Учет и анализ реализации товаров в оптовой торговле (на примере ООО «Оптима»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей учета товаров в организациях оптовой торговли, а также проведение анализа деятельности исследуемого предприятия, проведение анализа оптового товарооборота на этом предприятии. Для решения этой цели поставлены следующие задачи: • раскрыть теоретические основы учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью товаров на предприятиях занятых в торговле. • выявить особенности деятельности оптовой организации; • изучить и обобщить теоретико-правовые и организационно-технические основы бухгалтерского учета реализации товаров; • оценить и обобщить теоретико-правовые и организационно-технические основы анализа реализации товаров;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Методологические основы организации учета реализации товаров…………………………………………………………………. 8
1.1. Особенности оптовой торговой деятельности и ее правовое регулирование…….…………………………………………………... 8
1.2. Организация, учет и документооборот в товарных операциях. Синтетический и аналитический учет товаров и их реализации...14
1.3. Анализ реализации и оценка экономической эффективности торговых операций………...……………………………………….…40
Глава 2. Система бухгалтерского учета и анализа продаж товаров в
ООО «Оптима»……………………………………………..………...50
2.1. Общая характеристика ООО «Оптима» и краткий анализ основных технико-экономических показателей………………………………..50
2.2. Система бухгалтерского учета продаж товаров в ООО «Оптима»...52
2.3. Анализ реализации товаров в ООО «Оптима»………………………58
Глава 3. Совершенствование учета и анализа реализации товаров в ООО «Оптима»…………………………………………………….....66
3.1. Рекомендации по повышению надежности и эффективности системы бухгалтерского учета……………………………………….66
3.2. Разработка направлений по улучшению учетной и операционной работы с товарами и их реализацией…………………….………….69
3.3. Рекомендации по итогам анализа продаж товаров в ООО «Оптима»…………………………………………...……………….72
Заключение……………………………………………………………….……….76
Список используемой литературы…………………...……………………...80
Приложения

Файлы: 1 файл

оптовая торговля.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)
  • по общему товарообороту;
  • по ассортименту товарооборота;
  • по ассортименту остатка товаров;
  • по среднему проценту.

Рассмотрим каждый из этих способов.

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяются одинаковый процент торговых надбавок. В этом случае валовой доход от реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле:

ВД= Т ´ ТН / (100 + ТН),

где Т – общий товарооборот; ТН – торговая надбавка, %.

Если размер торговой надбавки в течение отчетного  периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.

Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если на разные группы товаров применяются разные торговые надбавки. Он предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой надбавкой.Валовой доход по ассортименту товарооборота рассчитывается сначала по каждой группе товаров, с помощью вышеприведенной формулы, а затем полученные частные суммы реализованных торговых надбавок складывают.

Расчет валового дохода по общему товарообороту очень прост, но на практике он почти не используется, поскольку очень мало предприятий, которые на все товары устанавливали бы одинаковые торговые надбавки. Это возможно только в узкоспециализированных предприятиях, продающих одно или несколько наименований товаров.

Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота более приемлем на практике, однако его применение требует обязательного учета товарооборота за отчетный период в разрезе товарных групп. Кроме того, при изменении размера торговой надбавки по тому или иному товару нужно вести учет по реализации по периодам действия разных размеров торговой надбавки. Поэтому оба способа расчета валового дохода используют крайне редко.

Большинство предприятий  торгует товарами множества наименований, торговая надбавка на них по целому ряду причин устанавливается в большинстве случаев разная; более того, на один и тот же товар в зависимости от конъюнктуры рынка размер торговой надбавки часто меняется. Кроме того, абсолютное большинство предприятий пока не располагают необходимыми техническими средствами для учета товарооборота в разрезе отдельных товаров. В силу этого на практике чаще всего рассчитывают реализованную торговую надбавку исходя из среднего процента  по такой формуле:

ВД = Т ´ П / 100.

В свою очередь, средний  процент определяют по формуле:

П = ( ТНн + ТНп + ТНв) / (Т+ОК) ´ 100, где ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 “Торговая наценка” на начало отчетного периода); ТНп – торговая надбавка на товары., поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 “Торговая наценка” за отчетный период); ТНв – торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 ”Торговая наценка” за отчетный период); ОК – остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 “Товары” на конец отчетного периода).

Расчет валового дохода по среднему проценту прост и может применяться в любой организации. Однако он недостаточно точен, поскольку основан на предположении, что ассортиментная структура товарооборота за отчетный период и остатков на конец отчетного периода одинаково, чего в практике хозяйственной жизни не бывает. Поэтому сумма валового дохода, рассчитанная этим способом, больше или меньше действительной ее величины. Рассчитать валовой доход по ассортименту остатка товаров можно по такой формуле:

ВД = (ТНн + ТНп – ТНв) – ТНк,

где ТНк – торговая надбавка на остаток товаров на конец отчетного периода.

В свою очередь: ТНк = (ОК1 ´ ТН1 / 100 + ТН1) + (ОК2 ´ ТН2 / 100 + ТН2) + ... + + (ОКn ´ ТНn / 100 + ТНn),

где ОК1, ОК2... – остатки товаров по наименованиям на конец месяца (по данным инвентаризации); ТН1, ТН2 – торговая надбавка (в процентах) на товары.

Способ расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров  более точен, чем по среднему проценту. Он может применяться в любой  организации. Недостатком его является большая трудоемкость, поскольку он требует проведение инвентаризации товаров на первое число месяца, следующего за отчетным периодом.

