Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:26, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является углубление теоретических знаний, формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической работы в области финансового учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть классификацию, состав, признание и оценку издержек производства;
- исследовать нормативно-правовую базу по выбранной теме;
- изучить теорию и особенности учета данного объекта исследования на ЧП «Цыбулькин»;
Перечень сокращений и условных обозначений…………………………………………………….…3
Введение…………………………………………………………………………………………………..4
1. Экономическая сущность издержек…………………………………………………………………..6
1.1 Сущность издержек производства, роль и значение их в рыночной экономике на макро- и микро- уровнях……………………………………………………………………………………………6
1.2 Классификация, состав, признание и оценка издержек производства. ……………..……….12
1.3 Нормативно-правовое регулирование учёта издержек на Украине…………………………..19
1.4 Характеристика деятельности и финансового состояния частного предприятия «Цыбулькин»……………………………………………………………………………………………..22
2. Учёт и внутрихозяйственный контроль издержек производства на ЧП «Цыбулькин»…………..26
2.1 Цель, задачи, принципы учёта затрат и учётная политика предприятия……………………..26
2.2 Документальное оформление учёта операций с издержками производства…………………29
2.3 Синтетический и аналитический учёт затрат на производство……………………………….32
2.4 Внутрихозяйственный контроль издержек производства……………………………………..38
2.5 Отражение информации об издержках производства в финансовой отчётности предприятия……………………………………………………………………………………………..42
3. Автоматизация издержек производства……………………………………………………………..43
3.1 Цели, необходимость автоматизированного учета. Возможности реализации автоматизированных систем на современных компьютерных базах………………………………...43
3.2 Пример учета издержек производства в системе «1С: Бухгалтерия»……………………….46 Заключение……………………………………………………………………………………………..……..50
Список использованных источников…………………………………………………………………...51
Приложения………………………………………………………………………………………………53
Целью планирования себестоимости является экономически обоснованное определение величины этих затрат, необходимой в планируемом периоде для производства и сбыта каждого вида и всей промышленной продукции предприятия, отвечающей требованиям,
предъявляемым к ее качеству. При этом должно обеспечиваться наилучшее использование в интересах общества имеющихся природных богатств, материальных, трудовых и финансовых ресурсов и учитываться необходимость соблюдения нормальных и безопасных условий труда, правил технической эксплуатации предприятий и режима работы.
Целью учета себестоимости является своевременное, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчисление фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, а также контроль использованием материальных ресурсов и денежных средств. Данные учета затрат используются для оценки и анализа выполнения плана, определения результатов деятельности предприятий (прибыли или убытка), выполнения плановых заданий структурными частями предприятий, определения фактической эффективности организационно - технических мероприятий по развитию и совершенствованию производства, в планово - экономических и аналитических расчетах. В связи с этим должна быть обеспечена сопоставимость плановых и учетных данных в отношении состава и классификации затрат, объектов и единиц калькулирования, методов распределения затрат по периодам и т.д.
Затраты необходимо детализировать в зависимости от экономической целесообразности и желания руководства. Когда доля того или иного элемента затрат относительно мала, его выделение не имеет смысла. Например, на предприятиях с высокой степенью автоматизации заработная плата с отчислениями составляет в структуре себестоимости менее 5%. На таких предприятиях, как правило, не выделяют прямую заработную плату, а объединяют ее с расходами по обслуживанию и управлению производством в отдельную статью, называемую «добавленные расходы».
Рассмотрим основные причины некорректного учета расходов, которые включаются в себестоимость услуг автотранспортных предприятий и предложим пути решения этой проблемы.
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в Украине, значимость автомобильного транспорта в национальной транспортной системе постоянно растет. Все хозяйствующие субъекты в своей повседневной деятельности ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций. Важным участком учета для любого предприятия является учет расходов, поскольку они непосредственно влияют на величину полученной прибыли. Вместе с тем, нередки случаи, когда решение вопросов, связанных с организацией учета в автотранспортных предприятиях, наталкивается на такие препятствия, как проблемы в бухгалтерском и налоговом законодательстве, и в первую очередь это касается правильности отражения расходов, относящихся на себестоимость предоставляемых услуг.
