Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:26, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является углубление теоретических знаний, формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической работы в области финансового учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть классификацию, состав, признание и оценку издержек производства;
- исследовать нормативно-правовую базу по выбранной теме;
- изучить теорию и особенности учета данного объекта исследования на ЧП «Цыбулькин»;
Перечень сокращений и условных обозначений…………………………………………………….…3
Введение…………………………………………………………………………………………………..4
1. Экономическая сущность издержек…………………………………………………………………..6
1.1 Сущность издержек производства, роль и значение их в рыночной экономике на макро- и микро- уровнях……………………………………………………………………………………………6
1.2 Классификация, состав, признание и оценка издержек производства. ……………..……….12
1.3 Нормативно-правовое регулирование учёта издержек на Украине…………………………..19
1.4 Характеристика деятельности и финансового состояния частного предприятия «Цыбулькин»……………………………………………………………………………………………..22
2. Учёт и внутрихозяйственный контроль издержек производства на ЧП «Цыбулькин»…………..26
2.1 Цель, задачи, принципы учёта затрат и учётная политика предприятия……………………..26
2.2 Документальное оформление учёта операций с издержками производства…………………29
2.3 Синтетический и аналитический учёт затрат на производство……………………………….32
2.4 Внутрихозяйственный контроль издержек производства……………………………………..38
2.5 Отражение информации об издержках производства в финансовой отчётности предприятия……………………………………………………………………………………………..42
3. Автоматизация издержек производства……………………………………………………………..43
3.1 Цели, необходимость автоматизированного учета. Возможности реализации автоматизированных систем на современных компьютерных базах………………………………...43
3.2 Пример учета издержек производства в системе «1С: Бухгалтерия»……………………….46 Заключение……………………………………………………………………………………………..……..50
Список использованных источников…………………………………………………………………...51
Приложения………………………………………………………………………………………………53
Наличие документов на отклонения от норм, кодов причин и виновников отклонений позволяют бухгалтерии по утвержденным срокам в течение месяца составлять рапорты об отклонениях от норм, для руководителя предприятия с целью принятия мер по устранению этих причин. Имея нормативные калькуляции, документы на отклонения от норм и их изменения, бухгалтер рассчитывает фактические затраты отчетного месяца.
Нормативные затраты определяются посредством анализа следующим образом.
Нормы на материалы. Они основаны на спецификациях изделий, которые определяются после исследования количества вводимых материалов, необходимых для оказания услуг. Затем нормативные расходы умножаются на цены.
Нормы трудозатрат. Чтобы установить нормы трудозатрат, необходимо проанализировать все виды деятельности по различным операциям. Каждую операцию анализируют и вычисляют допустимое время, которое требуется среднему рабочему для выполнения работы.
Нормы накладных расходов. Процесс установления нормативных ставок распределения накладных расходов для системы калькуляции себестоимости по нормативным издержкам тот же, что мы рассматривали ранее. Основное отличие заключается в том, что накладные расходы рассчитываются по почасовым ставкам, умноженным на нормо-часы (т. е. время, которое должно быть затрачено), а не на фактически отработанное время.
Смета затрат на производство, на ЧП «Цыбулькин» представлена в приложении И.
Можно сделать вывод, что учет производственных затрат зависит прежде всего от выбора объектов учета, определенных целями управления.
Методы учета затрат должны способствовать отражению самого процесса формирования их в конкретных условиях производства.
Обособление объектов учета
затрат и калькулирования, выбор
методов учета затрат и калькулирования,
калькуляционных единиц в соответствии
с действующим
Расчет себестоимости
вида услуги и отдельной ее единицы
– основная и конечная цель производственного
учета. Себестоимость объектов калькулирования
может определятся в
В данном подразделе так же были рассмотрены теоретические и практические стороны нормативного метода учета затрат на производство.
Данный метод является более трудоемким, так как требует не только калькуляции фактических затрат на производство, но и расчета норм, которые периодически нужно пересматривать.
Недостатком в работе ЧП «Цыбулькин» в сфере учета затрат
на производство, является низкая автоматизация
труда, практически все регистры бухгалтерского
учета ведутся вручную. Это увеличивает
возможность ошибок при расчетах, сложность
проведения анализа затрат.
Предприятию следует автоматизировать
труд своих бухгалтеров. Это позволит
получать более точную и оперативную информацию
о состоянии не только производственных
затрат, но и остальных показателей работы
предприятия.
