Учет амортизации основных средств в организации и методы ее начисления: бухгалтерский и налоговый аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 07:43, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является – исследование теоретических и практических основ бухгалтерского и налогового учета амортизации в соответствии с нормативным регулированием.
Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:
- организация бухгалтерского и налогового учета амортизации основных средств;
- исследование методов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Понятие амортизации основных средств, объекты начисления
1.2 Классификация и оценка основных средств
1.3 Определение срока полезного использования для целей начисления амортизации
1.4 Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия ООО "Орбита-4"
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
2.1 Порядок начисления амортизации в бухгалтерском учете
2.2 Начисление амортизации для целей налогового учета
2.3 Особенности начисления амортизации по основным средствам, переданным в аренду и лизинг
ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Учет амортизации основных средств
3.2 Аудит амортизации основных средств
3.3 Автоматизированный учет амортизации основных средств
3.4 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета и аудита основных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 146.87 Кб (Скачать файл)

Если все условия выполнены, амортизацию можно начислять  с 1-го числа месяца, следующего за месяцем  введения объекта в эксплуатацию.

По действующему порядку  объекты недвижимости, не прошедшие  государственную регистрацию, учитываются  в составе капительных вложений (п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина  России от 29 июля 1998 г. № 32н). Амортизацию  по ним разрешено начислять с 1-го числа месяца, следующим за месяцем  их ввода в эксплуатацию. Методические указания допускают переводить фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, документы по которым переданы на государственную регистрацию, в состав основных средств, выделяя их на отдельном субсчете к счету 01.

8.Амортизация начисляется  по имуществу, которое не является  амортизируемым. В налоговом учете  амортизируемым имуществом признается  имущество со сроком полезного  использования более 12 месяцев  и первоначальной стоимостью  более 20 000 руб. (п. 1 ст. 257 Налогового  кодекса РФ). Стоимость данного  имущества относят на уменьшение  налогооблагаемой прибыли частями  посредством начисления амортизации  в соответствии с нормами статей 258 и 259 НК РФ.

При этом в кодексе установлено  два исключения. Во-первых, не подлежит амортизации имущество, указанное  в пункте 2 статьи 256 НК РФ. Это земля  и иные объекты природопользования, имущество бюджетных организаций (за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской  деятельности), объекты внешнего благоустройства, продуктивный скот и т.д. Также из состава амортизируемого имущества  исключаются основные средства:

- переданные (полученные) по  договорам в безвозмездное пользование;

- переведенные по решению  руководства на консервацию продолжительностью  свыше трех месяцев;

- находящиеся по решению  руководства организации на реконструкции  и модернизации свыше 12 месяцев.

9. Неправильно определен  срок полезного использования.  Причины ошибок могут также  заключаться в неверном определении  срока полезного использования  объектов основных средств.

В постановлении Правительства  РФ от 1 января 2002 г. № 1для каждой амортизационной  группы основных средств указаны  пределы сроков, например, для первой группы – от одного года до двух лет  включительно; для второй группы –  от двух лет до трех лет включительно и т.д. Конкретный срок использования  имущества фирма устанавливает  сама.

При этом возможно допустить  ошибку, устанавливая в месяцах предельный срок, определенный для конкретной группы. Для первой группы максимальный срок составляет 24 месяца, для третьей  минимальный срок – 25 месяцев, а  максимальный – 36. В результате неправильного  толкования "граничащих" сроков искажена сумма ежемесячных амортизационных  отчислений и, как следствие, прибыль.

10. Нарушения правил учета  расходов на модернизацию и  реконструкцию. Распространенной  ошибкой в организациях является  неправильное отражение в учете  расходов на модернизацию, реконструкцию  и ремонт основных средств.  Часто бухгалтеры организаций  неправильно классифицируют произведенные  расходы, и соответственно искажают  показатели бухгалтерской и налоговой  отчетности.

В первую очередь организациям необходимо выделять в учете капитальные  затраты, перенос стоимости которых  на издержки производства обращения  производится через амортизационные  отчисления (п.6 ст. 8 закона о бухгалтерском  учете, п. 11 Положения по ведению  бухгалтерского учета). Такие затраты  учитываются отдельно от текущих  затрат.

