Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:43, дипломная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется через налог на доходы физических лиц.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц………………………………...............…....6
1.1. Сущность и классификация налогов……………………………..…….6
1.2. Роль налога на доходы физических лиц в системе налогов…………17
1.3. Значение и задачи учета и контроля расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц…………………………………22
Глава 2. Краткая экономическая характеристика СПК «Родина» и анализ
его расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц……..................26
2.1. Краткая экономическая характеристика СПК «Родина»…………….26
2.2. Анализ состояния расчетов с бюджетом по налоговым
платежам………………………………………………………...………44
2.3. Оценка тяжести налогового бремени…………………………………53
2.4. Организация расчетов с бюджетом по налогу на доходы
физических лиц в СПК «Родина»…………………………………..…59
Глава 3. Состояние и пути совершенствования учета расчетов с бюджетом
по налогу на доходы физических лиц в СПК «Родина»…………………………69
3.1. Организация бухгалтерского учета на предприятии………………...69
3.2. Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических
лиц………………………………………………………………...…….74
3.3. Контроль учета расчетов по налогу на доходы физических
лиц………………………………………………………………………77
3.4. Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогу на
доходы физических лиц..........................................................................82
Выводы и предложения…………………………………………………………….94
Список литературы………………………………………………………………..100
Приложения……………………………………………………………………… 105
Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства, и время, за которое производится обложение налогом или сбором.
Налоговая ставка – размер налога на единицу измерения обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) или процентах. Различают твёрдые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки. (41, с.29)
Порядок исчисления налога – совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог. Исчисление окладных налогов осуществляется налоговыми органами.
Порядок уплаты налога – может производиться разовая уплата всей суммы налога, либо в ином порядке, предусмотренным Налоговым Кодексом Российской Федерации. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
Сроки уплаты налога – дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Сроки уплаты налогов определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисленного годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.
Определив экономическое содержание налога и его отличительные признаки, рассмотрим функции налогов, которые отражают их экономическую сущность. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. (46, с.22)
Следует отметить, что в отечественной литературе единого мнения по вопросу рассмотрения функций нет. Так, в учебном пособии «Налоги» под редакцией Д. Г. Черника отмечается, что налоги выполняют главную распределительную функцию, контрольную функцию и стимулирующую подфункцию. (39, с.15)
В учебном пособии «Налоги и налогообложение в АПК» Н. Ф. Зарук и другие авторы выделяют три основные функции налогов: фискальную, контрольную и регулирующую, которая имеет две подфункции – стимулирующую и воспроизводственную. (26, с.10)
Итак, мнений много, однако следует отметить, что налогам как относительно самостоятельной подсистеме более сложной системы государственных финансов присуща, прежде всего, их первая функция – «формирование бюджетного фонда государства», то есть фискальная, посредством которой реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.
Важно затронуть и экономическую функцию налогов, которая отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе. Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики. (39, с.16)
Выделяют также
Необходимо обратить внимание на стимулирующую функцию, которая влечет активизацию технического прогресса, увеличение количества рабочих мест, инвестиций в соответствующие отрасли народного хозяйства (расширение одних производств и сокращение других). (40, с.48)
Нельзя не сказать о социальной функции налогов, которая проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, платежи в государственные социальные внебюджетные фонды непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке. Кроме того, финансирование государственных социальных программ, социальной сферы за счет общих налоговых поступлений также свидетельствует о социальном характере налогов.
Важно сказать и о
Выделяют ещё одну важнейшую функцию налогов – контрольную – позволяющую оценивать эффективность функционирования налоговой системы и контроль за экономической деятельностью субъектов налоговых отношений. (48, с.11)
Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная функция налогов препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности. (46, с.26)
Итак, сущность налога в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, экономическую, распределительную, стимулирующую, социальную, воспроизводственную и контрольную функции.
Подробно изучив экономическую сущность налогов, их отличительные признаки и важнейшие функции, рассмотрим классификационные признаки налогов, раскроем теоретическое значение классификации налогов.
Начнем с того, что группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и ряду других признаков представляет собой классификацию налогов.
