Учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции на примере ЗАО «ЦИМС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 14:46, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....стр.6
1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ…………….стр.9
1.1.Понятие, оценка и учет готовой продукции……….…….…..стр.9
1.2.Учет реализации готовой продукции………………………..стр.18
1.3.Анализ выпуска и реализации готовой продукции……..…..стр.24
2.УЧЕТ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
В ЗАО «ЦИМС»………………………………………………...…стр.28
2.1.Краткая характеристика и технико-экономические показатели
предприятия ЗАО «ЦИМС»……………………………………….стр.28
2.2. Организация учета выпуска и реализации
готовой продукции…………………………………………….…..стр.31
2.3.Инвентаризация готовой продукции………………….….….стр.45
3.АНАЛИЗ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ……………………………………………….…………...стр.48
3.1.Анализ динамики и выполнения плана производства и
реализации готовой продукции…………………………………...стр.48
3.2.Анализ ассортимента и структуры готовой продукции……стр.53
3.3Анализ ритмичности производства и
реализации продукции…………………………………………….стр.60
3.3.Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации
готовой продукции…………………………………………………стр.62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..……...……стр.70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………..…..……….стр.75
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………….………стр.78

Файлы: 1 файл

пример диплома.docx

— 84.73 Кб (Скачать файл)

 

100,0  96,0

97,4

94,8

 

96,3 

 

 

 Недопоставка продукции  отрицательно влияет не только  на итоги деятельности предприятия,  но и на работу торго-вых  организаций, предприятий-смежников,  транспортных орга-низаций и т.д. 

3.2. Анализ ассортимента  и структуры продукции.

 Большое влияние на  результаты хозяйственной деятельнос-ти  оказывают ассортимент (номенклатура) и структура про-изводства и  реализации продукции.

 Оценка выполнения  плана по ассортименту продук-ции  обычно производится с помощью  одноименного коэффици-ента, который  рассчитывается путем деления  общего фактичес-кого выпуска  продукции, зачтенного в выполнение  плана по ассортименту, на общий  плановый выпуск продукции (продукция,  изготовленная сверх плана или  не предусмотренная планом, не  засчитывается в выполнение плана  по ассортименту). Из табл. 3.6 видно,  что план по ассортименту продукции  выполнен на 96,2 % (23000 / 23900 * 100) .

 Таблица 3.6

Выполнение плана по ассортименту продукции 

 

 Изделие Объем производства

продукции в плановых ценах,

 

млн. руб.  Процент

 выполнения

 

 плана Объем продукции,

зачтенный в выполнение

 

плана по ассортименту 

 

 план 

 факт   

Фланец

Вал

Барабан

 

Колодка  4000

6000

6000

 

7900  4500

5500

6500

 

7500  112,5

91,7

108,3

 

94,9  4000

5500

6000

 

7500 

 

Итого 

23900 

24000 

100,4 

23000 

 

 

 Причины недовыполнения  плана по ассортименту могут  быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура  рынка, изменение спроса на  отдельные виды про-дукции, состояние  материально-технического обеспечения,  нес-воевременный ввод в действие  производственных мощностей предприятия  по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки  в организации производства, плохое  техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недос-таток электроэнергии, низкая культура производства, недостат-ки в системе управления и материального стимулирования.

 Увеличение объема  производства (реализации) по одним  ви-дам и сокращение по другим  видам продукции приводит к  изме-нению ее структуры, т.е.  соотношения отдельных изделий,  в общем, их выпуске. Выполнить  план по структуре -- значит  сохранить в фактическом выпуске  продукции заплани-рованные соотношения  отдельных ее видов.

 Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  товарной продукции, прибыль,  рентабельность. Если увеличивается  удельный вес более дорогой  продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит  с размером прибыли при увеличении  удельного веса высокорентабельной  и соответственно при уменьшении  доли низко рентабельной продукции.

 Расчет влияния структуры  производства на уровень пере-численных  показателей можно произвести  способом, цепной подстановки (табл. 3.7), который позволяет абстрагировать-ся  от всех факторов, кроме структуры  продукции:

= 24000 млн. руб.

= 24536 млн. руб.

= 24000 - 24536 = -536 т. руб.

Таблица 3.7

Анализ структуры товарной продукции 

 

 

Изделие Оптовая

цена

 

за ед.изд., тыс. руб. Объем

производства продукции,

 

шт. 

Товарная продукция в  ценах плана, млн. руб. Изменение товарной продукции за счет структуры,

 

т. руб. 