2.4 Внутрихозяйственный контроль издержек производства
Эффективность функционирования системы внутреннего контроля издержек производства управления зависит в первую очередь от того, насколько преследуемые им цели соответствуют целям финансово-хозяйственной и управленческой деятельности производственного предприятия. В процессе осуществления внутреннего контроля затрат его объектами выступают материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы, производственная деятельность, действия лиц, ответственных за обеспечение сохранности, рациональности использования ресурсов, соблюдение законности совершаемых операций, достоверность информации о затратах и эффективность принимаемых решений. Действенность внутреннего контроля затрат во многом зависит от методов и инструментов, применяемых для проведения контроля. Внутрихозяйственный контроль издержек производства и управления осуществляется на практике посредством процедур, вытекающих из документальных и фактических приемов и методов. Как показала практика, при проведении контрольных мероприятий применяются методы и инструменты, которые представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Методы внутреннего контроля издержек
В процессе осуществления внутреннего
контроля затрат производства и управления
в производственных предприятиях, кроме
вышеперечисленных методов
Действенность внутреннего контроля
издержек производства и управления
во многом определяется качеством,
детализацией и своевременностью
информации об анализируемых и подвергаемых
контролю явлениях и процессов. Если контрольные
функции осуществляются несвоевременно,
то их результаты могут утратить свою
полезность. Данная проблема имеет широкое
распространение, когда при многих традиционных
подходах контроль осуществляется бухгалтерами-аналитиками,
основной упор делающими на ошибки, вместо
того, чтобы дать управленческому персоналу
и руководителю предприятия ориентированную
на будущее информацию, на основе
которой можно было бы предпринимать эффективные
действия.
Аналитические процедуры должны широко
применяться при контроле затрат, так
как анализ является одним из методов
контроля, который позволяет выявить факты
недостоверности отчетности, дать оценку
финансовому состоянию предприятия, выявить
внутренние резервы и др. Исходя из этого,
анализ следует рассматривать как важнейшую
процедуру системы внутреннего контроля
затрат производственного предприятия,
с помощью которой мобилизуются резервы
повышения эффективности производственной
и управленческой деятельности
предприятия.
Несмотря на то, что вопрос
применения аналитических процедур для
повышения эффективности внутреннего
контроля затрат актуален в течение многих
десятилетий, в настоящее время системная
аналитическая работа применяется на
предприятиях не часто.
Применение аналитических процедур
в рамках системы внутреннего контроля
затрат позволяет координировать взаимосвязь
сотрудников в сфере внутреннего контроля
производственной и управленческой деятельности, эффективно
управлять производственными ресурсами
предприятий автотранспорта в целях обоснованного
их применения.
В условиях рыночной экономики
наряду с общепринятыми аналитическим
процедурами особое внимание уделяется
методам анализа отклонений и бюджетирования.
Эффективный контроль издержек производства
и управления может быть достигнут только
путем сравнения (сопоставления) фактических
затрат с соответствующими бюджетами,
нормами, нормативами и стандартами. Внутренний
контроль затрат целесообразно проводить
на основе первичной учетной информации
в натуральном и денежном выражении
методами бюджетирования и анализа отклонений
(рис. 4) управленческим персоналом разных
уровней и центров ответственности.
Рисунок 4 – Последовательность осуществления контроля затрат
Мировая практика показывает, что
одним из проверенных и эффективных
способов управления производственным
предприятием является бюджетный
метод контроля. Этот метод в различных
вариантах применяется практически всеми
крупными и средними предприятиями в сфере
автотранспорта за рубежом, но
не получил широкого распространения
в нашей стране.
Исходя из организационной
структуры и распределения полномочий
и ответственности ЧП «Цыбулькин», выделен
ряд центров ответственности, имеющих
полномочия на своем уровне собирать,
обобщать, анализировать и принимать решения
о расходах и доходах.
В частности, заместитель генерального директора (по эксплуатации) получает информацию о движении денежных потоков, состоянии расчетной дисциплины, состоянии и движении активов и пассивов предприятия, доходах и расходах, результатах деятельности, формах и направлениях инвестиций.
Главный экономист и менеджер
обобщают информацию о тарифах, ценах
на работы и услуги, о состоянии расчетов
с потребителями услуг. Данный отдел выполняет
функции центра доходов.
Главный инженер
группирует информацию о затратах по производству
работ, оказанию услуг, о нормах выполнения
выработки рабочими, состоянии материально-производственных
запасов, непроизводительных потерях
на основе информации руководителей производственных
подразделений, каждое из которых является
центром затрат.
В конечном итоге обобщенная в центрах ответственности предприятия информация будет не только содержать показатели деятельности, но и включать в себя анализ руководителей центров ответственности о работе каждого подразделения с обоснованным выводами и предложениями по устранению выявленных недостатков. Важнейшей частью системы внутреннего контроля затрат является оценка деятельности отдельных подразделений, отдельных руководителей и предприятия в целом.
2.5 Отражение информации об издержках производства в финансовой отчётности предприятия.
