Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:51, дипломная работа
Указанный документ выдается в момент оплаты товара и должен содержать следующие сведения (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.1998 № 904)):
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование организации;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров;
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Введение………………….………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Особенности организации товарных операций и задачи их учета
1.1. Сущность товарных операций и задачи их учета…….………………8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета товарных операций….18
ГЛАВА 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»
2.1. Документирование товарных операций……………………………...26
2.2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»…37
ГЛАВА 3. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»
3.1. Сущность, значение и виды анализа…………………………………47
3.2. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»……54
Заключение. ………………………………………………………………..69
Список использованных источников……………………………………...73
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………….……………………………………
ГЛАВА 1. Особенности организации товарных операций и задачи их учета
1.1. Сущность товарных операций и задачи их учета…….………………8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета товарных операций….18
ГЛАВА 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»
2.1. Документирование товарных операций……………………………...26
2.2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»…37
ГЛАВА 3. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»
3.1. Сущность,
значение и виды анализа…………………
3.2. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»……54
Заключение. ………………………………………………………………..69
Список использованных источников……………………………………...73
Приложения……………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА
1.1. Сущность товарных операций и особенности их учета
В процессе перехода к рыночной экономике в Российской Федерации, произошли значительные изменения в сфере торговли. Она превратилась в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Около 90% своих доходов население расходует на приобретение предметов потребления в розничной торговой сети. Таким образом, розничная торговля - это продажа товаров конечным потребителям, и при этом не с целью ее дальнейшей перепродажи или использования в рамках предпринимательской деятельности физических лиц из числа индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
Розничная торговля – это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данное понятие определено в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28.12.2009 года (с изм. и доп. от 30.12.2012 года).
В целях применения положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в соответствии со статьей 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека или документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам.
Указанный документ выдается в момент оплаты товара и должен содержать следующие сведения (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.1998 № 904)):
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование организации;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров;
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Согласно статье 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовую технику в обязательном порядке должны применять все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов. При этом контрольно-кассовая техника применяется и в том случае, если в качестве покупателя выступает индивидуальный предприниматель, сторонняя организация (в том числе через своих уполномоченных представителей), а также любые иные покупатели. Более подробно о применение торговой организацией контрольно-кассовой техники будет рассмотрено во второй главе на примере ООО «Торговый дом».
Объектом процесса розничной торговли является товар. В соответствии со статьей 455 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) товаром по договору купли-продажи признаются материальные ценности, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Движение товаров и прочие операции с ними сопровождаются расчетами между поставщиками и покупателями, формированием доходов. Общая стоимость проданных товаров (доход от обычных видов деятельности) в торговле называется товарооборотом, а в других отраслях - выручкой от продажи товаров.
Главной целью торговых организаций в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговая организация получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
С точки зрения бухгалтерского законодательства, согласно пункту 2 положения по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее ПБУ 5/01) товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
С общеэкономической точки зрения товаром является любой предмет обмена. Это могут быть материальные (вещественные) ценности, работы, услуги, т.е. все то, что в процессе экономического оборота обменивается на деньги либо иные ценности.
В ходе работы торговой организации осуществляются процессы приобретения, хранения, реализации товаров. Совокупность этих процессов можно объединить в понятие - товарные операции. Экономическая сущность товарных операций в розничной торговле заключается в том, что в процессе осуществления торговой деятельности происходит взаимодействие экономических субъектов (производители, оптовые организации, арендодатели, экспедиторские организации и др.) и конечных потребителей товара (физические лица, юридические лица, приобретающие товары затраты по которым не относятся на себестоимость). Происходит перемещение товара из сферы производства в сферу конечного потребления, тем самым завершается цикл движения товара. Процесс реализации в розничной торговле выявляет потребительские приоритеты, что в свою очередь влияет на ассортимент производимой продукции. Кроме того, развитие розничной торговли способствует развитию здоровой конкуренции, что содействует улучшению качества товаров и снижению цен, а, следовательно, развивается инфраструктура рынка и экономика в целом.