 

 план 

 факт 

 план Фактически

при плановой

 

структуре 

 факт  

 

Фланец

Вал

Барабан

 

Колодка 100

200

250

 

300  40000

30000

24000

 

26300  45000

27500

26000

 

25000  4000

6000

6000

 

7900  4106

6160

6160

 

8110  4500

5500

6500

 

7500  +394

-660

+340

 

-610 

 

Итого  

120300 

123500 

23900 

24536 

24000 

-536 

 

 

 Данные графы 6 получены  умножением показателя графы  5 по каждому виду продукции  на коэффициент выполнения плана  по товарной продукции в целом  по предприятию в условно-на-туральных  единицах (): = 123500 / 120300 = 1,0266.

 Если бы план производства  был равномерно перевыполнен  на 102,66 % по всем видам продукции  и не нарушилась запланированная  структура, то общий объем производства  в ценах плана составил бы 24536 млн. руб. При фактической структуре  он ниже на 536 т. руб., это объясняется  нарушением запланированной структуры  на изделия «Вал» и «Колодка»,  т.е. доля изделий «Фланец»  и «Барабан» возросла.

 Такой же результат  можно получить и более простым  спосо-бом, а именно способом  процентных разностей. Для этого  разность между коэффициентами  выполнения плана по про-изводству  продукции, рассчитанными на основании  стоимос-тных () и условно-натуральных  показателей (можно в норма  - часах) () умножим на запланированный  выпуск валовой продукции в  стоимостном выражении:

(1,004 - 1,0266) * 23900 млн. руб. = -536

т. руб.

 Таблица 3.8

Расчет изменения средней  цены единицы изделия  за счет структурного фактора

 

 

Изделие Оптовая цена

 

 ед.изд., руб. 

Структура продукции, % Изменение

 

средней цены за счет структуры, руб. 

 

план 

 факт

 

+,-  

 

Фланец

Вал

Барабан

 

Колодка  100

200

250

 

300  50

30

13

 

8  52

27

14

 

7  +2

-3

+1

 

-1  2

-6

2,5

 

-3 

 

Итого 

100 

100 

-4,5 

 

 

 Для расчета влияния  структурного фактора на объем  про-изводства продукции в стоимостном  выражении можно исполь-зовать  также способ абсолютных разниц. Сначала необходи-мо определить, как изменится средний уровень  цены ед.изд. () за счет структуры  (табл. 3.8):

 Затем, умножая полученный  результат на общий фактичес-кий  объем производства продукции  в условно-натуральном вы-ражении,  узнаем изменение объема товарной  продукции в сто-имостном выражении:

-4,5 руб. * 123500 шт. = -536 т. руб.

 Расчет влияния структурного  фактора на изменение вы-пуска  продукции в стоимостном выражении  можно произвес-ти и с помощью  средневзвешенных цен (если продукция  од-нородная). Для этого сначала  определяется средневзвешен-ная  цена при фактической структуре  продукции, а затем при плановой  и разность между ними умножается  на фактичес-кий общий объем  производства продукции в условно-нату-ральном  выражении:

16200 руб.

-4,5 руб. * 123500 = -536 т. руб.

 Аналогичным образом  определяется влияние структуры  реа-лизованной продукции на сумму  выручки (табл. 3.9).

 Приведенные данные  показывают, что за счет изменения  структуры продукции выручка  от ее реализации увеличилась  на 207 т.руб. Это свидетельствует  об увеличении удельного веса  более дорого изделия «Колодка  в общем объеме продаж.

 Таблица 3.9

 Расчет влияния структуры 

 реализованной продукции  на сумму выручки

 

Изделие 

Оптовая цена ед.изд. руб. 

Объем реализации продукции, шт. 

Выручка по плановым ценам, млн. руб. 

Изменение выручки за счет структуры продукции, т.руб. 

 

план 

факт 

план 

Факт при план. структуре 

факт  

 

Фланец

Вал

Барабан

 

Колодка 100

200

250

 

300  43000

26000

25600

 

24000  42500

25500

25200

 

25830 4300

5200

6400

 

7200 4317

5221

6426

 

7229 4250

5100

6300

 

7750  -67

-121

-126

 

+521 

 

Итого 

118600 

119030 

23100 

23193 

23400 

+207 

 

 

 Используя описанные  выше приемы, можно определить  влия-ние структуры продукции  и на другие показатели деятельности  предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль,  рентабельность и другие экономические  показа-тели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффектив-ность  ассортиментной и структурной  политики предприятия.

3.3 Анализ ритмичности  производства и реализации продукции

 Для оценки выполнения  плана по ритмичности использу-ются  прямые и косвенные показатели. Прямые показате-ли - коэффициент  ритмичности, коэффициент вариации, ко-эффициент аритмичности, удельный  вес производства про-дукции за  каждую декаду (сутки) к месячному  выпуску, удельный вес произведенной  продукции за каждый месяц  к квартальному выпуску, удельный  вес выпущенной продук-ции за  каждый квартал к годовому  объему производства, удельный вес  продукции, выпущенной в первую  декаду от-четного месяца, к третьей  декаде предыдущего месяца.

