Учет и анализ реализации товаров в оптовой торговле (на примере ООО «Оптима»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей учета товаров в организациях оптовой торговли, а также проведение анализа деятельности исследуемого предприятия, проведение анализа оптового товарооборота на этом предприятии. Для решения этой цели поставлены следующие задачи: • раскрыть теоретические основы учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью товаров на предприятиях занятых в торговле. • выявить особенности деятельности оптовой организации; • изучить и обобщить теоретико-правовые и организационно-технические основы бухгалтерского учета реализации товаров; • оценить и обобщить теоретико-правовые и организационно-технические основы анализа реализации товаров;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Методологические основы организации учета реализации товаров…………………………………………………………………. 8
1.1. Особенности оптовой торговой деятельности и ее правовое регулирование…….…………………………………………………... 8
1.2. Организация, учет и документооборот в товарных операциях. Синтетический и аналитический учет товаров и их реализации...14
1.3. Анализ реализации и оценка экономической эффективности торговых операций………...……………………………………….…40
Глава 2. Система бухгалтерского учета и анализа продаж товаров в
ООО «Оптима»……………………………………………..………...50
2.1. Общая характеристика ООО «Оптима» и краткий анализ основных технико-экономических показателей………………………………..50
2.2. Система бухгалтерского учета продаж товаров в ООО «Оптима»...52
2.3. Анализ реализации товаров в ООО «Оптима»………………………58
Глава 3. Совершенствование учета и анализа реализации товаров в ООО «Оптима»…………………………………………………….....66
3.1. Рекомендации по повышению надежности и эффективности системы бухгалтерского учета……………………………………….66
3.2. Разработка направлений по улучшению учетной и операционной работы с товарами и их реализацией…………………….………….69
3.3. Рекомендации по итогам анализа продаж товаров в ООО «Оптима»…………………………………………...……………….72
Заключение……………………………………………………………….……….76
Список используемой литературы…………………...……………………...80
Приложения

Файлы: 1 файл

оптовая торговля.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)


 

    1. Тема работы: Учет и анализ реализации товаров в оптовой торговле (на примере ООО «Оптима»)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………… 4

Глава 1. Методологические основы организации учета реализации                                                 товаров…………………………………………………………………. 8

1.1. Особенности оптовой торговой деятельности и ее правовое            регулирование…….…………………………………………………... 8

1.2. Организация, учет  и документооборот в товарных  операциях.  Синтетический и   аналитический учет товаров и их реализации...14

1.3. Анализ реализации и оценка экономической эффективности торговых операций………...……………………………………….…40

Глава 2. Система бухгалтерского учета и анализа продаж товаров  в 

ООО «Оптима»……………………………………………..………...50

2.1. Общая характеристика ООО «Оптима» и краткий анализ основных    технико-экономических показателей………………………………..50

2.2. Система бухгалтерского учета продаж товаров в ООО «Оптима»...52

2.3. Анализ реализации товаров в ООО «Оптима»………………………58

Глава 3. Совершенствование  учета и анализа реализации товаров в ООО «Оптима»…………………………………………………….....66

3.1. Рекомендации по повышению надежности и эффективности системы бухгалтерского учета……………………………………….66

3.2. Разработка направлений  по улучшению учетной и операционной   работы с товарами и их реализацией…………………….………….69

3.3. Рекомендации по итогам анализа продаж товаров в ООО «Оптима»…………………………………………...……………….72

Заключение……………………………………………………………….……….76

Список используемой литературы…………………...……………………...80

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из основных отраслей сферы обращения является оптовая торговля. Торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других отраслей национальной экономики. В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объему, ассортименту и качеству поставляемых товаров.

Основная цель анализа  торговой деятельности оптовых предприятий  – выявление, изучение и мобилизация  резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их динамику; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; оценить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей учета товаров в организациях оптовой торговли, а также проведение анализа деятельности исследуемого предприятия, проведение анализа оптового товарооборота на этом предприятии. Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью товаров на предприятиях занятых в торговле.
  • выявить особенности деятельности оптовой организации;
  • изучить и обобщить теоретико-правовые и организационно-технические основы бухгалтерского учета реализации товаров;
  • оценить и обобщить теоретико-правовые и организационно-технические основы анализа реализации товаров;
  • раскрыть содержание бухгалтерского учета и провести анализ реализации товаров на примере ООО «Оптима».

Объектом исследования в ООО «Оптима» являются первичные документы, бухгалтерские регистры, связанные с учетом реализации товаров, бухгалтерская отчетность, представленная Бухгалтерским балансом и Отчетом о прибылях и убытках.

С помощью данных первичного учета, регистров синтетического и  аналитического учета отражена особенность  учета издержек обращения и валового дохода данной фирмы, а также проанализирована динамика оптового товарооборота. Эти показатели оказывают большое влияние на все количественные и качественные показатели работы предприятия торговли.

В целом представленная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений к работе.

