Учет и анализ товарных операций в розничной торговле (на примере ООО «Торговый дом»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Указанный документ выдается в момент оплаты товара и должен содержать следующие сведения (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.1998 № 904)):
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование организации;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров;
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Содержание работы

Введение………………….………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Особенности организации товарных операций и задачи их учета
1.1. Сущность товарных операций и задачи их учета…….………………8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета товарных операций….18
ГЛАВА 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»
2.1. Документирование товарных операций……………………………...26
2.2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»…37
ГЛАВА 3. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»
3.1. Сущность, значение и виды анализа…………………………………47
3.2. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»……54
Заключение. ………………………………………………………………..69
Список использованных источников……………………………………...73

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.23 Кб (Скачать файл)

По истечении сроков хранения документов они подлежат уничтожению.

Нарушение требования законодательства Российской Федерации о сохранности документации может привести к очень серьезным последствиям, как для самой организации, так и для ее должностных лиц.

2.2 Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»

Для максимально эффективного управления деятельностью организации необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Получить все необходимые данные поможет ведение бухгалтерского учета в организации.

В нашем случае речь идет об организации розничной торговли.

Бухгалтерский учет в ООО «Торговый дом» осуществляет главный бухгалтер, учет операций в розничной торговле неавтоматизированный (кроме расчетов по зарплате, заполнению соответствующих документов для предоставления отчетности), по предусмотренным типовым формам первичных учетных документов.

Основным объектом бухгалтерского учета в ООО «Торговый дом» являются продовольственные товары. Поэтому бухгалтер обязан обеспечить учет всех поступающих товаров и своевременное отражение в учете всех возможных операций, связанных с их выбытием.

Целями бухгалтерского учета товаров в розничной торговле являются:

- контроль  над сохранностью товаров;

- своевременное  представление руководству организации  информации о товарообороте и  валовом доходе, о состоянии товарных  запасов и   эффективности их  использования.

Следует отметить, что для целей бухгалтерского учета под товарами понимается часть материально - производственных запасов организации, приобретенная и предназначенная для продажи (ПБУ 5/01). Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

- проверка правильности документального  оформления товарных операций, своевременное  и правильное отражение их  в учете;

- контроль над товарными запасами, выявление неходовых, залежалых  и недоброкачественных товаров;

- контроль над финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления  средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные  вложения, отчисления от прибыли  и т. д.), за правильностью расчетов  с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением  платежей в бюджет, за правильностью  использования банковских кредитов;

- учет расходования фонда заработной  платы;

- выявление возможности для  снижения издержек обращения  и повышения рентабельности (издержки  обращения покрываются за счет  торговых наценок, включаемых в  цену товара, но за счет наценки  образуется и прибыль; поэтому, чем  ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой  наценки идет на образование  прибыли);

- контроль над наличием и  движением материальных ценностей  и денежных средств. Для правильного  и своевременного учета должны  быть установлены четкие разграничения  материальной ответственности должностных  лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно  необходимо проводить инвентаризации  и ревизии.

В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учета товаров:

- единство  показателей бухгалтерского учета  при реализации товаров организаций розничной торговли;

- возможность  получения оперативной учетной  информации о хозяйственной деятельности  торговой организации (например, за день);

- организация  учета в соответствии с разделением  материальной ответственности по  каждому лицу или бригаде согласно  договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета  все потери от недостач и  хищении лежат на материально-ответственном  лице. Если этот принцип нарушен  или нет договора о материальной ответственности, то организации не может предъявить обоснованный иск виновным;

- организация  выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для  работы данной организации;

- единство  оценки товаров при их оприходовании и списании в расход, т.е. если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;

- периодическая  проверка путем проведения инвентаризаций  фактических остатков товаров  и сравнение их с данными  бухгалтерского учета для проверки  обеспечения сохранности ценностей;

- контроль  над деятельностью материально-ответственных лиц путем встречной сверки.

Если в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским учетом организации розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций торговых организаций, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых организаций.

Бухгалтерский учет операций в организациях розничной торговли ведется по тем же основным правилам, что и в организациях оптовой торговли. Можно выделить три группы операций, характерных для торговой сферы: расчеты с поставщиками, товары и издержки обращения.

Вместе с тем имеются и определенные особенности, к которым, в частности, относятся необходимость открытия и ведения отдельного субсчета к счету 41, а также возможность вести учет товаров по продажным ценам (а не по фактической себестоимости их приобретения).

Таким образом, организация розничной торговли вправе самостоятельно выбрать один из вариантов бухгалтерского учета приобретенных для перепродажи товаров.

В соответствии с учетной политикой бухгалтерский учет в ООО «Торговый дом» ведется по продажным ценам (приложение 2).

Товары, поступающие в ООО «Торговый дом» учитываются в стоимостном выражении. Товары приходуются в день поступления по их фактическому наличию.

Для учета поступления товаров в ООО «Торговый дом» используется активный счет 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле». Оборот по дебету этого счета также показывает общую стоимость товаров, поступивших в магазин, оборот по кредиту - выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.

ООО «Торговый дом» находится на уплате единого налога на вмененный доход и не является плательщиком НДС, поэтому в покупную стоимость, по которой принимаются товары к учету, включается входной НДС.

