Учет и анализ товарных операций в розничной торговле (на примере ООО «Торговый дом»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Указанный документ выдается в момент оплаты товара и должен содержать следующие сведения (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.1998 № 904)):
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование организации;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров;
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Содержание работы

Введение………………….………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Особенности организации товарных операций и задачи их учета
1.1. Сущность товарных операций и задачи их учета…….………………8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета товарных операций….18
ГЛАВА 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»
2.1. Документирование товарных операций……………………………...26
2.2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»…37
ГЛАВА 3. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»
3.1. Сущность, значение и виды анализа…………………………………47
3.2. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»……54
Заключение. ………………………………………………………………..69
Список использованных источников……………………………………...73

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.23 Кб (Скачать файл)

В отчете о прибылях и убытках доходы организации за отчетный период  отражается с подразделением на выручку и прочие доходы (статья 18 ПБУ 9/99).

По положению бухгалтерского учета «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 года № 33н (с изм. и доп. от 27 апреля 2012 года), расходами в торговых организациях являются расходы, связанные с приобретением и  продажей продукции (статья 5 ПБУ 10/99).

В отчете о прибылях и убытках расходы торговой организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие (статья 21 ПБУ 10/99).

По положению бухгалтерского учета «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 года № 106н (с изм. и доп. от 18 декабря 2012 года) к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета (статья 2 ПБУ 1/2008).

Изменение учетной политики может производиться в случаях существенного изменения условий деятельности, это может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности (статья 16 ПБУ 1/2008).

Учетная политика организации подлежит оформлению документацией (приказом, распоряжением) торговой организации (Приложение 2).

При формировании учетной политики организации утверждаются следующее (статья 4 ПБУ 1/2008):

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Согласно плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 года № 94н (с изм. и доп. от 18 сентября 2006 года) учет бухгалтерских операций в розничной  торговле ведется на счетах:

- счет 41 «Товары», где на субсчете 1 отражаются товары на складах, субсчете 2 отражаются товары в розничной торговле, субсчете 3 отражается тара под товаром  и порожняк, на субсчете 4 отражаются  покупные изделия;

- счет 42 «Торговая наценка» – здесь отражается  величина торговой наценки по оприходованным товаром;

- счет 44 «Расходы на продажу» отражает расходы, вызываемые куплей-продажей товаров и с продолжением процесса  производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка);

- счет 50 «Касса» отражает сумму денежных средств, находящихся в организации, вырученных за продажу товаров;

- счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в торговых организациях отражает оприходование товаров  от поставщиков и покупателей, также  по этому счету проводится (отпуск) продажа товаров;

- счет 70 «Расчет с персоналом по оплату труда» отражает начисление и выплату зарплаты работникам, связанных с закупом и реализацией товаров;

- счет 90 «Продажи» отражает покупную стоимость проданных товаров в торговых организациях;

- счет 99 «Прибыли и убытки» по результатам хозяйственной деятельности  предприятия отражает конечный  результат работы организации (прибыль или убыток).

Методологическая основа учета устанавливается действующими методическими положениями, и к которым можно отнести:

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н (с изм. и доп. от 24 декабря 2010 года);

- Письма «О нормах естественной убыли товаров в торговле», которые различаются в зависимости от вида рассматриваемых товаров, его характеристик;

- Методические указания по бухгалтерскому учету.

На основании данных методологических указаний организации формируют учетную политику. В данном документе могут устанавливаться:

- формы первичных документов по приему, отпуску материально-производственных запасов и порядок их оформления;

- документооборот;

- перечень должностных лиц, которым доверено получение и отпуск материально-производственных запасов;

- порядок осуществления контроля, правильное ведение учета и составление отчетности.

Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (далее Госкомстат РФ) утвержден Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций (утвержден Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998         № 132).

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

 

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ»

2.1 Документирование  товарных операций

Организации, занятые в торговле, традиционно относятся к числу хозяйствующих субъектов, имеющих большой объем документооборота. ООО «Торговый дом» ежедневно приходится совершать операции, связанные с приемкой и продажей товаров, которые, как известно, представляют собой основной вид активов указанной категории субъектов предпринимательской деятельности. Документооборот, как элемент учетной политики торговой организации, выступает не только основой для ведения бухгалтерского и налогового учета, но является и базой для принятия различного рода управленческих решений. Торговая деятельность имеет свои отраслевые особенности, которые сказываются, в том числе, и на порядке документального оформления операций, совершаемых с товаром.