Наиболее распространена классификация налогов в соответствии со способом их взимания: налоги подразделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов или с имущества юридических и физических лиц, то есть прямой налог непосредственно связан с характеристиками плательщика. К таким налогам относятся налог на доходы физических лиц, прибыль (доход), ресурсные платежи, налог на имущество и др.
Прямые налоги, в свою очередь, делятся на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание платежа с хозяйственного субъекта или объекта (налог на имущество организаций). Личные налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые у источника дохода или по декларации.
Косвенные налоги взимаются через цены товаров (работ, услуг) путем их прибавления к цене товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Косвенные налоги накладывают обязательства на ресурсы, виды деятельности и продукцию этой деятельности (товары и услуги). (48, с.12)
Косвенные налоги, в свою очередь, имеют следующие формы: акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы устанавливаются преимущественно на товары потребления или массовые услуги. Государственная фискальная монополия представляет собой полную или частичную монополию государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров (спиртные напитки, табачные изделия). Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза. (46, с.45)
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, различают:
- федеральные, элементы которых
определяет законодательство
- региональные, элементы которых
устанавливают в соответствии
с законодательством страны
- местные вводят в
соответствии с
Классификация налогов по плательщикам весьма проста, она включает, как правило, три группы налогов:
- с юридических лиц (налог на доходы юридических лиц);
- с физических лиц
(налог на имущество
- с юридических и физических лиц (налог на землю).
На практике нередко проводят разделение налогов в зависимости от их использования. При этом выделяют общие, специальные и чрезвычайные налоги. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства – бюджет, хотя и разных уровней в зависимости от государственного устройства (налог на доходы физических лиц, транспортный налог). Специальные налоги имеют строго определенную направленность и предназначены для формирования централизованных целевых фондов. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или конкретным этапом существования и развития страны. (39, с.40)
По объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Выделяют реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные и вмененные. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика (это земельный налог, налог на имущество). С реальными налогами тесно связаны ресурсные платежи, взимание которых определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. К этой группе относятся налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог и некоторые другие. При взимании личных налогов, в отличие от реальных, учитывается финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с доходов юридических и физических лиц двумя способами: «у источника» и «по декларации». Примером личного обложения могут служить налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Отличительной особенностью налогов, включенных в группу вмененных, является то, что объектом обложения здесь выступает доход, определяемый государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества. Формой такого налога, например, может служить единый налог на вмененный доход. (46, с.45)
По видам ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в одинаковом проценте от дохода независимо от его размера (налог на прибыль). Прогрессивные ставки увеличиваются с ростом размера облагаемого дохода (транспортный налог). Регрессивные налоговые ставки понижаются по мере увеличения дохода (государственная пошлина).
По целям взимания различают целевые и нецелевые налоги. Налог, связанный с конкретным направлением использования средств и поступления от которого не могут расходоваться ни на какие другие цели, называется маркированным налогом. Налоги, не предусматривающие определенной цели взимания, называются немаркированными (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость). Основную роль, как правило, играют нецелевые налоги, соответствующие налоговые доходы поступают в бюджет. При этом доходная часть бюджета выступает как единый фонд средств, обеспечивающий реализацию его расходных статей. (48, с.13)
Различают налоги и по источнику уплаты: с выручки – акцизы; включаемые в себестоимость – ресурсные платежи, транспортный налог; относимые на прибыль до налогообложения – налог на прибыль организаций; относимые на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия – налог на игорный бизнес; удерживаемые из доходов работника – налог на доходы физических лиц. (26, с.25)
Важное значение для формирования бюджетной системы государства имеет группировка налогов по принадлежности к звеньям бюджетной системы. В данном случае они подразделяются на закрепленные и регулирующие. К закрепленным относятся налоги, которые на постоянной основе законодательно закреплены за бюджетами соответствующего уровня, например, местные налоги, которые на постоянной основе закреплены за местными бюджетами (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Регулирующие налоги – налоги, доходы от поступления которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе (налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц). (46, с. 48)
Итак, мы видим, что классификационные признаки налогов весьма разнообразны и что их роль в формировании доходной части федерального, региональных и местных бюджетов страны очень велика. Однако следует также отметить, что любое разбиение налогов на определенные группы носит только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по своей природе всегда оказывают комплексное воздействие на всю совокупность экономических отношений. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую – либо группу экономических показателей.