Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:51, дипломная работа
Указанный документ выдается в момент оплаты товара и должен содержать следующие сведения (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.1998 № 904)):
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование организации;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров;
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Введение………………….………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Особенности организации товарных операций и задачи их учета
1.1. Сущность товарных операций и задачи их учета…….………………8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета товарных операций….18
ГЛАВА 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»
2.1. Документирование товарных операций……………………………...26
2.2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Торговый дом»…37
ГЛАВА 3. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»
3.1. Сущность, значение и виды анализа…………………………………47
3.2. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»……54
Заключение. ………………………………………………………………..69
Список использованных источников……………………………………...73
- быструю разработку и осуществление мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов, распространение передового опыта.
Наиболее существенным источником сведений при оперативном анализе являются первичные документы, данные бухгалтерского и оперативно-технического учета, а также материалы личного наблюдения. Чаще в этих документах экономические показатели даются в натуральном выражении. Исследование именно натуральных показателей — отличительная черта оперативного анализа. Составление сводок, рапортов, аналитических таблиц для лиц, принимающих решения, с указанием изменений по всем показателям не только очень трудоемко, но и делает сами документы громоздкими, труднообозримыми. Все это затрудняет принятие решений, приводит к их запаздыванию. Поэтому для повышения оперативности анализа показателей нужно разработать перечень возможных отклонений и определить допуски отклонений. Превышение допусков обязательно и в кратчайшие сроки должно быть доведено до лиц, принимающих решения. Таким образом, речь идет об осуществлении принципа управления по отклонениям. Принятие оперативных регулирующих решений возможно только по результатам оперативного анализа.
Другая характерная черта этого вида анализа - его относительная неточность, связанная с приближенностью в расчетах.
Еще одной важной отличительной чертой оперативного анализа является то, что для его осуществления используется специальная оперативная информация, которая может быть обобщена и изучена значительно раньше предоставляемой в установленные сроки официальной отчетности. К оперативному анализу относят изучение результатов работы организации внутри месячного периода (день, неделю, декаду).
Текущий (ретроспективный) анализ – анализ результатов хозяйственной деятельности по важнейшим отчетным периодам, проводимым в основном на базе отчетности и системного бухгалтерского учета. Текущий анализ называют также периодическим, поскольку он чаще всего проводится по текущим планово-отчетным периодам работы.
Он базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить работу объединений, организаций и их подразделений за месяц, квартал, год нарастающим итогом.
Главная задача текущего анализа — объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, а также выявление недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.
Текущий анализ — неотъемлемый элемент коммерческого расчета, поскольку осуществляется по важнейшим периодам, по которым подводятся итоги хозяйственной деятельности. Результаты текущего анализа используются для решения проблем стратегического управления, в том числе технико-экономического планирования, так как научно обоснованное планирование предусматривает глубокий анализ хозяйственного положения к моменту начала планового периода — исходной базы планирования.
Этот вид анализа имеет и существенный недостаток - выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности продаж, поскольку относятся к прошлому периоду. В процессе анализа регистрируются хозяйственные ситуации, и результаты учитываются лишь в будущей работе, так как управляющая система получает информацию, как правило, поздно (например, по итогам месяца - лишь к середине следующего месяца) и восполнить недостатки, потерянные возможности уже нельзя. Поэтому для повышения действенности анализа ставится задача ускорить представление отчетности и ее аналитическую обработку. Текущий анализ проводится всеми экономическими и техническими службами управления, а также других подразделений по всем разделам анализа.
Преимущество этого вида анализа по сравнению с предварительным и оперативным заключается в том, что используемая при его проведении информация носит системный, комплексный характер, так как составляемая отчетность базируется на строго регламентированной системе бухгалтерского учета и инструкциях по составлению отчетности. Все это позволяет не только периодически проводить достоверный текущий анализ, но и уточнять, углублять выводы предварительного и оперативного анализа.