Как свидетельствует практика, некоторые бухгалтеры относят расходы  на модернизацию и реконструкцию  основных средств на текущие затраты. Однако это является ошибкой. На такие  расходы надо увеличивать стоимость  основных средств. Ведь целью проведения модернизации (реконструкции) по общему правилу должно являться улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств (срока  полезного использования, мощности, качества применения и т.п.). Об этом говорится в пункте 27 ПБУ 6/01. Бухгалтер  организации ошибочно отнес произведенные  расходы в дебет счета 20 "Основное производство", признав их расходами  на текущий ремонт.

11. Ошибки, допускаемые при  отражении расходов на ремонт. В соответствии с Планом счетов  бухгалтерского учета затраты  на содержание объекта основных  средств (технический осмотр, поддержание  в рабочем состоянии) отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат.

Поэтому основанием для определения  видов ремонта должны являться соответствующие  документы, разработанные техническим  службами организаций в рамках системы  планово-предупредительных ремонтов.

Ремонт объектов основных средств может производиться  силами самой организации (хозяйственным  способом) и/или силами сторонних  организаций (подрядным способом). Организация  может использовать один из следующих  способов учета затрат на ремонт основных средств:

- фактические затраты  на ремонт списываются на расходы  на производство текущего отчетного  периода;

- фактические затраты  на ремонт равномерно списываются  за счет ранее созданного резерва  расходов на ремонт основных  средств;

- неравномерно производимые  фактические затраты на ремонт  предварительно накапливаются в  составе расходов будущих периодов  с последующим равномерным их  списанием на расходы на производство.

Для целей бухгалтерского учета надо отметить в учетной  политике организации выбранный  способ отражения в учете затрат на проведение ремонтов основных средств.

Типичными ошибками учета  расходов на ремонт основных средств  являются следующие:

- несоответствие метода  учета расходов на ремонт основных  средств, закрепленного учетной  политикой организации, фактическому  состоянию учета;

- неправильное разграничение  затрат на восстановление основных  средств (ремонт, реконструкция,  модернизация).

12. Неверное отражение  выбытия основных средств. В  соответствии с пунктом 76 Методических  указаний по учету основных  средств выбытие объекта основных  средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

Выбытие объекта основных средств может иметь место  в случаях:

- продажи;

- списания в случае  морального и физического износа;

- ликвидации при авариях,  стихийных бедствиях и иных  чрезвычайных ситуациях;

- передачи в виде вклада  в уставный (складочный) капитал  других организаций, паевой фонд;

- передачи по договорам  мены, дарения;

- передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

- недостачи и порчи,  выявленных при инвентаризации  активов и обязательств;

- частичной ликвидации  при выполнении работ по реконструкции;

- в иных случаях.

При выбытии объектов основных средств к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость основных средств списывается с субсчета "Выбытие основных средств" к счету 01 в дебет субсчета "Прочие расходы" счета 91/2. Такой порядок учета выбытия основных средств прописан в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

13. Неправильный учет арендных  и лизинговых операций. В настоящее  время широкое применение в  хозяйственной деятельности экономических  субъектов получили договоры  аренды имущества, в частности  договоры аренды автотранспортных  средств.

Очень много вопросов у  бухгалтеров вызывает аренда недвижимого  имущества у физических лиц. Некоторые  фирмы ошибочно списывают на расходы  стоимость коммунальных услуг по зданию, хотя договор со специализированными  организациями на водо-, тепло-, энергоснабжение  заключен физическим лицом. Но так делать нельзя. Ведь счета на оплату услуг  выписаны на имя собственника помещения. А в целях налогообложения  прибыли признать затраты можно, если они экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Следовательно, расходы по коммунальному обслуживанию арендованного помещения арендатор может признать в налоговом учете либо в составе арендной платы, либо заключив договор со специализированной организацией.

Нередко у бухгалтеров  возникают сложности при отражении  в учете операций по договору лизинга. Имущество, сдаваемое в лизинг, учитывают  на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", но только тогда, когда  его изначально предполагали сдавать  в аренду. Если же фирма приобрела, к примеру, автомобиль, использовала его некоторое время сама, а  потом сдала в аренду, то его  надо продолжать учитывать в составе  основных средств.

