Учет и анализ товарных операций в розничной торговле (на примере ООО «Торговый дом»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Указанный документ выдается в момент оплаты товара и должен содержать следующие сведения (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.1998 № 904)):
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование организации;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров;
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Содержание работы

Введение………………….………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Особенности организации товарных операций и задачи их учета
1.1. Сущность товарных операций и задачи их учета…….………………8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета товарных операций….18
ГЛАВА 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»
2.1. Документирование товарных операций……………………………...26
2.2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»…37
ГЛАВА 3. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»
3.1. Сущность, значение и виды анализа…………………………………47
3.2. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»……54
Заключение. ………………………………………………………………..69
Список использованных источников……………………………………...73

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.23 Кб (Скачать файл)

В крупных магазинах (супермаркетах), обслуживающих большое количество покупателей и имеющих большой ассортимент товаров, для идентификации конкретной единицы товара используют штрих-код, который содержит всю необходимую для учета реализации этой единицы товара информацию. Для нанесения штрих-кодов требуется дорогостоящее оборудование, поэтому данный способ при всей его простоте и удобстве доступен не всем организациям. Для того чтобы определить стоимость реализованных товаров, необходимо сначала определить их количество, а затем рассчитать их стоимость тем способом, который установлен в приказе об учетной политике организации.

При учете товаров по продажным ценам используется счет 42 «Торговая наценка». При данном способе учета в момент оприходования товаров на счете 41 «Товары», формируется их розничная продажная цена, включающая сумму НДС:

- в корреспонденции  с кредитом счета 60 «Расчеты с  поставщиками» отражается стоимость  приобретения товаров (без НДС);

- в корреспонденции  с кредитом счета 42 «Торговая  наценка» отражается сумма торговой  наценки.

Размер торговой наценки должен устанавливаться организацией с таким расчетом, чтобы покрыть все издержки обращения, учитываемые торговой организацией на счете 44 «Расходы на продажу», сумму начисленного НДС и обеспечить получение прибыли.

По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключением являются некоторые товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен и устанавливаются предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя.

Методика начисления торговой наценки в законодательстве отсутствует, поэтому организация вправе использовать любую методику:

- устанавливать  единый процент торговой наценки  на все товары или по отдельным  группам товаров;

- устанавливать  для конкретного товара (группы  товаров) торговую наценку в виде  твердой суммы (константы);

- устанавливать  продажную цену, а затем рассчитывать  торговую наценку;

- применять  иные способы расчета торговой  наценки.

Бухгалтерский учет товаров по продажным ценам дает возможность организациям розничной торговли не вести учет каждой реализованной единицы товаров, а списывать с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи» стоимость всех реализованных по продажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме полученной за эти товары выручки.

Чтобы выявить финансовый результат от реализации товаров, в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 41 «Товары» должна списываться не продажная цена реализованных товаров, а стоимость их приобретения, которая определяется как разность между стоимостью товаров по розничным ценам и торговой наценкой, относящейся к проданным товарам (валовым доходом).

Для этого одновременно со списанием продажной стоимости товаров со счета 90 «Продажи» списывается сумма торговой наценки, приходящейся на проданные товары (сумма реализованного торгового наложения). Поэтому самое главное при учете товаров по продажным ценам - правильно рассчитать сумму реализованного торгового наложения.

После списания реализованной торговой наценки на счете 90 «Продажи» образуется (как и при учете товаров по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.

Сумма торговой наценки сторнируется по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счетов 41 «Товары» и в случаях списания товаров, учитываемых по розничным ценам, по причине их естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.д.

При учете товаров по продажным ценам валовой доход от реализации (то есть сумма реализованной торговой надбавки, списываемой на счет 90 «Продажи») может рассчитываться одним из следующих способов (пункт 12.1.3 Методических рекомендаций Роскомторга):

- по общему  товарообороту. Способ расчета валового  дохода по общему товарообороту, согласно пункту 12.1.4 методических  рекомендаций, используют в случае, если ко всем товарам применяют  одинаковый процент торговой  надбавки. Этот вариант предполагает  сначала установить валовой доход  по товарообороту от реализации, а потом уже наценку;

- по ассортименту  товарооборота. Этот вариант нужен  тем торговым организациям, у  кого на разные группы товаров  наценка не одинаковая. Сложность  в том, что каждая из групп  включает продукцию с одной  и той же надбавкой. В этом  случае необходим обязательный  учет товарооборота;

- по среднему  проценту. Данный способ самый  простой. Его может применять  любая торговая организация, учитывающая  товар по продажным ценам;

- по ассортименту  остатка товаров. Для подсчета  валового дохода по ассортименту  остатка бухгалтеру нужны будут  данные о сумме торговой наценки  на тот товар, который выявлен  на конец отчетного периода. Чтобы  получить эти сведения, необходимо  вести учет начисленной и реализованной  надбавки по каждому наименованию  или по группам с одинаковыми  способами расчета торговой наценки. Как правило, для определения  этой суммы проводят инвентаризацию  на конец каждого месяца. Данный  способ наиболее трудоемкий. Его  обычно используют торговый организации  либо с маленьким товарооборотом, либо те, в которых есть соответствующее  программное обеспечение.

