Учет и анализ материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: изучить бухгалтерский учет, аудит и анализ начисления, движения и использования материалов в производстве, на основании этого предложить рекомендации по улучшению системы бухгалтерского учета и повышению эффективности использования материальных ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть нормативное регулирование бухгалтерского учета использования материальных ресурсов;
• изучить классификация материальных ресурсов порядок их оценки, учет на складе, а также рассмотреть инвентаризацию материальных ресурсов;
• дать краткую характеристику СПК «Афанасьевский» и изучить постановку бухгалтерского учета использования материальных ресурсов на данном предприятии;
• провести анализ структуры и движения материальных ресурсов и использования материальных ресурсов в СПК «Афанасьевский»
• предложить рекомендации, направленные на улучшение эффективности использования материальных ресурсов СПК «Афанасьевский»

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Организация бухгалтерского учета материалов 4
1.1. Понятие, классификация, оценка материалов 4
1.2 Оценка материально-производственных запасов 8
1.3 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов 13
Глава 2. Особенности постановки учета материально-производственных запасов и их анализ на СПК «Афанасьевский» 21
2.1. Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ производственных запасов СПК «Афанасьевский» 24
Глава 3. Рекомендации, направленные на улучшение эффективности использования материальных ресурсов СПК «Афанасьевский» 33
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 87.23 Кб (Скачать файл)

Пример оценки расхода 100 ед. материалов по методам средней себестоимости, ФИФО и ЛИФО представлен в табл.1.1.

Таблица 1.1.

ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ ПО МЕТОДАМ СРЕДНЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ, ФИФО И ЛИФО

Показатели

Количество единиц, шт.

Цена за единицу, руб.

Сумма, руб.

1 Остаток материалов на 01.03.200_г.

20

10

200

2. Поступили материалы:

первая партия

30

10

300

   

вторая партия

20

12

240

   

третья партия

40

15

600

   

3. Итого за месяц

90

X

1140

   

4. Всего с остатком  на начало месяца

110

12,18

1340

   

5. Расходы материалов  за месяц:

a) по способу средней  себестоимости

100

12, 18

1218

   

б) по методу ФИФО:

первая партия

50

10

500

   

вторая партия

20

12

240

   

третья партия

30

15

450

   

Итого за месяц

100

X

1190

   

в) по методу ЛИФО:

первая партия

40

15

600

   

вторая партия

20

12

240

   

третья партия

40

10

400

   

Итого за месяц

100

X

1240

   

6. Остаток материалов  на 01.04.200_г:

а) по способу средней себестоимости

10

12,20

122

   

б) по методу ФИФО

10

15

150

   

в) по методу ЛИФО

10

10

100

   

Применение указанных методов оценки материальных ресурсов ориентирует предприятие на организацию аналитического учета материалов по отдельным партиям (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходованные материалы расчетным путем, используя следующую формулу:

Р = Он +П-Ок,  
где Р - стоимость израсходованных материалов;  
Он и Ок- стоимость соответственно начального и конечного остатков материалов;  
П - поступление за месяц.

Оценка МПЗ на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии (кроме, товаров, учитываемых по продажной стоимости).

 

1.3 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов

Синтетический учет МПЗ ведут на синтетических счетах:

  • 10 «Материалы»,
  • 11 «Животные на выращивании и откорме»,
  • 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»,
  • 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,
  • 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Перечень субсчетов, которые могут быть открыты к счету 10 «Материалы», указан выше. Сельскохозяйственные организации могут открывать к счету 10 «Материалы» отдельные субсчета для учета семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и др.

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.

При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют:

  • счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транс-портно-заготовительными расходами;
  • счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;
  • счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;
  • счет 20 «Основное производство» - на стоимость возвратных отходов;
  • другие счета.

Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26, 97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.

Сельскохозяйственные организации отражают продукцию собственного производства текущего года на счете 10 «Материалы» в течение года по плановой себестоимости (дебет счета 10, кредит счета 20 «Основное производство»). При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступившего количества материалов по сравнению с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам организации или по отпускным ценам. Затем отдел снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное требование на стоимость излишков.

Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве учетных цен применяют средние покупные цены, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительные расходы по всем поступившим материалам учитывают на одном аналитическом счете «Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций».

Если учетной ценой служит плановая себестоимость материалов, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по плановой себестоимости, а разницу между фактической и плановой себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете «Отклонения фактической себестоимости от плановой».

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:

  • Дебет счета 20 «Основное производство» (материалы отпущены основному производству);
  • Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены вспомогательным производствам);
  • Дебет других счетов в зависимости от направления расходов материалов (25, 26 и др.);
  • Кредит счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.

Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

Необходимо отметить, что если при продаже или мене материалов не исполнены необходимые условия признания выручки, то отпущенные материалы списываются с кредита счета 10 не в дебет счета 91, а в дебет счета 45 «Товары oтгруженные». После признания выручки от продажи материалов они списываются с кредита счета 45 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При списании материалов они «списываются со счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В зависимости от конкретных причин списания со счета 94 списанные материалы относят на счета учета затрат на производство и издержек обращения, расчетов по возмещению материального ущерба (счет 73) или финансовых результатов (счет 91).

Стоимость материалов по учетным ценам между различными счетами издержек производства и другим направлениям выбытия материалов распределяют на основанной ведомости распределения материалов, которую составляют по данным первичных документов о расходе материалов.

По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам (счета 20, 23, 25, 26 и др.). При этом если фактическая себестоимость выше учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу (что возможно при использовании в качестве учетной цены плановой себестоимости материалов) - способом «красное сторно», т.е. отрицательными числами.

Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных и оставшихся материалов по твердым учетным ценам.

Процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены (X) определяется по следующей формуле:

X = (Он + Оп) * 100/УЦп,  
где О - отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости по учетным ценам на начало месяца;  
Оп - отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам по поступившим материалам за месяц;  
УЦн - стоимость материалов в учетных ценах на начало месяца;  
УЦп - стоимость поступивших в течение месяца материалов по учетным ценам.

Особенности аналитического учета материалов по средним покупным ценам рассмотрены на примере операций, представленных в табл.1.2. Дополнительные данные приведены далее.

На начало месяца фактическая себестоимость складских запасов основных материалов составила 101000 руб. Стоимость всех видов материалов по средним покупным ценам равна 100000 руб., в том числе сахара - 3500 руб., соли – 1500 руб., прочих основных материалов - 95000 руб., транспортно-заготовительные расходы по основным материалам составили 1000 руб. Сумма НДС по основньш материалам на начало месяца - 15000 руб.

Для определения сумм транспортно-заготовительных расходов, списываемых на основное производство (пятая операция в табл. 1.2), находят отношение этих расходов к стоимости материалов по средним покупным ценам и найденное отношение умножают на стоимость израсходованных материалов по средним покупным ценам: (1000+5000)*100/100000+200000=2%; 2%*180000=3600 руб.; 2%*10000=200 руб.

Таблица 1.2

БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ МАТЕРИАЛОВ

№ п/п

Операции

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

Акцептованы платежные требования поставщиков за поступившие основные материалы по средним покупным ценам (без НДС):

сахар

7000

   

соль

3000

   

прочие основные материалы

190000

   

Итого

200000

10

60

НДС по материалам

20000

19

60

2

Начислено автобазе за доставку:

сахара

150

   

соли

2000

   

прочих материалов

2850

   

Итого

5000

10

60

НДС по транспортным услугам

1000

19

60

3

Списываются по средним покупным ценам отпущенные со склада основному производству:

сахар

7000

   

соль

1500

   

прочие основные материалы

171500

   

Итого

180000

20

10

4

Списываются по средним покупным ценам отпущенные со склада вспомогательным производствам:

соль

1500

   

прочие основные материалы

8500

   

Итого

10000

23

10

5

Списываются транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к израсходованным материалам:

на основное производство

3600

20

 

на вспомогательные производства

200

23

 

Итого

3800

 

10

6

Оплачено с расчетного счета поставщикам

226000

60

51

7

Списывается НДС по приобретенным материалам

21000

68

19

Информация о работе Учет и анализ материалов