Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 07:43, дипломная работа
Целью данной работы является – исследование теоретических и практических основ бухгалтерского и налогового учета амортизации в соответствии с нормативным регулированием.
Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:
- организация бухгалтерского и налогового учета амортизации основных средств;
- исследование методов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Понятие амортизации основных средств, объекты начисления
1.2 Классификация и оценка основных средств
1.3 Определение срока полезного использования для целей начисления амортизации
1.4 Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия ООО "Орбита-4"
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
2.1 Порядок начисления амортизации в бухгалтерском учете
2.2 Начисление амортизации для целей налогового учета
2.3 Особенности начисления амортизации по основным средствам, переданным в аренду и лизинг
ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Учет амортизации основных средств
3.2 Аудит амортизации основных средств
3.3 Автоматизированный учет амортизации основных средств
3.4 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета и аудита основных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рис. 1 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 "Основные средства" за 2009 год ООО "Орбита-4".
За 2009 год на предприятие поступили основные средства на сумму 500000 рублей, таким образом, первоначальная стоимость основных средств по состоянию на 31.12.2009 года составила 1278000 рублей.
Ежемесячно на основные средства в карточках аналитического учета начисляется амортизация, расчет которой указан на рис. 2.
Субконто |
Сальдо на начало периода |
Обороты за период |
Сальдо на конец периода | |||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит | |
Автомобиль ВАЗ 2009 Инв. № 001 |
- |
75202,00 |
- |
43538,00 |
||
Автомобиль "Газель" 1,5 т. Инв. № 002 |
- |
55000,00 |
- |
50413,00 |
||
Компьютеры -2 шт. Инв. № 3-4 |
- |
17000,00 |
- |
17000,00 |
||
Торговое оборудование Инв. № 5 |
- |
116111,00 |
- |
70561,00 |
||
Офисная мебель Инв. № 6 |
- |
13687,00 |
- |
8513,00 |
||
Компьютеры 6 шт. Инв. № 7-8-9-10-11-12. |
- |
- |
55000,00 |
|||
Микроавтобус "Форд" Инв. № 13 |
- |
- |
73337,00 |
|||
Итого развернутое сальдо |
- |
277000,00 |
- |
246000,00 |
523000,00 | |
Итого |
- |
277000,00 |
- |
246000,00 |
523000,00 |
Рис. 2 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 "Амортизация основных средств" за 2009 год ООО "Орбита-4".
По данным приведенным в рис. 1 и 2 можно определить, что остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31 декабря 2009 года составила (1278000-523000)=755000 рублей, что соответствует данным баланса и аналитического учета по счетам 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация основных средств".
3.4 Основные направления
совершенствования
Выбирая для начисления амортизации одни из этих способов бухгалтера должны помнить о том, что начисленная сумма амортизации влияет на себестоимость продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Рассмотрим типичные ошибки и нарушения при отражении в учете операций по учету основных средств и начисления амортизации и основные направления совершенствования учета.
1.Неверная классификация.
Имущество не относится к
- приобретенный объект
используется в производстве
продукции, при выполнении
- объект используется
в течение длительного времени,
-организация не предполагает
последующей перепродажи
- способность приобретенного актива приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
На практике встречаются ситуации, когда некоторые условия признания основного средства не выполняются, но бухгалтеры относят объект к основным средствам. Например, фирмой может быть приобретено имущество, которое вроде бы служит больше года и не предполагается перепродавать его. Но оно не используется в производственных или управленческих нуждах. Примерами может быть холодильник, микроволновая печь, электрический чайник. Только обосновав их "производственную необходимость" документально, можно включить такие объекты в состав основных средств.
Кстати, также дело обстоит и в налоговом учете. Ведь расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Поэтому помимо стандартного пакета документов (договор, накладная, счет-фактура), лучше обосновать целесообразность приобретения такого имущества внутрифирменным документом (приказом, распоряжением и т.п.) Также "производственную необходимость" в каком-либо имуществе могут подтвердить специализированные фирмы.