Затраты на покупку имущества, предназначенного для сдачи в  лизинг, отражаются у лизингодателя  по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотных активы". А принимая предмет лизинга к учету, бухгалтер делает проводку:

Дт- 03 субсчет "основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг" - Кт- 08 субсчет "приобретение основных средств" - принят к учету предмет лизинга.

14. С 1 января 2006 года изменился  порядок начисления амортизации  в налоговом учете, теперь организации  могут единовременно учесть и  списать на расходы 10% от первоначальной  стоимости имущества (амортизационная  премия). С 1 января 2009 года при  приобретении либо создании основных  средств, относящихся к третьей  – седьмой амортизационной группам,  предельный размер амортизационной премии составляет уже не 10%, а 30%. Такое же условие действует и в отношении затрат, связанных с достройкой, дооборудованием, модернизацией и техническим перевооружением. По остальным основным средствам, относящимся к первой – второй и восьмой – десятой амортизационным группам, размер амортизационной премии остался прежний – не более 10%. Амортизационную премию в 10% - 30% организации могут учесть в расходах того периода, в котором начата амортизация основных средств. Данное новшество можно применить только в целях налогообложения прибыли, для целей бухгалтерского учета оно не действует.

Для сближения налогового и бухгалтерского учета на ООО "Орбита-4" данная премия не применяется, в целях максимального сближения бухгалтерского и налогового учета основных средств. Но, если учесть, что на предприятие в 2009 году поступили основные средства на сумму 500000 рублей – 30% из которых составляют 150000 рублей. Таким образом, при применении амортизационной премии в расходах для целей налогообложения прибыли можно было учесть дополнительно 150000 рублей, что снизило бы начисленный налог на прибыль на 30000 рублей (150000 х 20%).

15. Инвентаризация основных  средств может проводиться один  раз в три года. Порядок проведения  инвентаризации регламентирован  в "Методических указаниях  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств" (утверждены  приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать  руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

16. Автоматизация учета  основных средств отличается  тем, что здесь наблюдается  стабильность информации. Для автоматизации  учета основных средств применяются коды:

- синтетических счетов  и субсчетов аналитического учета;

- структурных подразделений  предприятия;

- инвентарных объектов;

- норм амортизационных  отчислений;

- бухгалтерских операций  и др.

При автоматизации учета  основных средств используются типовые  межотраслевые формы первичных  документов.

17. Одним из важных путей  совершенствования бухгалтерского  учета является введение дополнительного  контроля со стороны руководства  предприятия.

Просмотр руководителем  бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих  в данной области позволит более  рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить  меньше времени на убеждение руководства  в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств  сотрудниками предприятия.

Нужно ввести анализ эффективности  использования основных средств  по данным бухгалтерского учета под  непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину  состояния дел на своем предприятии. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Бухгалтерский и налоговый  учет амортизации основных средств  исследованы на примере торгового  предприятия ООО "Орбита-4".

Проанализировав учет амортизации  можно сделать выводы – бухгалтерский  учет основных средств осуществляется в соответствии с требованием  ПБУ – 6/01 "Учет основных средств", а налоговый учет в соответствии с требованиями ст. 256-259 Налогового кодекса РФ.

Учет поступления и  выбытия основных средств осуществляется на унифицированных формах по учету  основных средств, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7. На все объекты основных средств заведены инвентарные карточки по форме ОС-6. Налоговый учет основных средств ведется в соответствии с главой 25 НК РФ "Налог на прибыль". Необходимое условие правильного учета основных средств – единый принцип их оценки для целей бухгалтерского и налогового учета. Согласно ст. 258 НК РФ Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками их полезного использования. С 1 января 2002 года, утверждена Классификация основных средств, которую можно использовать для определения срока полезного использования, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Так, как фирма применяет общий режим налогообложения, следовательно, она является плательщиком налога на прибыль и должна вести регистры налогового учета для исчисления налога на прибыль в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль".

Информация о работе Учет амортизации основных средств в организации и методы ее начисления: бухгалтерский и налоговый аспекты