Вопросы, связанные с затратами на предоставление услуг в автотранспортных предприятиях исследовались такими учеными как А. Аррак, В.Н. Бугроменко, ГА, О.М. Дунаев, В.Я. Ильин, А.С. Кусакин, Л.Б. Миротин, Д.С. Самойлов, М.Б. Хрущев. Среди зарубежных ученых, занимающимися проблемами учета затрат следует отметить таких, как П. Белл, Дж. Ф. Маршал, М. Р. Мэтьюс, У. А. Патон, Г. X. Сортер, Г. Стаубус, Ч. Т. Хорнгрен, Р. Энтони, Э. Шмаленбах и другие.
Определение состава расходов, которые включаются в себестоимость услуг, должно исходить из специфики транспортных предприятий. Для правильного построения бухгалтерского учета расходов и достоверного исчисления себестоимости услуг необходимо, учитывая особенности технологии и организации расходов в АТП, выделить экономически обоснованные затраты на производство, определить состав производственных расходов, применять в учете экономически обоснованные методы распределения накладных расходов, включаемых в себестоимость услуг.
Определение себестоимости услуг осуществляется путем их калькулирования. В автотранспортных предприятиях выделяют такие статьи калькуляции: заработная плата, в том числе заработная плата водителей; отчисления от заработной платы на социальное страхование; топливо и горюче-смазочные материалы; автомобильные шины; ремонт и техническое обслуживание; амортизация автотранспорта; налоги и сборы; общепроизводственные расходы.
Расходы автотранспортного
предприятия условно
Постоянные
расходы исчисляются на 1 авто-час
работы. Это накладные расходы
и заработная плата водителей. К
накладным расходам относятся затраты
на содержание зданий, сооружений, помещений,
заработная плата административно-
Основная статья расходов на содержание автомобильного транспорта – это затраты на топливо и ГСМ. В бухгалтерском учете расходование ГСМ относят на затраты, включаемые в себестоимость, но только в том случае, если расход ГСМ подтверждается маршрутными или путевыми листами, показателями спидометра, а также соответствующими первичными документами: квитанциями, чеками, счетами.
Для того чтобы иметь возможность осуществлять контроль за расходом ГСМ и доказать экономическую обоснованность произведенных расходов, предприятию необходимо разработать нормы расхода ГСМ, которые утверждаются приказом руководителя. При этом за основу берутся нормы расхода, указанные в технической документации на транспортное средство или в Правилах по нормированию расхода горюче-смазочных и эксплуатационных материалов для автотранспортной и специальной техники.
Размер указанных норм может изменяться в зависимости от различных условий (времени года, работы в горной местности, при работе в населенных пунктах с большой численностью населения и т.п.). Учет этих факторов осуществляется при помощи ряда поправочных коэффициентов.
На предприятии в обязательном порядке должны применяться базовые нормы расходования ГСМ, которые корректируются исходя из конкретных условий эксплуатации. В соответствии с Приказом Министерства транспорта Украины базовые нормы расходования топлива и смазочных материалов при работе автотранспорта в зимний период могут быть увеличены до 10%.
После того как предприятие утвердило приказом руководителя базовые нормы расхода ГСМ и поправочные коэффициенты, можно считать, что расходы ГСМ в пределах норм являются экономически обоснованными.
Затраты на техническое обслуживание и ремонт составляют в среднем для грузовых автомобилей и автобусов 14% от себестоимости услуг. Автомобильные шины относятся к наиболее изнашиваемым комплектующим транспортных средств. Необходимость их замены возникает не только при их износе или повреждении, но и при смене зимнего и летнего сезонов. В каждом случае порядок бухгалтерского учета имеет свои особенности.