По общему правилу, вытекающему из Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», торговые организации обязаны вести бухгалтерский учет, причем ответственным за его организацию является руководитель торговой организации. Именно руководитель торговой организации, отталкиваясь от объема учетной работы, принимает решение о том, каким образом торговая организация будет выполнять данное требование бухгалтерского законодательства.

Ответственным за организацию ведения бухгалтерского учета в ООО «Торговый дом» является его директор.

Правила своего документооборота в ООО «Торговый дом» определяет самостоятельно исходя из размеров своей организации, ее внутренней структуры, а также интенсивности хозяйственных операций, учитывая при этом нормы действующего бухгалтерского законодательства, а также Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов СССР 29 июля 1983 года № 105. Несмотря на то, что указанный документ был принят еще до реформирования российского бухгалтерского учета, нужно сказать, что основные его положения до сих пор остаются актуальными. Тем более что Министерство финансов Российской Федерации пока так и не утвердил никаких специальных рекомендаций по организации системы документооборота.

В общепринятом значении под документооборотом понимается движение первичных бухгалтерских документов от момента их создания до передачи в архив. Несмотря на то, что каждый первичный бухгалтерский документ имеет свой маршрут движения в организации, общими этапами документооборота для всех без исключения первичных документов являются:

- создание (получение) первичного документа;

- передача  его в бухгалтерскую службу  организации;

- принятие  его к учету, что в свою очередь  предполагает его проверку, обработку  и внесение данных в соответствующий  бухгалтерский регистр;

- передача  документов в архив.

Этапы движения первичных документов такого рода действуют и в ООО «Торговый дом».

Понятно, что обеспечить своевременное прохождение документами каждого этапа движения можно только посредством установления специального регламента, который обычно называют графиком документооборота. Разработка такого графика входит в обязанности главного бухгалтера торговой организации, а утверждение осуществляется руководителем. При разработке графика документооборота главный бухгалтер должен руководствоваться принципом рациональности, то есть предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, а также определять минимальный срок его нахождения в подразделении. При этом следует учитывать, что график должен способствовать улучшению всей учетной работы в целом и усилению контрольных функций бухгалтерского учета. В силу того, что все исполнители графика документооборота обязаны его соблюдать, то, понятно, что они с ним должны быть ознакомлены. Для чего каждому исполнителю необходимо вручить выписку из графика, в которой перечислены все документы, относящиеся к сфере деятельности конкретного сотрудника, с указанием адресов и сроков представления документов.

В ООО «Торговый дом» используется упрощенный график документооборота (приложение 2), так как интенсивность хозяйственных операций не так велик.

Закон № 402-ФЗ обязывает организацию подтверждать все свои хозяйственные операции первичными учетными документами. И торговые организации не являются исключением. Причем, по общему правилу, для этих целей торговые организации должны применять унифицированные формы первичных документов, разработанные и утвержденные Госкомстатом РФ. И только в случае отсутствия типовых форм торговые организации вправе применять самостоятельно разработанные формы учетных документов, при условии того, что они содержат все обязательные реквизиты, прямо перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, а их применение должно быть закреплено в учетной политикой организации.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

- наименование документа;

- дата составления документа;

- наименование экономического субъекта, составившего документ;

- содержание факта хозяйственной жизни;

- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

- наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо наименование должности лица, ответственного за оформление свершившегося события.

Унифицированные формы первичных учетных документов для торговых организаций, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 № 132, утверждены как общие формы по учету торговых операций, так и специальные, а именно:

- по учету  денежных расчетов с населением при осуществлении товарных операций с применением контрольно-кассовой техники;

- по учету  товарных операций при продаже товаров в кредит;

- по учету  товарных операций в комиссионной торговле.

Как известно, торговля представляет собой процесс, связанный с куплей-продажей товаров, в связи, с чем можно сделать вывод, что основными операциями, совершаемыми с товаром, являются его приемка и продажа.

В ООО «Торговый дом» товары для продажи поступают в основном, от оптовых организаций и производственных предприятий.

Поступление товаров от поставщиков в ООО «Торговый дом» производится на основании заключенных между торговой организацией и поставщиками договоров о поставки (приложение 8). В договорах о поставки должно указываться виды поставляемых товаров, условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров, сроки исполнения договоров, порядок расчетов (условия платежей), а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.

Договор поставки торговая организация заключает с поставщиком товаров в условиях стабильных и долгосрочных хозяйственных связей.

В соответствии с положением статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик – продавец, осуществляющий  предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности не связанной с личным потреблением.

Договор купли-продажи заключается, если торговая организация приобретает товар у физического или юридического лица, хозяйственные отношения с которыми носят несистематический характер.

Информация о работе Учет и анализ товарных операций в розничной торговле (на примере ООО «Торговый дом»)