При составлении Формы №1 «Бухгалтерский баланс» 23 счет будет отражен во втором разделе "Оборотные активы", подразделе "Производственные запасы" строка 100. По данному разделу помимо остальных составляющих расшифровываются затраты в незавершенном производстве (издержках обращения), которые показывают расходы на незавершенное производство и незавершенные работы (услуги), а также стоимость полуфабрикатов собственного производства и валовую задолженность заказчиков по контрактам.
Себестоимость продукции (работ, услуг) будет отражена в Форме №2 «Отчет о финансовых результатах» по строке 080. Для заполнения этой строки бухгалтеру требуется информация о статьях оборотных активов, отраженных в Балансе. Значение строки 080 – это изменения по строке 260 без учета изменения по строкам 220, 230, 240. Так как разность положительная, отражаем её в графе «Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)» .
Для заполнения данной формы №1 Бухгалтерский баланс, бухгалтер использует данные оборотно-сальдовой ведомости. Напротив нужной нам статьи баланса бухгалтер записывает сумму (в тысячах гривнах). В первой графе указана дата на начало отчетного периода, во второй – на конец отчетного периода.
3.1 Цели, необходимость
автоматизированного учета.
Введение в практику автоматизированной системы учета, контроля и аудита и распределенных систем обработки данных позволяет комплексно решать задачи не только по учету, но и по контролю, анализу и аудиту. С помощью таких систем можно осуществлять оценку фактического состояния предприятия, также прогнозировать и моделировать управленческие решения. Современные технические средства, применяемые для автоматизированного бухгалтерского учета, позволяют по-новому подойти к формированию учетной информации, снизить трудоемкость ее обработки, повысить оперативность доступа бухгалтерского аппарата к обрабатываемой информации. Автоматизированный контроль ведения учета способствует повышению достоверности и правильности учетных данных. Компьютерные методы обработки уже надежно вошли в технологию бухгалтерского учета и сейчас на рынке большую популярность завоевала такой программный продукт, как «1С-Предприятие 8.2».
«1С: Предприятие 8.2» является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счет своей универсальности система «1С: Предприятие 8.2» может быть использована для автоматизации самых разных участков бухгалтерской деятельности предприятия: учета товарных и материальных средств, взаиморасчетов с контрагентами, расчета заработной платы, расчета амортизации основных средств, бухгалтерского учета по любым разделам и т. д.
«1С: Предприятие 8.2» как и любая другая аналогичная программа, начинается с настройки плана счетов и ввода шаблонов новых типовых операций, предлагается широкий перечень заполняемых форм первичных документов и если пользователя не устраивает какой-либо документ, он может изменить его печатную форму и алгоритм заполнения. Пользуясь внутренним макроязыком, можно описать практически любой документ. Реализованные в базовом комплекте алгоритмы переоценки валюты и начисления амортизации требуют от пользователя строгого соблюдения правил отражения информации на счетах. Система формирует всю отчетность, предоставляемую в налоговые инспекции. Для этого используется генератор отчетов, в котором при помощи внутреннего макроязыка создаются собственные отчетные документы. Чтобы расширить функциональное наполнение, можно разработать собственные алгоритмы переоценки валютных пассивов и активов в зависимости от действующего законодательства, начисления амортизации по нематериальным активам, формирования учетных регистров и т. д.
Программа имеет несколько несомненных преимуществ, к которым можно отнести в первую очередь компактность рабочей версии и невысокие требования к памяти компьютера. Она предназначена для сравнительно небольших предприятий.
Основные ее возможности:
Ввод информации в 1С:Бухгалтерия может быть организован с разной степенью автоматичности:
Программа поддерживает множество списков справочной информации: план счетов, список видов объекта аналитического учета, список объектов аналитического учета (субконто), констант и т.д.
Пример, на базе которого показывается технология работы в «1С: Предприятие 8.2» содержит начальные остатки и список операций за период.
Одной из основных составляющих «1С: Предприятие 8.2» является план счетов. Состав счетов и их свойства определяют методологию ведения бухгалтерского и налогового учета. План счетов, заполненный в соответствии с планом счетов, утвержденным Министерством финансов Украины приказом № 291 от 30.11.1999 г. для использования предприятиями и организациями Украины в бухгалтерском учете производственно-хозяйственной деятельности. Настройка плана счетов доступна для коррекции только в режиме конфигурирования. Это обусловлено тем, что документы, а также специализированные и регламентированные отчеты конфигурации настроены на определенные свойства конкретных счетов. Поэтому изменение их пользователем может потребовать существенных корректировок в алгоритмах формирования операций документами, в алгоритмах автоматического формирования различных отчетов. Тем не менее, некоторые действия по изменению плана счетов, а именно, введение новых счетов и добавление субсчетов к уже имеющимся счетам, можно выполнять без вызова Конфигуратора.