Особенность
методики текущего анализа состоит в том,
что фактические результаты деятельности
оцениваются в сравнении с планом и данными
предшествующих аналитических периодов.
Отклонения от базы сравнения расшифровываются
по технико-экономическим факторам
3.2. Анализ товарных операций на примере ООО «Торговый дом»
Основная цель анализа деятельности организаций торговли – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товарных операций.
В процессе анализа розничного товарооборота используются данные бухгалтерской, статистической отчетности и текущего бухгалтерского учета.
Фактический объем розничной реализации товаров в продажных ценах отражается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение 4 и 5).
К задачам анализа розничного товарооборота относятся:
- контроль над выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам;
- изучение ритмичности поставок товаров;
- изучение обеспеченности товарными запасами и рациональное их использование;
- изучение
эффективности использования
- изучение
показателей доходности с
- выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.
Проанализируем экономическую эффективность продаж товаров в ООО «Торговый дом» на основе доступной информации. Показатели, полученные из отчетности, будут проанализированы за три последних года (2010, 2011 и 2012 года), а более подробные данные, полученные из некоторых бухгалтерских регистров, будут проанализированы за 2012-й год.
Для анализа поступления товаров в торговой организации существуют специальные методики, одной из такой методик является расчет показателей поставки.
Оценка ритмичности поставок производится по следующим коэффициентам:
- коэффициент ритмичности показывает, в скольких отчетных периодах выполнен план по поставкам, а также план по продажам. К сожалению, планы поставок и продаж в ООО «Торговый дом» не составляются, поэтому произведем расчет ритмичности поставок по коэффициенту вариации:
где - средний объем поставок за n период;
- среднее квадратическое отклонение рассчитывается по следующей формуле:
где - объем поставок за i-ый период;
n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).
Целью расчета ритмичности является выявление случаев отклонения величины поставок от их обоснованного уровня. Таким уровнем может выступать среднемесячная величина поставок в 2012 году.
Сведения о поставках, продажах и об остатках товаров представлены в приложение 6.
Средняя величина поставок равна:
В таблице 3.1 рассчитаем сумму квадратов отклонений фактического объема поставок от средней величины по формуле 3.2.
Таблица 3.1.Расчет среднеквадратического отклонения за 2012 год
Месяцы 2012 года |
Фактическая величина поставок |
Средняя величина поставок |
Отклонение фактических поставок от средней величины |
Январь |
26 245,86 |
20 297,50 |
35382986,69 |
Февраль |
22 554,62 |
5094590,694 | |
Март |
19 031,72 |
1602199,008 | |
Апрель |
11 718,6 |
73597525,21 | |
Май |
13 273,32 |
49339104,67 | |
Июнь |
18 205,65 |
4375836,422 | |
Июль |
14 548,12 |
33055370,38 | |
Август |
14 217,96 |
36960806,61 | |
Сентябрь |
6 930,63 |
178673213,6 | |
Октябрь |
13 528,57 |
45818413,34 | |
Ноябрь |
45 615,06 |
640978844,4 | |
Декабрь |
37 699,88 |
302842829,7 | |
Итого: |
243 569,99 |
1407721721 |
Вычислим корень из отношения выше рассчитанной суммы к количеству периодов – 12 месяцев.
Среднеквадратическое отклонение (формула 3.2):
Получена накопленная за год величина отклонений ежемесячных поставок от их среднегодовой величины. Для определения степени отклонений необходимо рассчитать коэффициент вариации (формула 3.1) в 2012 году этот коэффициент равен:
Таким образом, коэффициент вариации слишком велик. Это говорит о неритмичности поставок. Но необходимо заметить, что на протяжении всех трех анализируемых лет объем продаж растет на основании данных формы № 2 за 2010, 2011 и 2012 года (приложения 4 и 5). Естественно, он растет не сразу при начале нового года, а постепенно в течение всего года.