В первой главе дипломной  работы раскрыты основные принципы учета  реализации товаров, чтобы решить комплекс бухгалтерских задач, которые ставит перед собой фирма. Для того чтобы  правильно осуществить бухгалтерские записи и определить финансовый результат деятельности предприятия, необходимо определиться в оценке товаров, которая фиксируется в учетной политике фирмы, разработанной исходя из специфики работы предприятия. Также в этой главе показано документальное оформление реализации товаров, порядок составления и проверка товарных отчетов. Уделено внимание ведению аналитического учета товаров, регистрам бухгалтерского учета, которые применяются на данном предприятии для учета товаров и учета расчетов с покупателями. Очень важно в бухгалтерском учете торгового предприятия правильно определить валовой доход и издержки обращения за отчетный период, поэтому в работе раскрыта специфика расчета валового дохода и особенности учета издержек обращения. В работе показаны порядок проведения и документационное оформление инвентаризации и отражение в учете ее результатов, а также учет реализации товаров по договору комиссии и учет переоценки товаров. В первой главе дипломной работы отражены основные цели бухгалтерского учета в оптовой торговле и какие задачи необходимо решить для достижения этих целей.

Во второй главе проводится подробное изучение объекта исследования, описана история предприятия, представлена структура производства и система его управления. Затем проводится краткий анализ технико-экономических показателей деятельности объекта исследования. Далее анализируется система бухгалтерского учета продаж в ООО «Оптима», исследуется система экономического анализа продаж; осуществляется сам анализ экономической эффективности торговых операций. Поставлены задачи анализа товарооборота, а также проанализирован оптовый товарооборот ООО «Оптима» в динамике по периодам, то есть за 2004 - 2006 гг. в целом.

В третьей главе  автор  дает рекомендации по улучшению системы бухгалтерского учета и экономического анализа в исследуемой организации, по исправлению недочетов и повышению экономической эффективности торговых операций.

В заключительной части  дипломной работы сделаны обобщающие выводы о состоянии бухгалтерского учета и финансовой отчетности ООО «Оптима» за анализируемый период. Разработаны предложения по улучшению ведения бухгалтерского учета в целом по предприятию, что положительно окажет влияние на формирование финансовых результатов его деятельности.

К данной работе приложен список литературы, который был использован в процессе работы и приложения, увязанные с текстом работы.

Период исследования: с 2004 - 2006 гг.

 

 

 

ГЛАВА 1. Методологические основы организации учета реализации товаров

 

1.1.Особенности оптовой торговой деятельности и ее правовое регулирование

Предприятия оптовой  торговли реализуют товар юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей  перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, материалы, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т.д.) использованием. Как правило, отношения между продавцом и покупателем товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки, согласно статье 506  Гражданского Кодекса РФ.

До появления  налогового законодательства в его  нынешнем виде идентификация торговли легко осуществлялась с помощью  Гражданского кодекса РФ и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД, утв. Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N 454-ст).

Пунктом 1 ст. 492 ГК РФ устанавливалось, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Отличие розничной  торговли от оптовой можно было установить, сопоставив ст. ст. 492 и 506 ГК РФ. Согласно ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность, обязуется передать в  обусловленный срок или в сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Очевидно, что  из содержания указанных статей однозначно следовало, что основным критерием, позволяющим различать розничную и оптовую торговлю, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. Если товар приобретается для личного пользования - это розничная торговля, если для использования в предпринимательской деятельности – оптовая.

Для учетно-статистических целей понятия оптовой и розничной  торговли сформулированы в ОКВЭД(Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).

В понятие оптовой  торговли ОКВЭД включает деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а именно:

- внутреннюю  и внешнюю торговлю (включая перепродажу,  продажу без изменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, производственным, торговым, учрежденческим или профессиональным пользователям или другим оптовым торговцам;

- деятельность  агентов по покупке товаров  от имени подобных лиц или  компаний, а также по продаже им товаров;

- деятельность  оптовых торговцев, комиссионеров,  посредников, оптовых фирм по  сбыту промышленных товаров, экспортеров,  импортеров, закупочных кооперативных  объединений, товарных брокеров, агентов, оптовиков-скупщиков, а  также кооперативных организаций, занимающихся сбытом сельскохозяйственной продукции.

Группировки ОКВЭД 51.2 - 51.7 включают только оптовую торговлю от своего имени (за собственный счет, без посредников).

Последние группировки  включают в себя:

- операции, связанные с оптовой торговлей: сборка; сортирование крупных партий товаров, их деление на более мелкие партии; упаковка, фасовка и розлив по бутылкам; хранение, охлаждение, доставка и установка товаров за собственный счет.

Кроме того, понятия  оптовой и розничной торговли, а также понятия всех используемых в торговле терминов и определений содержатся в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст). Таким образом, определяющим в разграничении понятий оптовой и розничной торговли была конечная цель использования товара.

В оптовой торговле при продаже юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям товаров не для личного пользования  заключение договора купли-продажи (поставки) в простой письменной форме является обязательным условием (ст. 161 ГК РФ).

Применительно к торговле законодатель приравнивает к простой письменной форме договора, в том числе обмен письмами и иными документами посредством  почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. ст. 160, 434 и 438 ГК РФ).

Роль грамотно составленного договора, в том  числе в торговле, сложно переоценить: часто от смысла договора зависит налогообложение сделки.

В тех регионах, где торговля переведена на уплату ЕНВД, это особенно важно. Одним и  тем же продавцом, в одном и  том же магазине может продаваться  собственный товар продавца (тогда  при соблюдении прочих условий магазин уплачивает ЕНВД) и товар, принятый на комиссию (в этом случае, кроме ЕНВД, продавец в отношении комиссионного товара уплачивает еще налоги по общей (или упрощенной) системе налогообложения).

Информация о работе Учет и анализ реализации товаров в оптовой торговле (на примере ООО «Оптима»)