Учет и анализ товарных операций в розничной торговле (на примере ООО «Торговый дом»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Указанный документ выдается в момент оплаты товара и должен содержать следующие сведения (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.1998 № 904)):
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование организации;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров;
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Содержание работы

Введение………………….………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Особенности организации товарных операций и задачи их учета
1.1. Сущность товарных операций и задачи их учета…….………………8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета товарных операций….18
ГЛАВА 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»
2.1. Документирование товарных операций……………………………...26
2.2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»…37
ГЛАВА 3. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»
3.1. Сущность, значение и виды анализа…………………………………47
3.2. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»……54
Заключение. ………………………………………………………………..69
Список использованных источников……………………………………...73

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.23 Кб (Скачать файл)

По сравнению с прошлым годом объём товарооборота увеличился за счёт завышенных товарных запасов на начало года (+4 217 рублей) и роста поступления товаров (+22 028,44 рублей). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (+ 3 547 рублей). 

Важным направлением анализа является определение степени обеспеченности розничного товарооборота товарными запасами.

Обеспеченность организации товарными запасами можно установить, рассчитав сумму товарных запасов, приходящуюся на 1 рубль розничного товарооборота, а именно коэффициент обеспеченности организации товарными запасами: 

                                                                                 (3.10)

Проведем расчет коэффициента обеспеченности организации товарными запасами за 2010, 2011 и 2012 года по формуле 3.10:

                                                      (3.11)

                                                   (3.12)

                                                  (3.13)

Таким образом, обеспеченность ООО «Торговый дом» товарными запасами по сравнению с прошлым годом не изменилась. 

Итак, проделаем вывод по обеспеченности ООО «Торговый дом»  товарными запасами. По сравнению с прошлым годом объём товарооборота в 2012 году увеличился за счёт завышенных товарных запасов на начало года, роста поступления товаров, как и в 2011 году по сравнению  с 2010 годом. Также увеличились возможности роста товарооборота в 2012 году в связи с уменьшением  прочего выбытия товаров. 

Также важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных запасов. Основным показателем эффективности выступает объём товарооборота на рубль товарных ресурсов, который определяется по формуле:

                                                                                    (3.14) 

Этот показатель показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.

Проведем расчет показателя эффективности использовании товарных запасов по формуле 3.14:

                                              (3.15)

                                               (3.16)

                                           (3.17)

Таким образом, эффективность использования товарных запасов в 2012 и в 2010 годах оказалась выше, чем в 2011 году. 

Следующим показателем торговой организации является показатель оборачиваемости, имеющим отношение к продажам товаров. Показатель оборачиваемости рассчитывается делением объема реализации товаров на среднюю величину товарных запасов:

                                 (3.18)

Но здесь нужно принимать во внимание принятую в учетной политике оценку товаров. Указанная формула пригодна к использованию при оценке товаров по ценам продажи. Если товары учитываются по покупным ценам, вместо выручки должна использоваться себестоимость проданных товаров:

                                  (3.19)

В целом, чем выше показатель оборачиваемости товаров, тем эффективнее деятельность торговой организации.

Показатели оборачиваемости показывают сколько раз в год (или за исследуемый период) оборачиваются товарные запасы торговой организации.

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения торговой организации, поскольку скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние  на платежеспособность торговой организации. А так же при увеличении скорости оборачиваемости средств наблюдается повышение производственно-технического потенциала организации (при прочих равных условиях).

Оборачиваемость в ООО «Торговый дом» рассчитаем на основании данных за три последних года. Так как в формуле применяется средняя величина запасов товаров за период, а есть данные только по состоянию на 1 января каждого года, то нужно будет вычислить среднегодовую величину товарных запасов. Расчет сделаем по формуле средней арифметической величины в таблице 3.3 по данным приложения 7:

Таблица 3.3. Расчет среднегодовой стоимости товарных запасов за 2010 – 2012 года

Год/дата

Товарные запасы

Среднегодовая величина товарных запасов

01.01.2010

10 134,00

 

2010

 

12 276,85

01.01.2011

14 419,70

 

2011

 

16 528,35

01.01.2012

18637,00

 

2012

 

20 410,50

01.01.2013

22 184,00

 

 

К сожалению, расчет среднегодовой стоимости запасов не достаточно точен, поскольку делается на основе данных на начало года.

Расчет оборачиваемости товарных запасов (формула 3.18) произведем в таблице 3.4 по данным приложения 7.

Таблица 3.4. Расчет оборачиваемости запасов за 2010-2012 года

Год

Выручка

Среднегодовая стоимость товарных запасов

Оборачиваемость товарных запасов

2010

183 739,30

12 276,85

14,97

2011

215 364,25

16 528,35

13,03

2012

239 662,99

20 410,50

11,74


 

Из таблицы 3.4 видно, что оборачиваемость товаров имеет тенденцию к снижению. Это означает, что запасы растут немного более быстрыми темпами, чем выручка. Ускорение оборачиваемости является не благоприятным явлением и свидетельствует об ухудшении управления продажами и товарными запасами и, в целом, о снижении экономической эффективности деятельности в ООО «Торговый дом».

Все показатели оборачиваемости в качестве результата дают количество оборотов показателя, стоящего в знаменателе, т.е. показывают, сколько раз он «обернется», или «обновится» в течение исследуемого периода. Исследуемый период – это период, за который берется выручка. Однако оборачиваемость дает только качественное представление об эффективности товарных операций. Она является всего лишь индикатором, на ее основе можно судить только об улучшении или ухудшении деятельности.  Более близок к принятию управленческих решений другой показатель, рассчитываемый на основе оборачиваемости – продолжительность (длительность) одного оборота.

