Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:33, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей учета товаров в организациях оптовой торговли, а также проведение анализа деятельности исследуемого предприятия, проведение анализа оптового товарооборота на этом предприятии. Для решения этой цели поставлены следующие задачи: • раскрыть теоретические основы учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью товаров на предприятиях занятых в торговле. • выявить особенности деятельности оптовой организации; • изучить и обобщить теоретико-правовые и организационно-технические основы бухгалтерского учета реализации товаров; • оценить и обобщить теоретико-правовые и организационно-технические основы анализа реализации товаров;
Введение…………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Методологические основы организации учета реализации товаров…………………………………………………………………. 8
1.1. Особенности оптовой торговой деятельности и ее правовое регулирование…….…………………………………………………... 8
1.2. Организация, учет и документооборот в товарных операциях. Синтетический и аналитический учет товаров и их реализации...14
1.3. Анализ реализации и оценка экономической эффективности торговых операций………...……………………………………….…40
Глава 2. Система бухгалтерского учета и анализа продаж товаров в
ООО «Оптима»……………………………………………..………...50
2.1. Общая характеристика ООО «Оптима» и краткий анализ основных технико-экономических показателей………………………………..50
2.2. Система бухгалтерского учета продаж товаров в ООО «Оптима»...52
2.3. Анализ реализации товаров в ООО «Оптима»………………………58
Глава 3. Совершенствование учета и анализа реализации товаров в ООО «Оптима»…………………………………………………….....66
3.1. Рекомендации по повышению надежности и эффективности системы бухгалтерского учета……………………………………….66
3.2. Разработка направлений по улучшению учетной и операционной работы с товарами и их реализацией…………………….………….69
3.3. Рекомендации по итогам анализа продаж товаров в ООО «Оптима»…………………………………………...……………….72
Заключение……………………………………………………………….……….76
Список используемой литературы…………………...……………………...80
Приложения
Д-т сч.91 "Прочие доходы и расходы", субсч."Убытки по уцененным товарам",
К-т сч.41 "Товары", субсч.2 "Товары в розничной торговле"
При этом в налоговом учете убыток (расход) не признается.
Другой вариант – использование счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей". На отрицательную разницу между текущей стоимостью и покупной стоимостью создается резерв:
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. «Убытки по уцененным товарам"
Кредит 14. "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей"
В налоговом учете убыток (расход) также не признается.
При реализации товаров относящаяся
к ним сумма резерва
Дебет 14. "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей"
Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. «Убытки по уцененным товарам"
1.3. Анализ реализации и оценка экономической эффективности торговых операций
Основная цель анализа деятельности предприятий торговли – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов товарооборота и поставки товаров покупателям, а также обоснованности планов; изучить их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на величину товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности торгового предприятия. Анализ должен показать, как организация торговли в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объём и структуру предполагаемого поступления товаров
Для анализа товароснабжения на предприятии существуют специальные методики, одной из такой методик является расчет показателей поставки.
Оценка ритмичности поставок производится по следующим коэффициентам:
V = (δ * 100) / Ts, (2)
δ- среднее квадратическое отклонение;
Тs - процент выполнения плана за год;
КР = 100 – V. (3)
Деятельность торгового предприятия во многом зависит от хозяйственных отношений с поставщиками. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. И наоборот: надежный поставщик – гарантия успеха.
Существует обобщенный вариант показателей, которые определяют предпочтительность поставщиков:
Рекомендуется рассчитать рейтинги потенциальных поставщиков, провести ранжирование и определить наилучшего партнера. Рейтинг составляется на основе нескольких показателей, например вышеприведенных показателей. Каждому критерию присваивается вес (в процентах или долях единицы) в соответствии со значимостью показателя для организации. Затем поставщики оцениваются по критериям. Количественные оценки просто включаются, качественные оценки проставляются на основе мнения экспертов - опытных служащих службы снабжения или внешних экспертов (специалистов других торговых, или, например, логистических компаний). Оценки умножаются на вес соответствующего показателя, произведения складываются и получается рейтинговое значение каждого поставщика.
Показатели, характеризующие стабильность поставок, безусловно, очень важны для оценки деятельности торгового предприятия. Но не менее важно то, как эффективно предприятие распоряжается закупленными товарами. Для исследования этого вопроса служат показатели оборачиваемости разных групп активов.
Показатели оборачиваемости показывают сколько раз в год (или за исследуемый период) «оборачиваются» те или иные активы предприятия. Обратная же величина, полученная делением 360 дней (или количества дней в анализируемом периоде) на число оборотов, указывает на продолжительность одного оборота этих активов в днях.
Показатели оборачиваемости
имеют большое значение для оценки
финансового положения
На практике представляет интерес ответ на вопрос, насколько интенсивно используется вся сумма капиталов, авансированных в предприятие, в сопоставлении с общим оборотом по продажам.
