Учет и анализ реализации товаров в оптовой торговле (на примере ООО «Оптима»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей учета товаров в организациях оптовой торговли, а также проведение анализа деятельности исследуемого предприятия, проведение анализа оптового товарооборота на этом предприятии. Для решения этой цели поставлены следующие задачи: • раскрыть теоретические основы учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью товаров на предприятиях занятых в торговле. • выявить особенности деятельности оптовой организации; • изучить и обобщить теоретико-правовые и организационно-технические основы бухгалтерского учета реализации товаров; • оценить и обобщить теоретико-правовые и организационно-технические основы анализа реализации товаров;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Методологические основы организации учета реализации товаров…………………………………………………………………. 8
1.1. Особенности оптовой торговой деятельности и ее правовое регулирование…….…………………………………………………... 8
1.2. Организация, учет и документооборот в товарных операциях. Синтетический и аналитический учет товаров и их реализации...14
1.3. Анализ реализации и оценка экономической эффективности торговых операций………...……………………………………….…40
Глава 2. Система бухгалтерского учета и анализа продаж товаров в
ООО «Оптима»……………………………………………..………...50
2.1. Общая характеристика ООО «Оптима» и краткий анализ основных технико-экономических показателей………………………………..50
2.2. Система бухгалтерского учета продаж товаров в ООО «Оптима»...52
2.3. Анализ реализации товаров в ООО «Оптима»………………………58
Глава 3. Совершенствование учета и анализа реализации товаров в ООО «Оптима»…………………………………………………….....66
3.1. Рекомендации по повышению надежности и эффективности системы бухгалтерского учета……………………………………….66
3.2. Разработка направлений по улучшению учетной и операционной работы с товарами и их реализацией…………………….………….69
3.3. Рекомендации по итогам анализа продаж товаров в ООО «Оптима»…………………………………………...……………….72
Заключение……………………………………………………………….……….76
Список используемой литературы…………………...……………………...80
Приложения

Файлы: 1 файл

оптовая торговля.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

На налогоплательщика  также возлагается обязанность  вести раздельный учет всех доходов и расходов магазина. При этом часть расходов, например, на доставку комиссионного товара покупателям, на рекламу комиссионного товара и пр. для целей налогообложения не учитывается. По мнению налоговых органов, эти расходы магазина должен возместить собственник товара (комитент).

Оптовая торговля- это вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Оптовая торговля является необходимым звеном товарного  обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по установлению хозяйственных  связей между субъектами рынка (производителями  и организациями розничной торговли), преобразованию производственного ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети. Ее необходимость обусловлена специализацией организаций: изготовителей на выпуске товаров узкого ассортимента; требованиями перемещения товаров из пунктов производства в пункты потребления; комплектованием торгового ассортимента; контролем качества товаров и т.п.

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется  объемом, составом, ассортиментом и  структурой товарооборота.

Основной показатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

Роль  и функции оптовой торговли

Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических  связей между районами страны, отраслями  производства, изготовителями товаров  и розничной торговлей.

Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика товаров народного потребления, в её функции входят закупка и завоз товаров от предприятий-изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить децентрализованные закупки товаров из различных источников. Организуя завоз товаров, торговля контролирует: соблюдает ли промышленность договорные обязательства по поставкам товаров соответствующего ассортимента и качества, строго в обусловленные сроки? На складах оптовых предприятий закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских качеств.

Оптовая торговля может  и должна активно влиять на объём и ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности в которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий. Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия улучшать их потребительские свойства. Чтобы целенаправленно воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков.

Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны, добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос.

На макроуровне оптовая  торговля выполняет различные рыночные функции:

    • интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнёрами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;
    • оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
    • организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

Макроэкономические функции  оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные  подфункции или функции оптовых торговых предприятий, среди них можно назвать следующие:

~ функция экономической  интеграции территорий и преодоление  пространственного разрыва; 

~ функция преобразования  производственного ассортимента  в торговый ассортимент товаров; 

~ функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

~ функция сглаживания  цен; 

~ функция хранения;

~ функция доработки,  доведения товаров до требуемого  качества, фасовки и упаковки;

~ функция кредитования  своих клиентов, особенно мелких  розничных предприятий;

~ функция маркетинговых исследований рынка и рекламы и т.п.

