Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 07:43, дипломная работа
Целью данной работы является – исследование теоретических и практических основ бухгалтерского и налогового учета амортизации в соответствии с нормативным регулированием.
Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:
- организация бухгалтерского и налогового учета амортизации основных средств;
- исследование методов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Понятие амортизации основных средств, объекты начисления
1.2 Классификация и оценка основных средств
1.3 Определение срока полезного использования для целей начисления амортизации
1.4 Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия ООО "Орбита-4"
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
2.1 Порядок начисления амортизации в бухгалтерском учете
2.2 Начисление амортизации для целей налогового учета
2.3 Особенности начисления амортизации по основным средствам, переданным в аренду и лизинг
ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Учет амортизации основных средств
3.2 Аудит амортизации основных средств
3.3 Автоматизированный учет амортизации основных средств
3.4 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета и аудита основных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ходе аудиторских проверок
приходится сталкиваться с фактами,
когда организации в
В налоговом учете указанные ОС не включаются в состав амортизированного имущества (ст. 256 НК РФ). Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Данные материальные расходы считаются косвенными и поэтому уменьшают налогооблагаемую базу того отчетного периода, в котором эти ОС введены в эксплуатацию (ст. 318 НК РФ).
При проверке записи в учетной политике о стоимостном критерии объектов, включаемых в состав амортизируемого имущества, сверяются с записями в ведомости начисления амортизации и регистре информации об объекте.
Кроме того, необходимо провести выборочную арифметическую проверку правильности расчета ежемесячных норм начисления амортизации, а также ежемесячных ее сумм.
Начисленная сумма амортизации ОС отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Организация-арендодатель отражает начисленную сумму амортизации по ОС, сданным в аренду, по кредиту счета 02 и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" (если арендная плата формирует прочие расходы). При выбытии (продаже), списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается с дебета счета 02 в кредит счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" [4, с.14].
Аналитическая запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным ОС.
Аналитический учет по счету 02 должен вестись по отдельным инвентарным объектам ОС. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации объектов, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.
Сумма амортизации по полностью амортизированным ОС не начисляется.
В соответствии с п. 8 ПБУ
10/99 амортизация для целей
Практически сумма амортизации за отчетный период определяется следующим образом: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляется сумма амортизации со стоимости поступивших ОС за прошлый месяц и вычитается сумма амортизации со стоимости ОС, выбывших в прошлом месяце.
При проверке следует сравнить
записи о сумме начисленной
В связи с несовпадением
правил бухгалтерского и налогового
учета ОС должен вестись отдельный
налоговый учет этих объектов и сумм
начисленной амортизации (регистры
информации об объекте ОС, а также
регистры-расчеты амортизации
Необходимо установить, ведется ли раздельный учет амортизации по объектам, используемым и не используемым при производстве товаров (работ, услуг), так как в соответствии со ст. 253 НК РФ суммы начисленной амортизации в целях начисления налога на прибыль относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг). Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся суммы начисленной амортизации по ОС, используемым при производстве товаров, работ, услуг. Начисленная амортизация по указанным ОС участвует в определении стоимости остатков незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных, но нереализованных. Амортизационные отчисления по ОС, не имеющим отношения к производству товаров (работ, услуг), относятся к косвенным расходам.
Для торговых организаций все амортизационные отчисления относятся к косвенным расходам [37, c.21].
Если в проверяемой организации осуществляется строительство хозяйственным способом, то следует уточнить, ведется ли отдельный учет сумм амортизации по ОС, используемым в строительстве, так как эти суммы участвуют в формировании первоначальной стоимости строящегося объекта.
Записи регистров налогового учета о суммах начисленной амортизации должны быть идентичны записям в Приложении № 2 к листу 02 "Расчет налога на прибыль организаций" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
Вопросы проверки операций по амортизации основных средств относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Выполняя процедуру проверки, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
Порядок начисления и учета амортизации, для целей бухгалтерского учета, соответствует положениям нормативных актов?
Порядок начисления и учета амортизации, для целей налогообложения прибыли, соответствует положениям нормативных актов?
Порядок проведения аудита операций по начислению амортизации основных средств, как нам представляется, включает ряд последовательных этапов [18, с.161-162].
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке применения способов начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета.
При проверке необходимо установить соответствует ли фактический способ начисления амортизации для целей бухгалтерского учета, способу, утвержденному в учетной политике организации. Соответствует ли порядок начисления амортизации, порядку, утвержденному в нормативных актах.
При проверке достоверности расчета сумм амортизации необходимо выборочным методом проверить правильность арифметических расчетов начисленных сумм амортизационных отчислений.
Для целей налогового учета согласно ст. 259 НК РФ, для целей налогообложения существует два метода начисления амортизации основных средств: линейный и нелинейный [1, с.357].
Вне зависимости от установленного
налогоплательщиком в учетной политике
для целей налогообложения
Изменение метода начисления
амортизации допускается с
Амортизация начисляется
отдельно по каждой амортизационной
группе (подгруппе) при применении нелинейного
метода начисления амортизации или
отдельно по каждому объекту
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации для целей налогового учета.
С 1 января 2009 г. порядок применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации для целей налогового учета регулируется положениями ст. 259.3 НК РФ.
Допускается начисление амортизации
по нормам амортизации ниже установленных
настоящей статьей по решению
руководителя организации-налогоплательщика,
закрепленному в учетной
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке начисления амортизационной премии для целей налогового учета [23, с.26-27].
С 1 января 2006 г. организации
получили право в целях налогообложения
прибыли единовременно
Поскольку в ПБУ 6/01 начисление
данных расходов в бухгалтерском
учете не предусмотрено, расхождения
приводят к возникновению
По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:
- правильности применения
декларированных в учетной
- правильности документального
оформления операций по
- правильности отражения
хозяйственных операций по
- правильности отражения
операций по начислению
Итоговым этапом аудита являются обобщение результатов аудита, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита [18. с. 164-165].
Необходимо проанализировать
обнаруженные ошибки и нарушения
в соответствии с требованиями федерального
стандарта аудиторской
При анализе ошибок, выявленных в ходе аудита, необходимо определить степень их влияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Ошибки, обнаруженные в процессе аудита по данной процедуре, могут оказывать влияние:
-на правильность начисления амортизации по приобретенным основным средствам;
-на правильность определения
себестоимости продукции (
-на правильность определения финансовых результатов;
-на правильность исчисления и уплаты налога на прибыль;
-на правильность исчисления
и уплаты налога на
-на правильность исчисления и уплаты налога на имущество.
Как следствие, все это влияет на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
По результатам аудита
аудитор может разработать
Ошибочное отражение оценки ОС может привести к неправильному начислению амортизационных отчислений и искажению размеров начисляемых налогов. Поэтому аудитору следует обратить особое внимание на соблюдение организацией законного порядка оформления документации при приобретении ОС.
Для подтверждения объективности
и достаточности собранных
1) Существование – наличие
по состоянию на определенную
дату актива или обязательства,
2) Права и обязанности – принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой отчетности;
3) Возникновение – относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода;
4) Полнота – отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;
5) Стоимостная оценка
– отражение в финансовой