2. Правила бухгалтерского
и налогового учета позволяют
не амортизировать основные
3. Имущество стоимостью более 20 000 руб. включают в состав основных средств и стоимость его относят на расходы постепенно, путем начисления амортизации. Сумма амортизационных отчислений устанавливается исходя из срока полезного использования. В целях "сглаживания" разниц между бухгалтерским и налоговым учетом лучше для одних и тех же объектов основных средств установить одинаковые сроки использования.
В налоговом учете сроки
полезного использования
4. Как диктует бухгалтерское
законодательство, каждое основное
средство надо принимать к
учету как отдельный
Однако с такой позицией
можно поспорить. Во-первых, только
в ПБУ/01 есть предписание о том,
что любые предметы, которые имеют
общее управление, могут работать
только в составе единого комплекса,
должны быть учтены как один объект.
В Налоговом кодексе РФ ничего
подобного нет. Во-вторых, тот же
модем или принтер могут
К тому же пункт 6 ПБУ 6/01 позволяет
учитывать составные части
5. Неправильно сформирована
первоначальная стоимость. Осно
Выделяют следующие способы поступления объектов основных средств:
-приобретение за плату;
-получение от учредителей в счет вклада в уставный капитал;
-получение безвозмездно;
-заготовление собственными силами;
-строительство хозяйственным или подрядным способом;
-оприходование неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации.
Первоначальная стоимость основного средства складывается из всех фактических затрат на его приобретение (п.8 ПБУ 6/01). К таким расходам относятся:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые
организациям по договорам
- суммы, уплачиваемые
организациям за
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые
в связи с приобретением
- вознаграждения, уплачиваемые
посреднической организации,
- иные затраты, непосредственно
связанные с приобретением
Для целей налогообложения первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату определяется как сумма расходов на приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ).
Неправильно будет сформирована первоначальная стоимость, если какие-либо расходы будут учтены не в первоначальной стоимости основных средств, а, например, как общехозяйственные расходы.
6. Ошибки при отражении
переоценки основных средств.
Коммерческие организации
При переоценке определяется текущая (восстановительная) стоимость основных средств. Согласно пункту 43 Методических указаний, под ней понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта. Где взять данные о текущей (восстановительной) стоимости объекта? Это могут быть заключение оценщика; данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; данные статистики; сведения о ценах, опубликованные в СМИ и специальной литературе; оценка БТИ.
Основные средства переоцениваются
только в бухгалтерском учете. Для
целей налогообложения
Прежде чем принять
решение о проведении переоценки,
Методические указания предписываю
проверить целесообразность этой процедуры.
Имеет смысл проводить
Существуют следующие правила:
- если в процессе проведения
переоценки стоимость объекта
основных средств
- если в результате
переоценки стоимость объекта
уменьшается, то есть
- если объект ранее
переоценивался, то сумма уценки
объекта основных средств
Обычно организации допускают ошибки при отражении уценки основных средств, которые ранее подвергались дооценке. При этом сумма уценки в пределах величины добавочного капитала, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится в уменьшение добавочного капитала. Если же сумма уценки превышает сумму дооценки, зачисленную в добавочный капитал организации, то сумма превышения относится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
7. Неправильное исчисление и отражение амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.
Основные виды ошибок и нарушений, допускаемых при начислении и отражении амортизации в бухгалтерском учете, состоят в следующем:
1) неправильное отнесение имущества к амортизируемому;
2) неверное определение срока полезного использования объектов основных средств, которое приводит к неправильному исчислению суммы амортизации и соответственно искажению себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и финансовых результатов;
3) невыполнение требований, изложенных в учетной политике организации по способам начисления амортизации;
4) неверное начисление амортизации по объектам недвижимости.
Рассмотрим их подробнее.
В соответствии с пунктом 21 ПБУ 6/01
в бухгалтерском учете
А в налоговом учете амортизацию начинают исчислять с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект был введен в эксплуатацию.
В Методических указаниях прописан порядок начисления амортизации по недвижимому имуществу, требующему государственной регистрации. Чтобы начать начислять амортизацию по такому имуществу, нужно выполнить четыре условия:
- капитальные вложения в объект недвижимости должны быть закончены;
- оформлены документы по приемке-передаче объекта;
- объект введен в эксплуатацию;
- документы переданы на государственную регистрацию.