Развитие рыночных отношений  способствует возникновению новых  элементов в деятельности оптовых  предприятий, например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два  вида:

1) традиционные – главным  образом организационно-технические  (организация оптовой купли-продажи,  складирование и хранение запасов,  преобразование ассортимента товаров,  их транспортировка);

2) новые, возникающие  под влиянием развития рынка. 

Организация оптовой  купли-продажи является одной из важнейших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного  разделения труда она обособилась  в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а, предлагая товар покупателям, они действуют от лица производителей.

Оптовые предприятия  организуют завоз товаров в различные  районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции проявляется при доставке товаров со складов предприятия в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.

 

 

1.2. Организация, учет и документооборот в товарных операциях. Синтетический и   аналитический учет товаров и их реализации.

Для правильного руководства  деятельностью торгового предприятия  необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.

Основным объектом бухгалтерского учета в торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации  торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное  отражение в учете операций, связанных с их выбытием.

У бухгалтерского учета  в торговле есть две главные цели:

  • контроль за сохранностью товаров;
  • своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей  необходимо решить комплекс бухгалтерских  задач:

  1. Обеспечение совместно с другими службами торгового предприятия материальной ответственности за товары;
  2. Проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
  3. Проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;
  4. Обеспечение контроля над соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
  5. Установление контроля над правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;
  6. Обеспечение контроля над правильной организацией и формированием цен, соблюдение условий франкировки;
  7. Своевременное и правильное выявления валового дохода.

В основе решения перечисленных  задач лежат следующие основные принципы учета товаров:

  • единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий торговли;
  • возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
  • организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или отделу по договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице. Если этот принцип нарушен или нет договора о материальной ответственности, администрация организации не может предъявить обоснованный иск виновным;
  • организация выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации;
  • единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход, если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;
  • периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей;
  • контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки.

Если в организации  налажена практическая реализация изложенных принципов, то это создаст условия  для эффективного решения задач, стоящих перед бухгалтерским  учетом предприятия оптовой торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.

Документальное  оформление и учет движения товаров

Общие требования к документальному  оформлению товарных операций.

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации.

Для документирования операций могут применяться типовые межведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым, содержащим обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в учете совершенным операциям.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся:

  • наименование документа (форма);
  • дата составления;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении);
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи и их расшифровки.

Порядок и сроки как  приема, так и реализации товаров  по количеству, качеству и комплектности  и его документального оформления обусловлены действующими техническими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.

Учет товаров  в местах хранения

Учет реализации товаров  невозможно правильно организовать без надлежащего учета товаров в местах их хранения - на складах и в торговых павильонах (магазинах), а также, если необходимо, без соответствующего физического месторасположения товаров на складах.

Учет товара на складе оптового предприятия ведет материально ответственное лицо. Складской учет ведется в натуральных показателях по номенклатурным номерам товаров (тары). Порядок учета товара на оптовом складе может быть различен в зависимости от способа хранения товара и от некоторых факторов, как-то: частота поступлений товаров на склад, совместимость товаров по условиям хранения, их натуральные характеристики, а также объем и ассортимент товаров и т. д. Возможны следующие способы хранения и учета:

             Рис. 1 Способы хранения товаров на складе

Сортовой способ учета товара

Сортовой способ учета  на складах применяется в том  случае, если хранение товаров организовано по наименованию и сортам без учета  времени поступления и цены их приобретения (вновь поступившие товары складируются и учитываются вместе со старыми). При этом материально ответственные лица на каждую номенклатуру товара заводят новую карточку складского учета или отводят несколько страниц в товарной книге кладовщика (в зависимости от объема операций по приходу и расходу товаров).

Номенклатуры в данном случае различаются не только по типу и марке товара, но и по сорту, единице измерения, цвету и т. п. (в случае, если по этим признакам  необходимо вести отдельный учет). Например, если продаются автомобили, то цвет товара может иметь значение, в то время как цвет пакета молока принципиального значения не имеет и поэтому как идентифицирующий признак не рассматривается.

Информация о работе Учет и анализ реализации товаров в оптовой торговле (на примере ООО «Оптима»)