Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 23:29, реферат
Цель данной выпускной квалификационной работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты управления оборотными средствами предприятия и разработать мероприятия по совершенствованию управления ими.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
1) рассмотреть теоретические аспекты управления оборотным капиталом;
2) исследовать текущее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
3) провести анализ управления оборотными средствами на исследуемом предприятии;
4) разработать мероприятия для повышения эффективности использования оборотного капитала.
Снижение рентабельности оборотных активов в 2013 году, в свою очередь, произошло за счет изменения следующих показателей:
- коэффициента оборачиваемости;
- себестоимости реализованной продукции.
Далее определяем экономический эффект от изменения оборачиваемости оборотных активов, который измеряется, как величина дополнительно вовлекаемых или высвобождаемых оборотных активов при изменении оборачиваемости:
где Д1 - оборачиваемость на конец отчетного периода;
Д0 - оборачиваемость на начало отчетного периода;
ДК – длительность календарного отчетного периода, (равна 360 дням);
РСПБ - Себестоимость реализованной продукции.
Дополнительное высвобождение оборотных активов в 2012 году в результате ускорения оборачиваемости примерно на 108,3 дней составило ((143,4-251,7) / 360 × 29610) = – 8907,68 тыс. руб.
Прирост прибыли от реализации продукции в 2012 г. составил 5467 тыс. руб.
Дополнительное задействование оборотных активов в 2013 году в результате замедления оборачиваемости на 1751,3 дней составило ((1894,7-143,4) / 360 × 2707) = 13168,8 тыс. руб.
Снижение прибыли от реализации продукции по результатам работы за 2013г. составило 7504 тыс. руб.
В целях установления причин роста или снижения прибыли, целесообразно проведение углубленного факторного анализа финансового результата по следующей факторной модели:
Результаты расчетов приведены в табл. 2.21 (за 2012 г) и в табл. 2.22 (за 2013 г.).
Анализ прибыли от реализации продукции за 2012 год
Факторы |
Алгоритм |
Расчет, тыс. руб. |
Общее изменение прибыли в т.ч.: |
ДПобщ |
8142 – 2475 = 5467 |
За счет изменения стоимости оборотных активов |
ДООА × Кобор0 × РЕН0 |
7673,5*1,432*45,6% = 5010,73 |
За счет изменения коэффициента оборачиваемости |
ООА1 × ΔКобор × РЕН0 |
11775,5 * 1,083 * 45,6% = 5815,31 |
За счет изменения рентабельности реализованной продукции |
ООА1 × Кобор1 × Δ РЕН |
11775,5 * 2,515 * (-18,1%) = -5360,38 |
Таким образом, увеличение оборотов текущих активов примерно на 1,083 оборотов (или снижение сроков оборачиваемости оборотных активов привело к увеличению прибыли на +5815,31 тыс. руб.). Однако отмечается снижение рентабельности продукции при этом на 18,1%, что и обусловило снижение показателя прибыли от реализации продукции на 5360,38 тыс. руб.
Таблица 2.22
Анализ прибыли от реализации продукции за 2013 год
Факторы |
Алгоритм |
Расчет, тыс. руб. |
Общее изменение прибыли в т.ч.: |
ΔПобщ |
638 – 8142 = -7504 |
За счет изменения стоимости оборотных активов |
ДООА × Кобор0 × РЕН0 |
2143×2,51×27,5% = 1479 |
За счет изменения коэффициента оборачиваемости |
ООА1 × ΔКобор × РЕН0 |
13918,5 × -2,32 × 27,5% = -8880 |
За счет изменения рентабельности реализованной продукции |
ООА1 × Кобор1 × ΔРЕН |
13918,5 × 0,19 м (-3,9%) = -103 |
Следовательно, уменьшение оборотов текущих активов в 2013 году примерно на 2,32 оборотов привело к уменьшению прибыли на 7504 тыс. руб.
Использованная методика позволяет обширно проанализировать механизмы формирования показателей эффективности использования оборотных активов, измерить влияние основных групп факторов и оценить дополнительные внутренние резервы и неиспользованные возможности для принятия обоснованных управленческих решений.
В настоящий момент в процессе исследования общих направлений оптимизации использования оборотных средств с целью повышения эффективности на практике можно выделить следующие аспекты (см. табл. 3.1), проанализировав которые можно выделить ряд недостатков в части эффективности управления оборотным капитала ООО «Торговый дом «Тэтчер». Перечислим следующие основные направления оптимизации для предприятия:
1) пересмотр кредитной
политики и создание
2) внедрение системы бюджетирования.
Кредитная политика принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия. Приведем типичную структуру этого документа:
1) цели кредитной политики;
2) тип кредитной политики;
3) стандарты оценки покупателей.
4) подразделения, задействованные в управлении дебиторской задолженностью;
5) действия персонала;
6) форматы документов, используемых
в процессе управления
Целями грамотной кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.
Таблица 3.1
Наиболее типичные области оптимизации оборотного капитала в разрезе основных бизнес-процессов.