Продолжительность одного оборота в днях будет рассчитана следующим образом:

                                                                       (3.20)

Длительность одного оборота уже можно использовать для планирования закупок товаров, привлечения заемных средств и других целей.

Произведем расчет длительности одного оборота в ООО «Торговый дом». В числителе поставим 365 дней, т.к. все анализируемые числа имеют годовое значение. При анализе данных за месяц или квартал поставили бы 30 или 90 дней соответственно.

                                                                            (3.21)

                                                                            (3.22)

                                                                             (3.23)

Расчет длительности одного оборота подтверждает выводы о достаточно низкой оборачиваемости товарных запасов и увеличение длительности запасов в каждом году.

Планирование обеспечения товарами является необходимым условием хозяйственной деятельности торговой организации. Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей должны быть определены товарные запасы. Норматив текущих запасов товаров необходимо планировать регулярно, и пересматривать в зависимости от ситуации как можно чаще. Норматив текущих товарных запасов устанавливается в сумме и в днях оборота – продолжительности одного оборота.

Товары должны не только активно продаваться, но и приносить прибыль. И если быстрота продаж характеризуется показателями оборачиваемости, то их доходность характеризуется показателями рентабельности, а именно рентабельностью продаж.

Рентабельность характеризует результативность деятельности торговой организации. Рентабельность работы организации определяется прибылью, которую она получает. Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно организация использует свои средства в целях получения прибыли.

При расчете коэффициента рентабельности продаж используются данные отчета о прибылях и убытках:

                                              ,                                                     (3.24)

где П – прибыль от продаж;

V – выручка от реализации.

Этот показатель показывает, насколько эффективно и прибыльно организация ведет торговую деятельность.

При расчете коэффициента рентабельности продаж в ООО «Торговый дом» используются данные отчета о прибылях и убытках за 2010, 2011 и 2012 года (приложения 4 и 5).

                        или 17%                                    (3.25)

                        или 16%                                    (3.26)

                        или 17 %                                    (3.27)

В 2011 году рентабельность продаж уменьшилась на 1%, но в 2012 году рентабельность продаж  увеличилась на 1% (17% - 16%), это свидетельствует о не значительном повышении доходности деятельности торговой организации, т.к. оборачиваемость товарных запасов в 2012 году привело к снижению, по сравнению с 2010 и 2011 годам, и продолжительность одного оборота увеличилась на 3 дня (31дней – 28 дней).

Ниже представлены варианты изменения рентабельности продаж под влиянием различных факторов.

1. Увеличение рентабельности продаж:

- Темпы  роста выручки опережают темпы  роста затрат (возможные причины: рост объемов продаж и изменение  ассортимента продаж).

При увеличении количества проданной продукции (в натуральном выражении) выручка возрастает быстрее затрат в результате действия так называемого производственного левериджа.

Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли

Кроме простого повышения цен на уже существующий ассортимент товаров, торговая организация может добиться роста выручки за счет изменения ассортимента продаваемой продукции. Данная тенденция развития торговой организации является благоприятной.

- Темпы снижения затрат опережают темпы снижения выручки (возможные причины: рост цен на товары и изменение структуры ассортимента реализации).

В данном случае происходит формальное улучшение показателя рентабельности, но снижается объем выручки, тенденцию нельзя назвать однозначно благоприятной. Для правильно сделанных выводов необходимо проанализировать политику ценообразования и ассортиментную политику торговой организации.

- Выручка увеличивается, затраты уменьшаются (возможные причины: повышение цен, изменение ассортимента продаж и изменение норм затрат).

Данная тенденция является благоприятной, и дальнейший анализ следует проводить с целью оценки устойчивости такого положения торговой организации.

2. Снижение  рентабельности продаж:

- Темпы роста затрат опережают темпы роста выручки (возможные причины: снижение цен, изменение структуры ассортимента продаж и увеличение норм затрат).

Является неблагоприятной тенденцией. Для исправления положения необходимо проанализировать вопросы ценообразования в торговой организации, ассортиментную политику, существующую систему контроля затрат.

- Темпы снижения выручки опережают темпы снижения затрат (возможные причины: сокращение объемов продаж).

Такая ситуация является обычной, когда организация сокращает по каким-либо причинам свою деятельность на данном рынке.

По проведенному анализу можно сделать следующие выводы:

- недостаточное  качество планирования закупок  в ООО «Торговый дом»;

- обеспеченность  товарами в ООО «Торговый дом»  не изменяется в течение последних  трех лет;

- эффективность  использования товарных запасов  в 2012 году увеличилась, но на незначительную  величину;

- доходность  деятельности ООО «Торговый дом»  повысилась в 2012 году на незначительную  величину, так как оборачиваемость  товарных запасов снизилась в 2012 году и длительность одного  оборота увеличилась на 3 дня

Проведенный анализ показал, что величина товарооборота увеличилась на незначительную величину, и поэтому можно дать рекомендации по обеспечению роста товарооборота:

- расширить  ассортимент товаров;

- разработать  систему скидок на неходовые  виды товаров;

- наладить  более равномерную поставку товаров  от поставщиков;

- обеспечить  жесткий контроль над всеми  показателями, влияющими на объем  реализации.

Информация о работе Учет и анализ товарных операций в розничной торговле (на примере ООО «Торговый дом»)