

ООА1 × Кобор1 × ΔРЕН

13918,5 × 0,19 м (-3,9%) = -103


 

Следовательно, уменьшение оборотов текущих активов в 2013 году примерно на 2,32 оборотов привело к уменьшению прибыли на 7504 тыс. руб.

Использованная методика позволяет обширно проанализировать механизмы формирования показателей эффективности использования оборотных активов, измерить влияние основных групп факторов и оценить дополнительные внутренние резервы и неиспользованные возможности для принятия обоснованных управленческих решений.

 

Глава 3. Направления совершенствования эффективности управления оборотными средствами  предприятия ООО «Торговый дом «Тэтчер»

 

3.1. Мероприятия для повышения эффективности использования          оборотных средств предприятия

 

В настоящий момент в процессе исследования общих направлений оптимизации использования оборотных средств с целью повышения эффективности на практике можно выделить следующие аспекты (см. табл. 3.1), проанализировав которые можно выделить ряд недостатков в части эффективности управления оборотным капитала ООО «Торговый дом «Тэтчер». Перечислим следующие основные направления оптимизации для предприятия:

1) пересмотр кредитной  политики и создание регламента  управления дебиторской задолженностью;

 2) внедрение системы бюджетирования.

Кредитная политика принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия. Приведем типичную структуру этого документа:

1) цели кредитной политики;

2) тип кредитной политики;

3) стандарты оценки покупателей.

4) подразделения, задействованные в управлении дебиторской задолженностью;

5) действия персонала;

6) форматы документов, используемых  в процессе управления дебиторской  задолженностью.

Целями грамотной кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.

Таблица 3.1

Наиболее типичные области оптимизации оборотного капитала в разрезе      основных бизнес-процессов.

Управление дебиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Управление запасами

Управление денежными потоками

Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности

Оптимизация процессов расчета с поставщиками

Минимизация уровня запасов

Нацеленность на эффективности управление денежными средствами

1. Кредитные условия, политика  предоплаты

1. Условия оплаты и  скидки за досрочное погашение  задолженности

1. Точность прогнозирования потребностей

1. Система прогнозирования денежных потоков

2. Договорные условия  и скидки за досрочную оплату

2. Процесс получения товаров (услуг) и выставления счетов поставщиками

2. Процедуры мониторинга запасов с низкой оборачиваемостью

2. Система отчетности и контроля за оборотным капиталом

3. Оценка кредитных рисков  и кредитные лимиты

3. Частота платежей

3. Сокращение количества наименований запасов (SKU)

3. Система показателей эффективности управления оборотным капиталом

4. Аккуратность и оперативность обработки заказов

4. Преждевременные платежи, частичные оплаты и прочие особенности системы расчетов

4. Основные допущения для осуществления заказа (частота заказов, минимальный заказ, время с момента оформления заказа до получения запасов

4. Система мотивации сотрудников

5. Частота выставления  счетов

5. Управление скидками

5. Сезонные потребности в запасах и процедуры

5. Обучающие семинары

6. Процедуры по сбору  денежных средств, политика по управлению просроченной задолженностью

 

6. Гибкость условий работы  с поставщиками

 

7. Рассмотрение спорных ситуаций

 

7. Анализ издержек в  процессе логистики

 

8. Ценообразование и меры стимулирования сбыта

     

9. Методы списания денежных средств

     

 

Каждая компания разрабатывает собственную модель бюджетирования. В частности для ООО «Торговый дом «Тэтчер» она обязана включать в себя следующие элементы:

1) состав и структуру бюджетов;

2) методы расчета бюджетных  показателей;

3) процесс согласования  и утверждения бюджетов;

4) процедуры контроля  исполнения бюджетов и анализ  отклонений;

5) организационное обеспечение  процесса бюджетирования.

