Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:43, дипломная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется через налог на доходы физических лиц.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц………………………………...............…....6
1.1. Сущность и классификация налогов……………………………..…….6
1.2. Роль налога на доходы физических лиц в системе налогов…………17
1.3. Значение и задачи учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц…………………………………22
Глава 2. Краткая экономическая характеристика СПК «Родина» и анализ
его расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц……..................26
2.1. Краткая экономическая характеристика СПК «Родина»…………….26
2.2. Анализ состояния расчетов с бюджетом по налоговым
платежам………………………………………………………...………44
2.3. Оценка тяжести налогового бремени…………………………………53
2.4. Организация расчетов с бюджетом по налогу на доходы
физических лиц в СПК «Родина»…………………………………..…59
Глава 3. Состояние и пути совершенствования учета расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц в СПК «Родина»…………………………69
3.1. Организация бухгалтерского учета на предприятии………………...69
3.2. Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических
лиц………………………………………………………………...…….74
3.3. Контроль учета расчетов по налогу на доходы физических
лиц………………………………………………………………………77
3.4. Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогу на
доходы физических лиц..........................................................................82
Выводы и предложения…………………………………………………………….94
Список литературы………………………………………………………………..100
Приложения……………………………………………………………………… 105
Содержание
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц………………………………...............
1.1. Сущность и классификация налогов……………………………..…….6
1.2. Роль налога на доходы
1.3. Значение и задачи учета
и контроля расчетов с
по налогу на доходы
Глава 2. Краткая экономическая характеристика СПК «Родина» и анализ
его расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц……..................26
2.1. Краткая экономическая
характеристика СПК «Родина»………
2.2. Анализ состояния расчетов с бюджетом по налоговым
платежам……………………………………………………….
2.3. Оценка тяжести
налогового бремени………………………………
2.4. Организация расчетов с бюджетом по налогу на доходы
физических лиц в СПК «Родина»…
Глава 3. Состояние и
пути совершенствования учета
по налогу на доходы физических лиц в СПК «Родина»…………………………69
3.1. Организация бухгалтерского
учета на предприятии………………...
3.2. Учет расчетов с бюджетом
по налогу на доходы
лиц………………………………………………………………...
3.3. Контроль учета расчетов по налогу на доходы физических
лиц………………………………………………………………………
3.4. Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогу на
доходы физических лиц.........
Выводы и предложения…………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется через налог на доходы физических лиц.
Как и любой другой налог, налог на доходы физических лиц является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи: обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; помощь наименее защищенным категориям населения. С точки зрения доходов бюджета, налог на доходы физических лиц занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и на прибыль организаций и предприятий. Его удельный вес в налоговых поступлениях в бюджет государства превышает 13%.
Актуальность данной темы заключается в том, что налог на доходы физических лиц, занимающий одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации, непосредственно влияет как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования данного вида налога является важнейшим элементом налогового законодательства.
Целью дипломной работы является изучение учета и контроля расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии с поставленной целью можно выделить основные задачи:
1. рассмотреть роль налога на доходы физических лиц в системе Российской Федерации;
2. провести анализ расчетов с бюджетом по налоговым платежам, налоговой тяжести предприятия, организацию расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц;
3. рассмотреть налоговый контроль предприятия;
4. обосновать предложения
по совершенствованию
Исследование проводилось на примере СПК «Родина» Старомайнского района Ульяновской области.
Методологической основой
написания дипломной работы послужили
следующие источники: нормативно-правовые
документы, учебники, учебные пособия,
материалы периодической
В качестве источников данных были использованы первичные бухгалтерские документы, регистры аналитического и синтетического учета по учету расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц, а также годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2007, 2008, 2009 годы.
Основными методами исследования являются следующие:
- монографический;
- логический;
- табличный;
- абстрактно-логический;
- расчетно-конструктивный.
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц
1.1. Сущность и классификация налогов
Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
В современном обществе налоги – это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, региональных и местных бюджетов любой развитой страны.
Рассмотрим понятие «налог» с точек зрения разных авторов.
Доктор экономических наук Черник Д. Г. дает следующее определение налогов. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законном порядке. (39, с.6)
Зарук Н. Ф. рассматривает
налоги как сложную систему отношений,
включающую в себя ряд взаимодействующих
элементов, каждый из которых имеет
самостоятельное юридическое
Романовский М. В. определяет сущность налога следующим образом. Налог – индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. Налог также является эффективным рычагом воздействия государства на экономику, но для положительного влияния налогообложения на народное хозяйство необходимо установление оптимального уровня налоговых изъятий, индивидуального для каждой страны. (41, с.24)
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (1)
В Налоговом кодексе дается и определение понятия «сбор» - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого сопровождается предоставлением его плательщику юридически значимых действий (получение прав, выдача разрешений, лицензий) со стороны государственных (муниципальных) и уполномоченных органов. Главное отличие сбора от налога – отсутствие требования безвозмездности уплаты. (48, с.6)
Подводя итог всему выше сказанному, важно отметить, что налог основывается на следующих принципах:
- обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения. В данном случае можно говорить о принудительном характере налога;
- индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
- безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;
- отчуждения доли денежных
Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий. (39, с.9)
В налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономике интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны. Из этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой.
Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой – носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода. Таким образом, налог как экономическая категория выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода. Налог – такая же экономическая категория, как и прибыль, цена, доход и др.
Вместе с тем налог – это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и использование ее посредством системы государственных расходов представляют собой часть системы финансовых отношений. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, одновременно они имеют свои отличительные признаки и черты. Наряду с государственным кредитом, государственными расходами и другими финансовыми категориями налоги носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через собственную форму движения, то есть функции, и специфически выражают одну из частностей реально существующих финансовых отношений.
Одновременно налог является и правовой категорией. Налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства. Налог потому и является нормой права, что иначе, как по закону, он уплачен быть не может.
Налог, уплаченный не на основе закона, не является налогом по своей сути. (46, с.16)
Вместе с тем, следует
отметить, что одновременно объединяющим
началом всех налогов являются их
основные элементы – это установленные
в законодательном порядке
Налогоплательщиком признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. (26, с.12)
Согласно Налоговому
кодексу кроме
- налоговые агенты, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению соответствующих налогов в бюджет (например, предприятие – по налогу на доходы физических лиц);
- законный представитель
налогоплательщика (
- уполномоченный представитель
налогоплательщика (физическое
Различают два понятия: налоговый резидент и налоговый нерезидент. К налоговым резидентам относят физических лиц, фактически находящихся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, а к нерезидентам – находящихся на территории Российской Федерации менее 183 дней в году. Налоговые резиденты платят все налоги, предусмотренные Налоговым Кодексом, а для нерезидентов установлены специальные правила по оплате налогов. (1)
Объектом налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику.
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения с учетом единицы обложения. (39, с.21)