Учет и контроль издержек производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является углубление теоретических знаний, формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической работы в области финансового учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть классификацию, состав, признание и оценку издержек производства;
- исследовать нормативно-правовую базу по выбранной теме;
- изучить теорию и особенности учета данного объекта исследования на ЧП «Цыбулькин»;

Содержание работы

Перечень сокращений и условных обозначений…………………………………………………….…3
Введение…………………………………………………………………………………………………..4
1. Экономическая сущность издержек…………………………………………………………………..6
1.1 Сущность издержек производства, роль и значение их в рыночной экономике на макро- и микро- уровнях……………………………………………………………………………………………6
1.2 Классификация, состав, признание и оценка издержек производства. ……………..……….12
1.3 Нормативно-правовое регулирование учёта издержек на Украине…………………………..19
1.4 Характеристика деятельности и финансового состояния частного предприятия «Цыбулькин»……………………………………………………………………………………………..22
2. Учёт и внутрихозяйственный контроль издержек производства на ЧП «Цыбулькин»…………..26
2.1 Цель, задачи, принципы учёта затрат и учётная политика предприятия……………………..26
2.2 Документальное оформление учёта операций с издержками производства…………………29
2.3 Синтетический и аналитический учёт затрат на производство……………………………….32
2.4 Внутрихозяйственный контроль издержек производства……………………………………..38
2.5 Отражение информации об издержках производства в финансовой отчётности предприятия……………………………………………………………………………………………..42
3. Автоматизация издержек производства……………………………………………………………..43
3.1 Цели, необходимость автоматизированного учета. Возможности реализации автоматизированных систем на современных компьютерных базах………………………………...43
3.2 Пример учета издержек производства в системе «1С: Бухгалтерия»……………………….46 Заключение……………………………………………………………………………………………..……..50
Список использованных источников…………………………………………………………………...51
Приложения………………………………………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Акт на переработку  забракованных деталей применяется  при оформлении забракованных деталей.

Рапорт о  движении деталей смены, участка, цеха применяется для оперативного учета, заполняется мастером смены по перечню  деталей, по шифрам изделий с учетом переходящих остатков. Оперативный учет движения деталей в производстве обеспечивает контроль за балансом деталей по всему маршруту движения их в производстве, предупреждает возможность сокрытия брака и недостач, приписок выработки и иных злоупотреблений, повышает ответственность лиц при приемке, выдаче и транспортировке деталей, улучшает качество оперативно-производственного планирования, устанавливает контроль за остатками незавершенного производства.

Баланс движения деталей и полуфабрикатов цеха (участка) применяется для учета и контроля движения деталей, полуфабрикатов по видам изделий с учетом переходящих остатков на начало месяца по приходу и расходу с выходом на остаток на конец месяца с указанием расхода сырья на единицу по норме и на весь выпуск.

Ведется в целях  проверки наличия деталей в составе  незавершенного производства, сопоставления  их с данными оперативного учета  и выявления излишков и недостач на складах и у рабочих мест.

Приходные ордера применяются для учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Однострочный приходный ордер предназначен для оформления поступления материальных ценностей только одной номенклатурной позиции, а многострочный ордер - для оформления нескольких номенклатурных позиций материалов.

Путевые листы  являются первичными документами по учету работы грузового и легкового  автотранспорта и основанием для начисления заработной платы шоферам автомобилей и другим лицам, связанным с перевозкой грузов. Путевой лист выписывают в одном экземпляре. Особое внимание уделяется контролю за показаниями спидометра, переносу остатков горюче-смазочных материалов из предыдущего путевого листа, отметке медработника, разрешающего выпуск водителя на линию, и т.д.

Перечень типовых  операций представлен в таблице «Перечень типовых операций по затратам производства ЧП «Цыбулькин»» (Приложение Е).

Все сведения об автомобиле, расходе горючего и задании шоферу по перевозкам записывает диспетчер или уполномоченное лицо автохозяйства. Остальные данные заполняют шофер, работники соответствующих участков автохозяйства и заказчики. Ежедневно перед началом рабочего дня шофер получает путевой лист, а по окончании рабочего дня возвращает его в диспетчерскую.

На предприятии  используется большое количество первичных  документов, на основании которых  осуществляется учет затрат на производство, поэтому рассмотреть их в полном объеме не представляется возможным. Более детально это можно рассмотреть в схеме учета затрат на производство (Приложение Ж).

 

Можно подвести итог, что ведение бухгалтерского учета эксплуатации автотранспортных средств основано на обязательном оформлении ряда первичных документов. Целевая направленность таких документов различна - это и обеспечение сохранности автотранспортных средств на предприятии, и учет пробега автомобиля, и учет рабочего времени водителя, и приобретение прав на эксплуатацию автотранспортного средства и др. Так же мы видим насколько большой перечень первичных документов на ЧП «Цыбулькин», на основании которых осуществляется учет затрат на производство.

 

 

2.3 Синтетический и аналитический учёт затрат на производство.