 Косвенные показатели  ритмичности -- наличие доплат  за сверхурочные работы, оплата  простоев по вине хозяйству-ющего  субъекта, потери от брака, уплата  штрафов за недо-поставку и  несвоевременную отгрузку продукции,  наличие сверхнормативных остатков  незавершенного производства и  готовой продукции на складах.

 Один из наиболее  распространенных показателей - ко-эффициент ритмичности. Величина  его определяется пу-тем суммирования  фактических удельных весов выпуска  за каждый период, но не более  планового их уровня:

 К ритм. = 29 + 33 + 37,7 = 99,7 %.

 Таблица 3.10

Ритмичность выпуска продукции  по декадам 

 

 

Декада 

Выпуск продукции за год, млн. руб. 

Удельный вес продукции, % 

Выполнение плана, коэффициент 

Доля продукции, зачтенная  в выполнение плана по ритмичности, % 

 

план 

факт 

план 

факт   

 

Первая

 

Вторая Третья  6970

7970

 

8960  7000

 

8000 9000  29,0

33,3

 

37,7  29,0

33,0

 

38,0  1,004

1,003

 

1,005  29,0

33,0

 

37,7 

 

Всего за год 

23900 

24000 

100 

100 

1,004 

99,7 

 

 

 Коэффициент вариации () определяется как отношение  среднеквадратического отклонения  от планового задания за сутки  (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному  (среднедекадному, среднемесячному,  среднеквартальному) плановому выпуску  продукции:

где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного зада-ния;

 п - число суммируемых  плановых заданий; 

 х - среднедекадное  задание по графику.

 В нашем случае коэффициент  вариации составляет 0,008.

 Это значит, что выпуск  продукции по декадам отклоняется  от графика в среднем на 0,8 %.

 Для оценки ритмичности  производства на предприятии  рассчи-тывается также показатель  аритмичности как сумма положи-тельных  и отрицательных отклонений в  выпуске продукции от пла-на  за каждый день (неделю, декаду). Чем  менее ритмично работает предприятие,  тем выше показатель аритмичности. В нашем случае можно сказать,  что предприятие работает ритмично.

3.4. Анализ факторов и  резервов увеличения выпуска  и реализации продукции

 Изучив динамику и  выполнение плана по реализации  продукции и выполнению договоров  поставки, необходимо установить  факторы изменения ее объема (Приложение 10). Возможны два варианта методики  анализа реализации продукции. 

 Если выручка на  предприятии определяется по  отгрузке товарной продукции,  то баланс товарной продукции  будет иметь вид:

 Отсюда 

 Если выручка определяется  после оплаты отгруженной про-дукции, то товарный баланс можно записать  так:

Отсюда 

где ,- соответственно остатки  готовой продукции на складах  на начало и конец периода;

 ТП - стоимость выпуска  товарной продукции; 

 РП - объем реализации  продукции за от-четный период;

, - остатки отгруженной  продукции на начало и конец  периода.

 Расчет влияния данных  факторов на объем реализации  продукции производится сравнением  фактических уровней факторных  показателей с плановыми и  вычислением абсолют-ных и относительных  приростов каждого из них. 

 Для изучения влияния  этих факторов анализируется  баланс товарной продук-ции (табл. 3.11).

 Таблица 3.11

Анализ факторов изменения  объема реализации продукции 

 

 

Показатель 

Сумма в плановых ценах, т.руб. 

 

план 

факт 

+, - 

 

 

1. Остаток готовой продукции  на начало года 

340 

300 

-40 

 

2. Выпуск товарной продукции 

23900 

24000 

+100 

 

3. Остаток готовой продукции  на конец года 

1140 

900 

-240 

 

4. Отгрузка продукции за  год (п.1+п.2-п.З) 

23100 

23400 

+300 

5. Остаток товаров, отгруженных  покупателям: 

5.1. на начало года 

 

5.2. на конец года  2900

 

3500 

3200 1900  +300

 

-1600 

 

6. Реализация продукции  (п.4+п.5.1-п.5.2) 

22500 

24700 

+2200 

 

 

 Из таблицы видно,  что план реализации продукции  перевы-полнен за счет увеличения  ее выпуска и сверхплановых  остат-ков товаров, отгруженных  покупателям на начало года. Отри-цательное  влияние на объем продаж оказали  следующие факто-ры: увеличение остатков  готовой продукции на складах  пред-приятия, а также рост  остатков отгруженных товаров  на конец года, оплата за которые  не поступила еще на расчетный  счет предприятия. Поэтому в  процессе анализа необходимо  выяс-нить причины образования  сверхплановых остатков на складах,  несвоевременной оплаты продукции  покупателями и разрабо-тать конкретные  мероприятия по ускорению реализации  про-дукции и получению выручки.

Информация о работе Учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции на примере ЗАО «ЦИМС»