Показателям оборачиваемости оборотных средств, кроме относительных показателей, свойственно и присвоение натуральных величин. Их можно измерить числом оборотов за определенный период времени или продолжительностью одного оборота.
Наиболее общим показателем эффективности деятельности торгового предприятия является коэффициент оборачиваемости активов.
Коэффициент оборачиваемости = активов |
Выручка от реализации |
Среднегодовая стоимость активов |
(4)
Отношение выручки от реализации к среднегодовой стоимости активов характеризует эффективность использования предприятием ресурсов независимо от источников их образования.
При сопоставлении коэффициента оборачиваемости активов разных организаций за разные годы необходимо проверить единообразие оценок среднегодовой суммы активов. Так же следует сделать поправку на способ оценки амортизации, так как при прочих равных условиях коэффициент оборачиваемости активов будет выше при ускоренном начислении износа на основные средства.
Аналогичным является коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
Коэффициент оборачиваемости = собственного капитала |
Выручка от реализации |
Среднегодовая стоимость собственного капитала |
(5)
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала с финансовой точки зрения определяет скорость оборота собственного капитала, с экономической – активность денежных средств, которыми рискует акционер.
Если коэффициент слишком высок, что означает значительное превышение уровня продаж над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов. В этом случае может возникнуть такая ситуация, когда кредиторы больше участвуют в деле, чем собственники.
Напротив, низкий коэффициент означает бездействие части собственных средств. В этом случае коэффициент указывает на необходимость вложения собственных средств в другой источник дохода.
Также следует обратить внимание на то, что с увеличением оборачиваемости увеличивается возможность превышения критического значения коэффициента соотношения заемных и собственных средств без существенного изменения финансовой автономности предприятия.
Следующий показатель- коэффициент
оборачиваемости
Коэффициент оборачиваемости = инвестированного капитала |
Выручка от реализации | |
Среднегодовая стоимость + собственного капитала |
Среднегодовая стоимость долгосрочных обязательств |
(6)
Этот показатель показывает скорость
оборота всего долгосрочного (инвестированного)
капитала предприятия.
Показатель оборачиваемости текущих активов рассчитывается по формуле:
Коэффициент оборачиваемости = текущих активов |
Выручка от реализации |
Среднегодовая стоимость текущих активов |
(7)
Термин «текущие активы» является синонимом
оборотных активов или оборотных средств.
Все показатели оборачиваемости в качестве результата дают количество оборотов показателя, стоящего в знаменателе, т.е. показывают, сколько раз он «обернется», или «обновится» в течение исследуемого периода. Исследуемый период – это период, за который берется выручка. Однако, оборачиваемость дает только качественное представление об эффективности торговых операций. Она является всего лишь индикатором, на ее основе можно судить только об улучшении или ухудшении деятельности. Ближе к принятию управленческих решений другой показатель, рассчитываемый на основе оборачиваемости – продолжительность (длительность) одного оборота.
Продолжительность одного оборота в днях будет рассчитана следующим образом:
Продолжительность |
365 |
Коэффициент оборачиваемости активов |
(8)
Длительность одного оборота уже можно использовать для планирования закупок товаров, привлечения заемных средств и других целей. Покажем, как он используется для управления запасами.
Планирование обеспечения товарами является необходимым условием хозяйственной деятельности торгового предприятия. Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей должны быть определены товарные запасы. Норматив текущих запасов товаров необходимо планировать регулярно, и пересматривать в зависимости от ситуации как можно чаще. Норматив текущих товарных запасов устанавливается в сумме и в днях оборота – продолжительности одного оборота.
В зависимости от практических целей абсолютная величина товарных запасов определяется в натуральном или денежном выражении. Натуральные единицы измерения преобладают в торговле продовольственными товарами. Однако одних абсолютных величин недостаточно, чтобы судить о степени обеспеченности товарооборота товарными запасами. Если просто сопоставить торговые предприятия с одинаковой товарной номенклатурой, то в большем объеме окажется товарный запас на предприятии, имеющем больший товарооборот. Определить же, у какого из предприятий выше обеспеченность запасами, можно, лишь исчислив относительный показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами. Расчет производится по формуле:
Обеспеченность (в днях)
= ——————————————
(9)
Выраженный в днях товарооборота товарный запас показывает, за сколько дней может быть продана масса товаров, составляющая товарный запас. Этот показатель может быть исчислен как по отдельным товарам и товарным группам, так и в целом по торговой организации. Поэтому он используется для определения даты следующей поставки и потребности в средствах для ее оплаты.
Информация о работе Учет и анализ реализации товаров в оптовой торговле (на примере ООО «Оптима»)