Так как учет товаров в ООО «Торговый дом» ведется по продажным ценам, то в этом случае используется счет 42 «Торговая наценка». Размер торговой наценки на товар составляет около 25% от покупной стоимости. Следовательно, продажная цена складывается из цены поставщика + торговая наценка. Величина торговой наценки устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть издержки обращения ООО «Торговый дом», связанные с приобретением товара, хранением, реализацией, а также обеспечить торговой организации прибыль.

Учет поступления товаров в ООО «Торговый дом» отражается следующими проводками:

- Дт 41/2 К 60 оприходованы товары от поставщика  на сумму 2500 рублей;

- Дт 41/2 Кт 42 начислена торговая наценка  на приобретенный товар в размере 25 % от стоимости товаров на  сумму 625 рублей;

- Дт 60 Кт 50,51 погашена задолженность перед  поставщиком за полученные товары  на сумму 2500 рублей.

Реализация товаров в ООО «Торговый дом» производится за наличный расчет с применением контрольно-кассовой машинки и оформляется следующими проводками:

- Дт 50 Кт 90/1 сдана выручка в кассу на  сумму 7894,75 рублей;

- Дт 51 Кт 51 перечислена торговая выручка  на расчетный счет ООО «Торговый  дом» на сумму 10000 рублей.

При учете товаров по продажным ценам после отражения выручки по счету учета реализации списываются реализованные товары, также выбытие товара может быть по установлению порчи, брака или недостачи. Сумма торговой наценки сторнируется. А также списываются все прочие расходы, связанные с приобретением товаров. Проводки по этим операциям следующие:

- Дт 90/2 Кт 41/2 выбытие товаров в связи  с его реализацией на сумму 7894,75 рублей;

- Дт 94 Кт 41/2 выбытие товаров в связи  с его порчей на сумму 90 рублей;

- Дт 90 Кт 42 сторнирована сумма торговой  наценки на сумму 625 рублей.

При реализации и ином выбытии товара оценка всех видов товаров оцениваются по стоимости каждой единицы товара (приложение 2).

Традиционно основой оценки товаров, отражаемой на счете 41 «Товары», является цена их приобретения у поставщиков. Все прочие расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются отдельно и списываются в уменьшение финансового результата от продажи товаров в полной сумме как относящиеся к текущему отчетному периоду либо пропорционально стоимости проданных товаров.

Планом счетов бухгалтерского учета для отражения таких затрат предусмотрен синтетический счет 44 «Расходы на продажу». На счете 44 «Расходы на продажу» отражают следующие расходы: на оплату труда; на содержание зданий, помещений и инвентаря; по хранению товаров и др. По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. По кредиту эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании расходов на транспортировку они подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.

В конце месяца в ООО «Торговый дом» делают следующие проводки:

- Дт 44 Кт 41/2 начислена сумма расходов организации, связанная с продажей товара  на сумму 1300 рублей;

- Дт 90/2 Кт 44 списаны расходы на продажу  товаров ООО «Торговый дом»  на сумму 1300 рублей.

Записи по счетам 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка», 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж» и т. д. и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается со счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Полученный финансовый результат в ООО «Торговый дом» отражается следующей записью:

- Дт 90/9 Кт 99 финансовый результат (прибыль);

- Дт 99 Кт 90/9 финансовый результат (убыток).

Синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

Счет 99 «Прибыли и убытки» представляет собой систему предусмотренную планом счетов синтетических позиций. В данную систему входят счет учета доходов  и расходов:

- 90 «Продажи»;

- 91 «Прочие  доходы и расходы»;

- 99 «Прибыли  и убытки».

В рамках этой системы ведется  систематическое наблюдение за процессом формирования финансового результата деятельности ООО «Торговый дом» в течение отчетного периода. Данная система дает возможность составлять отчет о прибылях и убытках.

Конечный финансовый результат слагается из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества ООО «Торговый дом», уменьшенных на сумму  расходов по этим операциям.

В процессе транспортировки, хранения и продажи товаров в ООО «Торговый дом» возникают потери. Товарные потери - неизбежный спутник товародвижения. Они подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

Нормируемые потери связаны с изменением физико-химических свойств товаров (естественная убыль, потеря от боя товаров в стеклопосуде и др.) и действием других факторов. Вследствие своего объективного характера такие потери нормируются, то есть устанавливаются их предельные размеры (нормы) - так называемые нормы естественной убыли. Особое значение при списании потерь товаров имеет правильное исчисление естественной убыли, образующейся вследствие изменения физико-химических свойств товаров (усушка, утруска, распыл, утечка, вымораживание и т.п.). Эти потери нормируются по каждому виду товара.

Нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли утверждены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 7 сентября 2007 года № 304 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания».

Ненормируемые потери являются главным образом результатом бесхозяйственности: порчи товаров, недостачи, растраты, хищения и т.п.

Деление потерь на нормируемые и ненормируемые предопределяет и порядок их списания. Независимо от причины возникновения потерь товаров и последующего их списания, первоначально выявленные недостачи и потери отражаются по учетным ценам на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 41 «Товары».

Информация о работе Учет и анализ товарных операций в розничной торговле (на примере ООО «Торговый дом»)