Управление дебиторской задолженностью |
Управление кредиторской задолженностью |
Управление запасами |
Управление денежными потоками |
Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности |
Оптимизация процессов расчета с поставщиками |
Минимизация уровня запасов |
Нацеленность на эффективности управление денежными средствами |
1. Кредитные условия, политика предоплаты |
1. Условия оплаты и скидки за досрочное погашение задолженности |
1. Точность прогнозирования потребностей |
1. Система прогнозирования денежных потоков |
2. Договорные условия и скидки за досрочную оплату |
2. Процесс получения товаров (услуг) и выставления счетов поставщиками |
2. Процедуры мониторинга запасов с низкой оборачиваемостью |
2. Система отчетности и контроля за оборотным капиталом |
3. Оценка кредитных рисков и кредитные лимиты |
3. Частота платежей |
3. Сокращение количества наименований запасов (SKU) |
3. Система показателей эффективности управления оборотным капиталом |
4. Аккуратность и оперативность обработки заказов |
4. Преждевременные платежи, частичные оплаты и прочие особенности системы расчетов |
4. Основные допущения для осуществления заказа (частота заказов, минимальный заказ, время с момента оформления заказа до получения запасов |
4. Система мотивации сотрудников |
5. Частота выставления счетов |
5. Управление скидками |
5. Сезонные потребности в запасах и процедуры |
5. Обучающие семинары |
6. Процедуры по сбору денежных средств, политика по управлению просроченной задолженностью |
6. Гибкость условий работы с поставщиками |
||
7. Рассмотрение спорных ситуаций |
7. Анализ издержек в процессе логистики |
||
8. Ценообразование и меры стимулирования сбыта |
|||
9. Методы списания денежных средств |
Каждая компания разрабатывает собственную модель бюджетирования. В частности для ООО «Торговый дом «Тэтчер» она обязана включать в себя следующие элементы:
1) состав и структуру бюджетов;
2) методы расчета бюджетных показателей;
3) процесс согласования и утверждения бюджетов;
4) процедуры контроля исполнения бюджетов и анализ отклонений;
5) организационное обеспечение процесса бюджетирования.
Построение бюджетной модели компании должно начинаться с учета наиболее значимых ограничений, определяющих результаты деятельности. Для компании, занимающейся оптово-розничной торговлей промышленно климатическим оборудованием наиболее значимое ограничение – доступный объем платежеспособного спроса – портфель заказов на период, в соответствии с которым формируется бюджет продаж компании. Поэтому разумно рассчитывать бюджеты продаж компании. Далее на основании известных объемов планировать затраты на осуществление деятельности «снизу вверх» и сверять их с определенными собственниками параметрами. При несоответствии этих параметров необходимо либо откорректировать операционные бюджеты, либо выходить с предложением об изменении требований.
В целом систему бюджетов для ООО «Торговый дом «Тэтчер» можно представить в следующем виде (см. рис. 3.1).
Рис. 3.1.Схема бюджетирования для ООО «Торговый дом «Тэтчер»
Бюджетирование для ООО «Торговый дом «Тэтчер» целесообразнее основывать на следующих видах операционных бюджетов: продаж, коммерческих расходов, прямых затрат и постоянных (косвенных) затрат; одном вспомогательном – кредитный план, на основе которых будет осуществляться формирование двух основных бюджетов: бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств. Данные бюджеты позволят максимально охватить все стороны деятельности предприятия.
В продолжение предыдущего проектного предложения, с целью управления дебиторской задолженностью и максимизации притока денежных средств ООО «Торговый дом «Тэтчер» предлагается разработать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты.
Возможны различные варианты:
- предоплата, обычно предполагает наличие скидки;
- частичная предоплата – сочетает наличие скидки и продажу в кредит;
- передача на реализацию;
- выставление промежуточного счёта;
- банковская гарантия;
- гибкое ценообразование.
Заключаемые контракты с поставщиками должны быть гибкими, если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату. Поэтому в ООО «Торговый дом «Тэтчер» предлагается:
1) ввести систему скидок, а не несколько разрозненных скидок;
2) оценить влияние скидок
на финансовые результаты
3) установить целевые ориентиры для различных видов продаж, например, часть продаж в кредит может быть зарезервирована только для перспективных клиентов, которые в данный момент не имеют в наличии денежных средств.
Скидки будут оправданны, если они приведут к ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности, а соответственно к расширению продаж и получению большей прибыли.
Скидкам за раннюю оплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату, это связано с тем, что более высокая прибыль ведёт к повышению налогов, в то время как скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы.
Предлагается разработать следующие модели заключения контрактов с заказчиками:
1) для заказчиков, имеющих дебиторскую задолженность сроком от 1 до 2 месяцев, ввести систему скидок, с целью ускорения сбора денежных средств;
2) для заказчиков, имеющих дебиторскую задолженность сроком от 2 до 4 месяцев, предоставить коммерческий кредит сроком на 60 дней по ставке рефинансирования Центрального Банка 8% годовых.
Разработка системы скидок
Вариант 1
1.1. Схема «2/45 полная 60»
Данная схема означает:
а) заказчик получает скидку 2% в случае оплаты продукции в течение сорока пяти дней после выставления сёта;
б) заказчик оплачивает полную стоимость продукции, если оплата совершается в период с 46 по 60 день без скидки;
в) в случае неуплаты в течение 60 дней, заказчик будет вынужден оплатить штраф, величина которого составляет 0,1% за каждый день просрочки.
Предположим, что некоторые дебиторы воспользуются этой скидкой, а именно.
1. ОЦМ-Энерго, имеющий 66352,17 тыс. руб. задолженности.
2. ИП Трофимова Марина Александровна - 1536 тыс. руб. задолженности.
3. Риат ОАО - 1612 тыс. руб. задолженности.
Расчёт представленной скидки приведён в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Скидка по схеме «2/45 полная 60»
№ п/п |
Дебиторы |
Сумма к получению, тыс. руб. |
Скидка 2%, тыс. руб. |
Сумма к получению за вычетом скидки, тыс. руб. |
1 |
ОЦМ-Энерго |
66352,17 |
1327,04 |
65025,13 |
2 |
ИП Трофимова Марина Александровна |
1536 |
30,72 |
1505,28 |
3 |
Риат ОАО |
1612 |
32,24 |
1579,76 |
4 |
Итого |
69500,17 |
1390 |
68110,17 |
Информация о работе Теоретические аспекты управления оборотными средствами предприятия