В учете информация об использовании автомобильных шин содержится в карточке учета работы шины, которая позволяет дать оценку ее техническому состоянию. Данные о фактическом пробеге шины по показаниям спидометра вносятся в учетную карточку ежемесячно.
Основными причинами
неправильного учета расходов, относящихся
на себестоимость услуг в
- не отражается информация о составе расходов, относящихся на себестоимость услуг в Приказе об учетной политике предприятия;
- не обоснованы
расходы по статьям
- не утверждены нормы расходов автомобильных шин, топлива и ГСМ;
- неправильно
организован аналитический
Одной из предпосылок рациональной организации учета расходов является экономически обоснованная их классификация. Затраты на производство можно группировать по техническому назначению и экономическому содержанию, что позволит управлять формированием себестоимости услуг. При этом на предприятии должен быть организован отдельный учет ГСМ. Руководители предприятий выбирают способ организации бухгалтерского учета самостоятельно в зависимости от объема учетной работы.
Итак, рассмотрев классификацию, состав, оценку и признание издержек (затрат, расходов) производства в нормативных источниках и в специальной литературе, мы видим, что трактовка этих понятий не раскрывает всех аспектов, не учитывает всех особенностей функционирования предприятия, как самостоятельного субъекта хозяйствования. Так, при определении экономической сущности издержек (затрат, расходов) необходимо учитывать вышеперечисленные недостатки, найти единственное наиболее полное толкование, что в конечном итоге поможет понять сущность затрат и принимать рациональные и правильные решения по управлению издержками на предприятии.
Нами была рассмотрена проблема учета расходов, относящихся на себестоимость услуг в автотранспортных предприятиях, предложены пути ее решения. Основные причины учета расходов определены особенностями формирования следующих статей затрат: топливо, ГСМ, автомобильные шины, что обусловлено необходимостью утверждения норм расходования; необоснованным распределением расходов по статьям калькуляции.
Решению данной проблемы способствует экономически обоснованная классификация расходов; организация учета затрат в соответствии с такими принципами: неизменность принятой методологии учета затрат на производство, калькулирование себестоимости услуг, полнота отражения в учете хозяйственных операций, обоснованность отнесения расходов к соответствующим отчетным периодам; регламентация состава себестоимости услуг.
1.3 Нормативно-правовое регулирование и методология учётов расходов в Украине
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчётности», Положения по бухгалтерскому учету, План счетов), другие носят рекомендательный характер (методические указания, комментарии).
В зависимости
от назначения и статуса нормативные
документы целесообразно
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента Украины и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:
Хозяйственный кодекс Украины. Устанавливает в соответствии с Конституцией Украины правовые основы хозяйственной деятельности, которая основывается на разнообразии хозяйственных субъектов различных форм собственности. Содержит такие статьи, как например Статья 49. Распределение хозяйственных расходов.
2-й уровень: Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов Украины.
К ним относятся:
Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 1 «Общие требования к финансовой отчётности», утверждённое приказом Министерством финансов Украины от 31.03.99г. №87, с изменениями и дополнениями. Настоящим Положением (стандартом) определяются цель, состав и принципы подготовки финансовой отчетности и требования к признанию и раскрытию ее элементов. Содержит трактовку термина «расходы».
Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 2 «Баланс», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31 марта 1999 г. № 87. Настоящим Положением (стандартом) определяются содержание и форма Баланса и общие требования к раскрытию его статей, в том числе и статей учета затрат в незавершенном производстве.
Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 3 «Отчёт о финансовых результатах», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31 марта 1999 года № 87. Настоящим Положением (стандартом) определяются содержание и форма Отчета о финансовых результатах, а также общие требования к раскрытию его статей, в том числе и статей учета затрат.
Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31 декабря 1999 г. №318. Настоящее Положение (стандарт) определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятия и ее раскрытие в финансовой отчетности. Положение (стандарт) 16 применяется к учету расходов по строительным контрактам с учетом особенностей их признания и состава, установленных Положением (стандартом) бухгалтерского учета 18 "Долгосрочные контракты".