Можно рассчитать среднемесячный темп роста и определить отклонения объемов поставок от этого рассчитанного уровня с учетом постепенного роста. Но торговля, например, алкогольными напитками имеет сезонный характер и, вдобавок, зависит от государственных праздников. Поэтому рациональным было бы соотнести поставки товаров и продажи товаров. Причем поставки предыдущего месяца (например, января) надо сравнить с продажами следующего месяца (февраля). Это утверждение является допущением, упрощающим расчет.
Дело в том, что конечно, часть продаж каждого месяца покрывается не только запасом на начало месяца, сформированным в предыдущем месяце, но и внутри месячными поставками. Но учет того, сколько товаров было продано из запаса на начало месяца, а сколько продано из поставок текущего месяца, слишком усложнит расчеты. Расчет среднеквадратического отклонения продаж каждого месяца от поставок предыдущего представлен в таблице 3.2 по данным приложения 6.
Таблица 3.2. Расчет среднеквадратического отклонения за 2012 год
Месяц |
Продажи |
Поставка |
Отклонение продаж от поставок предыдущего месяца |
Декабрь 2011 года |
27042,02 |
||
Январь |
30361,52 |
26245,86 |
11019080,25 |
Февраль |
20865,50 |
22554,62 |
28948273,73 |
Март |
23687,14 |
19031,72 |
1282601,55 |
Апрель |
12452,64 |
11718,60 |
43284293,65 |
Май |
18658,72 |
13273,32 |
48165265,61 |
Июнь |
11716,38 |
18205,65 |
2424062,16 |
Июль |
18357,59 |
14548,12 |
23085,76 |
Август |
14886,91 |
14217,96 |
114778,66 |
Сентябрь |
11068,34 |
6930,63 |
9920106,14 |
Октябрь |
9202,17 |
13528,57 |
5159893,97 |
Ноябрь |
18806,60 |
45615,06 |
27857600,68 |
Декабрь |
49599,48 |
37699,88 |
15875602,74 |
Итого: |
243569,99 |
194074644,92 |
Вычислим корень из отношения рассчитанной суммы к количеству периодов – 12 месяцев.
Среднеквадратическое отклонение (формула 3.2):
Как видно из расчетов, среднеквадратическое отклонение в этом случае намного меньше, чем в предыдущем расчете. Рассчитаем коэффициент вариации (формула 3.1):
Коэффициент вариации гораздо меньше, чем в предыдущем расчете. В среднем, поставки, то есть создание запасов, отклоняются от потребности в них на 20%. Эта величина также значительна. Мы можем сделать вывод о недостаточном качестве планирования закупок в ООО «Торговый дом».
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность товарными запасами и рациональность их использования.
В ходе анализа необходимо, прежде всего, проверить, насколько товарные запасы обеспечивают успешное выполнение плана и развитие розничного товарооборота в динамике. Объём товарооборота зависит от выполнения плана и динамики поступления товаров и состояния товарных запасов. На него влияет и прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
где ТЗн – запасы товаров на начало отчётного периода;
П – поступление товаров;
Р – розничный товарооборот;
В – прочее выбытие товаров;
ТЗк – запасы товаров на конец отчётного периода.
Влияние
показателей товарного баланса на объём
розничного товарооборот можно определить,
применив следующую формулу:
Следовательно, на выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало отчётного года (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные ресурсы на конец отчётного года.
В ООО «Торговый дом» имеются следующие данные о движении товарных запасов в 2010, 2011 и 2012 годах, указанных в приложении 7.
По сравнению с 2010 годом в 2011 году, несмотря на увеличение прочего выбытия товара (на 1 180 рублей), товарооборот увеличился на 31 624,95 рублей, в связи с увеличением поставки товаров на сумму 32 736,55 рублей. По сравнению с 2011 годом возможности роста товарооборота увеличились в 2012 году в связи с уменьшением прочего выбытия товаров (на 1 600 рублей). В ООО «Торговый дом» прочее выбытие включает бой, лом, их недостачи. В связи с этим уменьшение по сравнению с прошлым годом прочего выбытия товаров с положительной стороны характеризует его торговую деятельность.