 

 

Расходы по автомобильному транспорту учитываются на счёте 23 «Производство». Затраты на эксплуатацию и содержание автомобильного транспорта учитываются по отдельным объектам, статьям и элементам, что обеспечивает контроль за выполнением плана по объему перевозок и уровнем затрат, выявление резервов роста производительности труда и снижение себестоимости работ и услуг. Для правильного построения бухгалтерского учёта затрат на эксплуатацию транспорта и достоверного исчисления себестоимости перевозок, осуществляющихся различными типами автомобилей, необходимо, учитывая особенности технологии и организации транспортного процесса в автохозяйствах, выделять экономически обоснованные объекты учёта затрат на производство; определять состав производственных расходов; применять в учете экономически обоснованные методы распределения накладных расходов по объектам исчисляемой себестоимости.

Объектами учета  затрат на эксплуатацию транспорта в  автохозяйствах являются:

- расходы и доходы по эксплуатации транспорта;

- расходы и доходы по эксплуатации и погрузочно-разгрузочным работам;

- расходы и доходы по эксплуатации транспорта; по обслуживанию и управлению транспортным процессом;

Большая часть  затрат на эксплуатацию транспортных средств непосредственно связана  с затратами труда на выполняемых  работах по перевозке грузов конкретными типами автомобилей. К ним относятся затраты по оплате труда, топлива, амортизации, текущего ремонта. Эти затраты связаны с перевозками, выполняемыми отдельными типами автомобилей (самосвалы, грузовые, специальные, автобусы и т.д.).

В транспортном процессе расходуются средства и предметы труда. Все средства труда свою стоимость на транспортные издержки передают частями в виде амортизационных отчислений и отражаются на затратах по эксплуатации отдельных типов автомобильного транспорта. Амортизацию по автомобилям относят на соответствующие виды перевозок. Амортизацию по зданиям гаражей, автомобильных стоянок, оборудования, смотровых ям отнести на определенный вид перевозок не представляется возможным, поэтому ее учитывают в составе накладных расходов на счете 23 "Производство".

В автохозяйствах отдельные вида затрат обусловлены  необходимостью хозяйственного обслуживания транспортных процессов и выполнением  работ по организации и управлению транспортным процессом. Это расходы  по оплате труда инженерно-технического персонала; по охране труда и технике безопасности, на противопожарное обеспечение, охрану имущества; повышение квалификации кадров и др. Эти расходы в учете отражаются обособленно на счете 20 «Производство». Учет накладных расходов ведется с подразделением на: расходы по содержанию аппарата управления; расходы по содержанию служебных легковых автомашин, обслуживающих автохозяйство; расхода на содержание охраны, общепроизводственные расходы, налоги и отчисления, непроизводственные расходы. В конце месяца накладные расходы распределяются и включаются в себестоимость перевозок автомобильного транспорта, других транспортных средств, экспедиционных и погрузочно-разгрузочных работ. Распределение накладных расходов производится пропорционально основной оплате труда работников ведущих профессий (водителей, экспедиторов, грузчиков).

В составе расходов по эксплуатации автомобильного транспорта имеются расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам. Это уплаченные налоги и сборы, сумма подписки на техническую литературу, уплаченная арендная плата. Все эти расхода учитываются на счете 39 "Расходы будущих периодов", ежемесячно списываются на транспортные издержки равномерными долями в течение срока, к которому они относятся.

По истечение  месяца на счете 23 "Производство", в предприятии по дебету будут отражены все расходы по эксплуатации автомобильного транспорта. В течение учетного периода на дебет этих счетов относятся основные затраты в корреспонденции со счетами 20 «Производственные запасы», 66 "Расчеты по выплатам работникам" - на сумму основной и дополнительной оплаты труда водителей, слесарей, занятых на текущем ремонте; 65 "Расчеты по страхованию" - на сумму отчислений органам социального страхования, произведенным на фактически начисленную заработную плату; 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость выполненных работ по текущему ремонту сторонними организациями; 37 "Расчеты с разными дебиторами ", - на стоимость электроэнергии, полученной от энергосетей, воды, полученной - от водохозяйств, и др.

Таким образом, на дебете счета 23, отражаются все расходы, составляющие фактическую себестоимость выполненных перевозок и услуг автохозяйства, по кредиту - фактическая себестоимость услуг, выполненных грузовым транспортом для нужд автохозяйства.

Для управления транспортным процессом информации синтетического учета недостаточно.

Необходимо  знать, сколько затрачено трудовых и материальных средств конкретно на каждый вид оказываемых услуг. Поэтому наряду с синтетическими счетами в системе бухгалтерского учета применяют аналитические счета.

Кроме услуг, оказываемых  автомобильным транспортом в  аналитическом учете выделяют "Расходы  по эксплуатационным и погрузочно- разгрузочным работам".

Внутри автоколонны открывают аналитические счета по грузовым автомобилям, работающим на сдельном тарифе, на повременном; автомагазинам и автокеросиновозкам; легковым автомобилям предоставляемым по договору; автобусам и т.д.