Необходимо отметить, что расчет суммы реализованной торговой наценки производится только для целей бухгалтерского учета (при учете товаров по продажным ценам). В Инструкции по применению Плана счетов (пояснения к счету 42 «Торговая наценка») есть рекомендации по расчету реализованного торгового наложения. Отметим, что методика, приведенная в пояснениях к счету 42 «Торговая наценка», практически идентична способу расчета по среднему проценту.

Все вышеперечисленные способы, кроме расчета по среднему проценту, можно применять и для целей налогообложения.

В торговых организациях возможно применение схем учета товаров  с использование стоимостных и натуральных измерителей:

- натурально-стоимостной  измеритель, при котором осуществляется  контроль над движением товаров  по отдельным наименованиям в  стоимости и натуральном выражении;

- индивидуальный (попредметный) измеритель, при котором  проводится контроль над движением  каждой единицы товара. Этот метод  оценки может применяться в комиссионной торговле и в организациях с узкой номенклатурой товаров;

- стоимостной  измеритель, при котором контроль  над движением товаров осуществляется  по всему объему  имеющихся товаров только в стоимостном выражении.

1.2 Нормативно-правовое регулирование учета товарных операций

Ведение бухгалтерского учета в организации розничной торговли ООО «Торговый дом» строго регламентировано. Существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет товарных операций. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально-ответственных лиц и т.п.

Бухгалтерский учет регулируется документами, изданными властными органами различного уровня. Совокупность таких документов, называемых нормативными, образует специальную отрасль законодательства – бухгалтерское право.

Эти документы имеют определенную иерархическую соподчиненность. Их градация по значимости определяет и силу действия их предписаний в сравнении с иными нормативными актами.

Свод правил бухгалтерского учета - это система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить по следующим уровням, рассмотренные в таблице 1.

Таблица 1. Система нормативных документов в Российской Федерации

Уровни

Перечень нормативных документов

1-ый уровень

- Федеральный закон «О бухгалтерском  учете»;

- Гражданский кодекс Российской  Федерации;

- Налоговый кодекс Российской  Федерации;

- Указы Президента Российской  Федерации;

- Постановления Правительства  Российской Федерации.

2-ой уровень

- Положения по бухгалтерскому  учету (стандарты).

3-ий уровень

- Нормативные документы Министерства  Финансов

- План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций и Инструкция по его применению

- Методические рекомендация (указания)

4-ый уровень

- Учетная политика организации;

- Локальные приказы, распоряжения, инструкции и иные локальные  акты.


 

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом» действует на основании Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее № 402-ФЗ). Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определяет состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность; правовые основы бухгалтерского учета; содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета; порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» в статье 5 говориться, что объектами бухгалтерского учета являются имущества организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. В торговле основную часть информационного потока составляют сведения о наличии и движении товаров.

Бухгалтерский учет торговых организаций ведется непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ (пункт 3 статьи 6 № 402-ФЗ).

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы в торговых организациях служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (статья 9 пункт 1 № 402-ФЗ).

Оценка имущества и обязательств проводится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и  бухгалтерской  отчетности в денежном выражении (статья 12 пункт 1 № 402-ФЗ).

В торговых организациях для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (статья 11 пункт 1 № 402-ФЗ). Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данным бухгалтерского учета отражается на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке (Приложение 2):

- излишек имущества приходуется, сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы продажи, сверх норм на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, то недостачи списываются на финансовые результаты организации.

Порядок проведения инвентаризации в ООО «Торговый дом» указан в учетной политики организации (Приложение 2).

Бухгалтерская отчетность торговых организаций, в том числе ООО «Торговый дом» (Приложение 2), состоит из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о финансовых  результатах;

- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации.

Все торговые организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государств статистики по месту их регистрации.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (далее ПБУ), утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н (с изм. и доп. от 24 декабря 2010 года) определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности торговыми организациями. Положения по бухгалтерскому учету конкретизируют закон «О бухгалтерском учете».

Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

В положение также сказано, что организация должна вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций  путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета (Приложение 2) утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

По положению бухгалтерского учета «Учет материально - производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 09 июня 2001 № 44н (с изм. и доп. от 25.10.2010 года), товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи (статья 2 ПБУ 5/01).

Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут затраты по доставке товаров до складов, производимые до момента их передачи в продажу, включить в состав расходов на продажу (статья 13 ПБУ 5/01).

По положению бухгалтерского учета «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 года № 32н (с изм. и доп. от 27.04.2012), доходами в торговых организациях является выручка от продажи продукции и товаров (статья 5 ПБУ 9/99).  В состав информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация о порядке признания выручки организации (статья 17 ПБУ 9/99).

Информация о работе Учет и анализ товарных операций в розничной торговле (на примере ООО «Торговый дом»)