Основными задачами учета товарно-материальных ценностей является обеспечение контроля над:
- правильным
и своевременным поступлением
товаров и оприходованием
- состояние и сохранностью товаров;
- выбытием и реализацией товаров;
- определение
финансового результата от
- предотвращение
отрицательных результатов
- выявление
внутренне хозяйственных
Товары, приобретенные торговой организацией для продажи, принимаются к учету по стоимости их приобретения (пункт 13 ПБУ 5/01). Если организация занимается розничной торговлей, то ей разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
Таким образом, организация розничной торговли вправе самостоятельно выбрать один из вариантов бухгалтерского учета приобретенных для перепродажи товаров:
- по стоимости их приобретения;
- по продажной цене.
Выбранный вариант должен быть отражен в приказе об учетной политике организации.
Согласно подпункту 3 пункту 1 статьи 268 НК РФ в целях налогообложения прибыли, приобретенные товары всегда учитываются по стоимости их приобретения независимо от того, по какой стоимости они отражаются на счетах бухгалтерского учета.
Стоимость товаров в налоговом учете равна цене товара, указанной в договоре купли-продажи. В цену приобретения товаров согласно условиям договора может включаться стоимость доставки этих товаров до покупателя. В этом случае стоимость товаров в налоговом учете формируется с учетом стоимости доставки.
Во всех иных ситуациях расходы на доставку покупных товаров, а также все остальные расходы, связанные с их приобретением и реализацией (за исключением самой стоимости приобретения товаров), относятся на издержки обращения (статья 320 НК РФ).
Предпринимательская деятельность розничной торговли в соответствие с главой 26.3 статьи 346.26 НК РФ могут применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД), а именно розничная торговля, осуществляемая через магазины, с площадью торгового зала не более 150 квадратных метра по каждому объекту организации торговли. Следует отметить, что торговая организация, переведенные на уплату ЕНВД, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее НДС). При приобретении товара сумма НДС отдельно не выделяется и включается в себестоимость приобретенного товара.
Если в соответствии с учетной политикой бухгалтерский учет товаров ведется по стоимости приобретения, то товары принимаются к учету по фактической себестоимости, под которой понимается сумма фактических затрат на приобретение товаров, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
К фактическим затратам на приобретение относятся:
- покупная цена товаров, т.е. суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;
- затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, включая расходы по страхованию товаров. Перечень затрат, включаемых в данную группу, является открытым. Организация розничной торговли вправе транспортно-заготовительные расходы, производимые до момента передачи товаров в продажу, учитывать в составе расходов на продажу на счете 44 «Расходы на продажу» (пункт 13 ПБУ 5/01).
- затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к продаже, а именно затраты по подработке, сортировке, фасовке и т.д. полученных товаров;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.
Не включаются в фактические затраты на приобретение товаров общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением товаров.
Пунктом 16 ПБУ 5/01 предусмотрены три различных варианта оценки товаров при продаже (или ином выбытии):
- по стоимости каждой единицы товара;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).
Метод оценки товаров по стоимости каждой единицы запасов состоит в том, что товары принимаются к учету по ценам приобретения.
По методу средней стоимости оценка товаров определяется как произведение количества товара на конец отчетного периода на среднюю цену товара. Средняя цена определяется как частное деления стоимости товаров, находящихся в собственности торговой организации в отчетном периоде, на количество товаров, находящихся в собственности торговой организации за отчетный период.
По методу ФИФО (первых по времени приобретения), оценка запасов основана на допущении, что товары используются в течение ответственного периода в последовательности их закупки, т.е. товары, первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по стоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца.
Организация может выбрать любой из этих вариантов. Выбранный метод оценки товаров при выбытии закрепляется приказом в учетной политике организации для целей налогообложения.
Для оценки товаров любым из вышеназванных методов организации необходимо иметь документально подтвержденную информацию о том, сколько и каких товаров продано. На практике применяются различные способы учета количества и номенклатуры реализованных товаров.
В небольших магазинах и торговых точках, где мало покупателей, которые к тому же не приобретают большого количества товаров разных наименований, учет реализованных товаров можно вести следующими способами:
- каждая продажа записывается продавцом в специальную тетрадь (книгу);
- сохраняются копии всех товарных чеков;
- при передаче в торговый зал к каждой единице товара прикрепляются специальные бирки, которые открепляются при ее продаже;
- все приобретенные товары заносятся в список, из которого проданный товар вычеркивается в день продажи (с указанием даты продажи) и т.д.