Учет расходов по эксплуатации по каждой из этих групп  машин ведется по статьям:

"Основная  и дополнительная оплата труда водителям;

"Отчисления  на социальное страхование";

"Топливо";

"Смазочные  и прочие эксплуатационные материалы";

"Износ и  ремонт автомобильных шин, покрышек  и камер;

"Отчисления  в ремонтный фонд основных  средств";

"Амортизационные  отчисления по автомобилям и прицепам";

"Накладные  расходы".

Общими задачами учета автотранспорта организации  можно назвать:                         

- обеспечение правильного и своевременного оформления, составление первичной документации;

- обеспечить постатейный учет затрат;

- учет услуг и работ автотранспорта;

- исчисление фактической себестоимости работ и услуг;

- правильное определение и списание калькуляционных разниц;

- контроль за рациональным  использованием ГСМ, необходимых  для работы автотранспорта.

Так, Н. Врублевский отмечает, что управленческий учет затрат производства состоит из двух разделов - собственно учета затрат производства и калькуляционного учета себестоимости продукции. Первый включает учет затрат производства по экономическим элементам, видам, местам возникновения и объектам учета, а второй - учет себестоимости по калькуляционным статьям затрат, определение себестоимости продукции по местам возникновения затрат производства и калькулирования себестоимости продукции по видам и калькуляционным единицам, а также составление отчетных калькуляций фактической себестоимости готовой продукции предприятия. Это калькуляционный учет процессов формирования себестоимости всей изготовленной продукции, ее единицы как по отдельным производствам, так и по ее видам, маркам, сортам и наименованиям [16, с. 39]. С. Голов утверждает, что система производственного учета - это система учета, обеспечивающая калькулирование и контроль себестоимости объектов затрат. В общем виде она. по мнению автора имеет две стадии: накопление затрат и отнесение их к определенным объектам затрат. Действительно между калькулированием и производственным учетом существует тесная взаимосвязь. Предпосылкой калькулирования является учет затрат производства. Производственный учет предусматривает сбор информации о затратах предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, связанных с производственными затратами, их обобщение и группировку по разным признакам. Лишь на основе информации, которая содержится в системе производственного учета, возможно калькулирование. Калькуляционный учет обеспечивает группировку затрат в таком аналитическом разрезе, который делает возможным процесс калькулирования. Степень детализации производственного учета зависит от задач, стоящих перед предприятием в сфере калькулирования. Большинство авторов под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции подразумевают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, которые обеспечивают определение фактической себестоимости продукции, а также отнесение затрат на единицу продукции. Иными словами, это совокупность способов аналитического учета затрат на производство по калькуляционным объектам и приемов расчета калькуляционных единиц.

 

Т. Карпова отмечает, что система учета затрат на производство должна отражать взаимосвязь приемов и способов обобщения затрат и контроля за использованием производственных ресурсов по сравнению с действующими нормами и планируемой эффективностью [18, с. 149]. К системе управленческого учета затрат на производство она относит три взаимосвязанных элемента: учет затрат на производство; учет выхода готовой продукции; определение ее себестоимости.

То есть понятие метода учета  затрат в экономической литературе чаще всего рассматривается в неразрывной взаимосвязи со способами исчисления себестоимости продукции. Понятно, что конечной целью производственного учета является калькулирование себестоимости продукции.

Как правило, используются такие основные методы учета затрат: простой, попередельный, позаказный, нормативный. При этом прослеживается нечеткое разграничение методов учета затрат и калькулирования. В подходах ученых существуют отличия: одни отождествляют методы учета затрат и калькулирования, другие - в качестве конкретного порядка расчета себестоимости продукции рассматривают методы калькулирования.

На ЧП «Цыбулькин» используется нормативный метод учета затрат. На предприятии выбран этот метод, потому что основной недостаток простого, позаказного, и попередельного методов  учета затрат состоит в том, что фактическую себестоимость услуг определяют по окончании отчетного периода, а это лишает возможности руководство предприятия следить в течении отчетного периода за соответствием фактических затрат.

Нормативный метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительный норматив калькулирования, то есть калькулирование себестоимости, исчисляется по действующим на начало месяца нормам расхода сырья, материалов и прочих затрат.

 Норма — это  заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства.

Норма реально рассчитывается на основе технически обоснованных норм расхода материалов и прочих ресурсов, которая, в свою очередь, устанавливается в соответствии с технической документацией на производство продукции. Норматив калькулирования используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве.Чаще всего изменение норм производится по состоянию на новый отчетный период. Правильный и своевременный учет изменения норм позволяет руководству предприятия осуществлять контроль за выполнением плана, оперативно решать и устранять недостатки в работе, если изменения произошли в сторону увеличения затрат.

Бухгалтерия на основании  первичных документов осуществляет учет затрат на производство по нормам, отклонения от норм и изменения норм, составляет отчетную калькуляцию по изделиям, анализирует себестоимость. Особенностью нормативного метода считается возможность предварительного контроля за расходами. В случае возникновения отклонений от норм, т. е. их превышения, выписываются первичные документы (требования, наряды) с отметкой отклонений от норм или доплатные листы на зарплату. Эти документы должны быть подписаны лицами, контролирующими процесс производства и его затраты. В них обязательно проставляются коды причин и виновников отклонений от норм.

Информация о работе Учет и контроль издержек производства