Построение бюджетной модели компании должно начинаться с учета наиболее значимых ограничений, определяющих результаты деятельности. Для компании, занимающейся оптово-розничной торговлей промышленно климатическим  оборудованием наиболее значимое ограничение – доступный объем платежеспособного спроса – портфель заказов на период, в соответствии с которым формируется бюджет продаж компании. Поэтому разумно рассчитывать бюджеты продаж компании. Далее на основании известных объемов планировать затраты на осуществление деятельности «снизу вверх» и сверять их с определенными собственниками параметрами. При несоответствии этих параметров необходимо либо откорректировать операционные бюджеты, либо выходить с предложением об изменении требований.

В целом систему бюджетов для ООО «Торговый дом «Тэтчер» можно представить в следующем виде (см. рис. 3.1).

Рис. 3.1.Схема бюджетирования для ООО «Торговый дом «Тэтчер»

 

 

Бюджетирование для ООО «Торговый дом «Тэтчер» целесообразнее основывать на следующих видах операционных бюджетов: продаж, коммерческих расходов, прямых затрат и постоянных (косвенных) затрат; одном вспомогательном – кредитный план, на основе которых будет осуществляться формирование двух основных бюджетов: бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств. Данные бюджеты позволят максимально охватить все стороны деятельности предприятия.

В продолжение предыдущего проектного предложения, с целью управления дебиторской задолженностью и максимизации притока денежных средств ООО «Торговый дом «Тэтчер» предлагается разработать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты.

Возможны различные варианты:

- предоплата, обычно предполагает  наличие скидки;

- частичная предоплата  – сочетает наличие скидки  и продажу в кредит;

- передача на реализацию;

- выставление промежуточного  счёта;

- банковская гарантия;

- гибкое ценообразование.

Заключаемые контракты с поставщиками должны быть гибкими, если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату. Поэтому в ООО «Торговый дом «Тэтчер» предлагается:

1) ввести систему скидок, а не несколько разрозненных скидок;

2) оценить влияние скидок  на финансовые результаты деятельности  предприятия;

3) установить целевые  ориентиры для различных видов  продаж, например, часть продаж в кредит может быть зарезервирована только для перспективных клиентов, которые в данный момент не имеют в наличии денежных средств.

Скидки будут оправданны, если они приведут к ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности, а соответственно к расширению продаж и получению большей прибыли.

Скидкам за раннюю оплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату, это связано с тем, что более высокая прибыль ведёт к повышению налогов, в то время как скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы.

Предлагается разработать следующие модели заключения контрактов с заказчиками:

1) для заказчиков, имеющих дебиторскую задолженность сроком от 1 до 2 месяцев, ввести систему скидок, с целью ускорения сбора денежных средств;

2) для заказчиков, имеющих дебиторскую задолженность сроком от 2 до 4 месяцев, предоставить коммерческий кредит сроком на 60 дней по ставке рефинансирования Центрального Банка 8% годовых.

 

Разработка системы скидок

 

Вариант 1

1.1. Схема «2/45 полная 60»

Данная схема означает:

а) заказчик получает скидку 2% в случае оплаты продукции в течение сорока пяти дней после выставления сёта;

б) заказчик оплачивает полную стоимость продукции, если оплата совершается в период с 46 по 60 день без скидки;

в) в случае неуплаты в течение 60 дней, заказчик будет вынужден оплатить штраф, величина которого составляет 0,1% за каждый день просрочки.

Предположим, что некоторые дебиторы воспользуются этой скидкой, а именно.

1. ОЦМ-Энерго, имеющий  66352,17 тыс. руб. задолженности.

2. ИП Трофимова Марина  Александровна - 1536 тыс. руб. задолженности.

3. Риат ОАО - 1612 тыс. руб. задолженности.

Расчёт представленной скидки приведён в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2

Скидка по схеме «2/45 полная 60»

п/п

Дебиторы

Сумма к получению, тыс. руб.

Скидка 2%, тыс. руб.

Сумма к получению за вычетом скидки, тыс. руб.

1

ОЦМ-Энерго

66352,17

1327,04

65025,13

2

ИП Трофимова Марина Александровна

1536

30,72

1505,28

3

Риат ОАО

1612

32,24

1579,76

4

Итого

69500,17

1390

68110,17

Информация о работе Теоретические аспекты управления оборотными средствами предприятия