На рассчитанную сумму  реализованной торговой наценки (валового дохода) уменьшается себестоимость продаж сторнировочной записью :

Д-т сч 90-2 «Продажи»  с\сч «Себестоимость продаж»

К-т сч 42 «Торговая  наценка»


 

После того как в организации оптовой торговли определили валовой доход от реализации товаров необходимо определить окончательный результат (прибыль или убыток) от реализации товаров, отражаемый на счете 90 на конец отчетного периода. Для этого нужно правильно определить издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу».

Бухгалтерский учет издержек обращения предприятий торговли должен обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В состав издержек обращения  предприятия оптовой торговли включаются расходы предприятия, возникающие в процессе движения товаров до покупателей, а также расходы, связанные с реализацией товаров.

Основным документом, определяющим порядок учета расходов, в том числе издержек обращения, в целях бухгалтерского учета, является Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (введено в действие с 1 января 2000 г.). Этот документ определяет классификацию расходов и порядок их признания в учете.

В соответствии с п.9 ПБУ 10/99 организации торговли вправе признавать издержки обращения в себестоимости реализованных товаров полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности. При этом, если в отношении расходов на оплату труда, на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, на рекламу и представительские расходы такой принцип соблюдается в любом случае, то расходы на перевозку и заготовку товаров могут признаваться как полностью в стоимости реализованных за отчетный период товаров, так и отдельно в части реализованных и не реализованных на конец отчетного месяца товаров.

Соответственно, сальдо по счету 44 на конец месяца может  представлять собой сумму издержек обращения в части транспортных расходов, приходящейся на остаток не реализованных на конец данного месяца товаров. При этом сумма издержек обращения, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) суммируются  транспортные расходы на остаток  товаров на начало месяца и  произведенные в отчетном месяце;

2) определяется  сумма товаров, реализованных  в отчетном месяце, и остаток  товаров на конец месяца;

3) отношением  определенной суммы расходов к сумме реализованных и оставшихся товаров определяется средний процент издержек обращения к общей стоимости товаров;

4) умножением  суммы остатка товаров на конец  месяца на средний процент  указанных расходов определяется  их сумма, относящаяся к остатку товаров на конец месяца.

Расчет суммы  транспортных расходов, приходящихся на стоимость реализованных за отчетный месяц товаров и стоимость  остатка нереализованных товаров, производится также по среднему проценту с использованием данных об остатке транспортных расходов в составе издержек обращения на начало месяца, сумме произведенных транспортных расходов за месяц, а также о стоимости реализованных товаров за отчетный месяц и остатке товаров на конец месяца.

Также следует  учитывать, что распределению подлежат только те транспортные расходы, которые в соответствии с положениями ПБУ 5/01 не относятся на увеличение первоначальной стоимости приобретенных товаров.

При переходе организации  с начала следующего года в соответствии с принятой учетной политикой на порядок признания транспортных расходов полностью в себестоимости проданных товаров в качестве расходов по обычным видам деятельности не списанные в прошлом отчетном году транспортные расходы подлежат включению в себестоимость проданных товаров на начало отчетного года, или же организацией может быть принято решение о равномерном включении этих сумм в себестоимость проданных товаров в течение определенного периода времени (например, квартал, полугодие).

Издержки обращения  списываются в Дебет счета 90 «Продажи» по окончании отчетного периода. Списание коммерческих расходов осуществляется в Дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж», либо может быть открыт дополнительный субсчет к счету 90 «Продажи».

Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного  года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".

Налоговый учет продаж товаров

С вступлением в силу второй части Налогового кодекса  РФ, особенно главы 25 «Налог на прибыль  организаций» бухгалтерский учет в  России претерпел сильные изменения. Был введен налоговый учет, на основании которого теперь исчисляется налог на прибыль. Второй налог, которого напрямую касаются  продажи товаров – НДС, также исчисляется по данным не бухгалтерского, а налогового учета, хотя понятие «налоговый учет» определено только в статье 313 главы 25 Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим вначале  НДС – налог, начисляемый непосредственно  при продаже продукции или  даже до нее, если товары учитываются  по ценам продажи.

Согласно статье 169 Налогового кодекса РФ налогоплательщик (то есть продавец) обязан составить счет-фактуру при совершении операций, облагаемых НДС. В нашем случае это продажа товара. При этом под продажей понимается отгрузка товара и предъявление документов покупателю, а не только оплата товара. Форма счета-фактуры утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Перечень обязательных реквизитов установлен той же статьей 169 налогового кодекса РФ. Счет-фактура выписывается в двух экземплярах, из которых один (оригинал) предъявляется покупателю, а второй (копия) регистрируется в журнале учета выставленных счетов-фактур. Форма журнала учета и порядок его ведения установлен тем же Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914. Выписанные счета-фактуры регистрируются в журнале учета в хронологическом порядке. Обязательный реквизит счета-фактуры – его номер, это и есть номер записи в журнале учета выставленных счетов-фактур.

Кроме журнала выставленных счетов-фактур продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности), составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Счета-фактуры, выданные продавцами при реализации товаров организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, также подлежат регистрации в книге продаж. При этом показания контрольных лент контрольно-кассовой техники регистрируются в книге продаж без учета сумм, указанных в соответствующих счетах-фактурах.

Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в  хронологическом порядке в том  налоговом периоде, в котором  возникает налоговое обязательство.

При получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) продавцом составляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж.

Регистрация счетов-фактур с одинаковыми  реквизитами в книге продаж у  продавца допускается только в случаях поступления средств в порядке частичной оплаты.

Приведенные здесь правила  ведения журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж не дают четкого различия между этими  регистрами налогового учета. Действительно, в связи с радикальными изменениями, внесенными в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, НДС с 1 января 2006 года начисляется только по отгрузке.

Информация о работе Учет и анализ реализации товаров в оптовой торговле (на примере ООО «Оптима»)