Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:27, дипломная работа
Целью данной работы является исследование организации учёта обложения НДС на примере общества с ограниченной ответственностью «Торгово-финансовой компании «Дакар» (в дальнейшем – ООО «ТФК «Дакар»).
Для того чтобы добиться поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить мнения различных авторов по данной теме;
– дать организационную характеристику предприятия;
– изучить организацию учёта и экономического анализа;
– провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;
Введение………………………………………………………………….4
1. Обзор литературы………………………………………………………...6
2. Общая характеристика ООО «ТФК «Дакар»………………………….21
2.1. Организационная характеристика предприятия…………………..21
2.2. Организация учёта и экономического анализа…………………….22
2.3. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………………..25
3. Учёт налога на добавленную стоимость………………………………49
3.1. Общие правила организации учёта НДС в ООО «ТФК «Дакар»………………………………………………………………………….49
3.2. Организация бухгалтерского учёта НДС при приобретении товаров в ООО «ТФК «Дакар»………………………………………………...51
3.3. Организация бухгалтерского учёта НДС при осуществлении внешнеэкономических операций ………………………………………...58
3.4. Организация бухгалтерского учёта НДС при реализации товаров на территории РФ………………………………………………………….59
3.5. Порядок заполнения декларации по НДС ООО «ТФК «Дакар»..64
3.6. Пути совершенствования организации учёта НДС в ООО «ТФК «Дакар»……………………………………………………………………..65
Выводы и предложения……………………………………………………68
Библиографический список……………………………………………….73
В России после введения НДС в 1992 г. его ставка первоначально составляла 28% практически на все товары и услуги. Она была значительно выше, чем в других странах (Австрия — 20%, Англия — 15%, Германия - 14%, Франция - 18,6%, Дания - 22%, Швеция - 23,5%).
В 1993г. ставки НДС в России были понижены: по некоторым продовольственным товарам и товарам для детей — до 10%, по остальным товарам и услугам — до 20%. И только с 2004 г. ставка НДС снизилась до 18%. Наблюдается тенденция к дальнейшему уменьшению ставки НДС. В некоторых случаях товары вообще освобождаются от НДС.
В настоящее время Европейский союз до конца 2010 года позволит странам-участницам, которые присоединились к ЕС в 2004 году, в том числе Кипру и Мальте, сохранить более низкие ставки НДС на некоторые товары и услуги.
Новая директива, на дополнительный период до 31 декабря 2010 года, позволит следующее:
– Чешская Республика сможет применять сниженную ставку НДС - 5% - на строительные работы для жилых домов;
– Кипр сможет применять нулевую ставку НДС на поставку лекарственных препаратов и большинства продуктов питания и сниженную ставку 5% на ресторанные услуги;
– Мальта сможет применять нулевую ставку НДС на поставку лекарственных препаратов и продуктов питания;
– Польша сможет применять нулевую ставку НДС на поставки некоторых книг и специализированных периодических изданий, сниженную ставку 7% на ресторанные услуги, строительство, ремонт и переоборудование жилья, а также поставку новых жилых домов, а также «приоритетную» сниженную ставку в размере 3% на поставку большинства продуктов питания;
– Словения сможет применять сниженную ставку 8,5% на производство продуктов питания и 5% - на строительство, реконструкцию и ремонт жилья.
Обращаясь к истории возникновения НДС, можно отметить, что одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию.
Окунева Л.П. [10] считает, что это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка.
По мнению Золотарева А. [1], в течение 1970-х годов Великобритания и Ирландия пожелали вступить в Европейское Сообщество, обязательным условием для чего было введение НДС. Помимо этого правительства указанных стран к этому моменту осознали недостатки существовавшей там системы косвенного налогообложения с опорой на узкую базу алкогольных напитков, табачных изделий и углеводородов. Оба этих государства вместе с Австрией присоединились к странам, применяющих НДС, в 1972-73 гг.
В 1980-х годах Греция, Португалия и Испания начали взимать НДС как обязательное условие для принятия в члены ЕС, а правительства Канады, Японии, Новой Зеландии и Турции пришли к НДС в результате длительных дискуссий по этому вопросу [7].
Поскольку большинство государств, взимающих налог на добавленную стоимость, ввели НДС в качестве альтернативы различным налогам с продаж, можно сформулировать несколько основных причин, по которым дилемма налоги с продаж - НДС решалась именно в пользу последнего:
– в большинстве государств налог на добавленную стоимость вводился в качестве замены налогов с оптовых продаж или каскадных налогов с оборота, экономический эффект которых имел произвольный характер, либо стимулировал вертикальную интеграцию производства. Применение НДС позволяет сделать налоги на потребление более нейтральными по отношению к ценам, эффективности производства и потребления, потребительскому выбору. При системе НДС налогообложению подвергается потребление домашних хозяйств, но не покупки предприятий и организаций (кроме конечного непроизводственного потребления).
– налог на добавленную стоимость имеет более широкую базу обложения, т.к. им облагаются не только розничные продажи, но и все не-производственные покупки предприятий, в которых предприятия выступают конечными потребителями, в т.ч. работы, выполненные самим предприятием для собственных нужд. Налогом облагаются также покупки предприятий всех сфер деятельности, освобожденных от уплаты налога (но не имеющих нулевой ставки).
– налога на добавленную стоимость позволяет сократить налоговые искажения в ценах международной торговли через принципы территориальности, т.е. позволяет выровнять либо цены потребителей, либо цены производителей.
– взимание НДС по наиболее распространенному в мире методу — методу начислений с использованием счетов-фактур - легче администрируется и позволяет более эффективно бороться с уклонением от уплаты налога, т.к. подобная система обеспечивает распределение общего объема налоговых обязательств для каждого товара (услуги) между несколькими плательщиками - участниками производственно-коммерческого цикла.
– по причине того, что техника взимания НДС обеспечивает сбор налога на всех стадиях производства, при некотором усложнении техники налогообложения увеличивается устойчивость величины поступлений налога относительно конъюнктурных колебаний динамики оборота розничной торговли.
Перечисленные аргументы не являются аргументами в пользу введения именно налога на добавленную стоимость, а скорее, обосновывают отказ от взимавшихся в то время различных видов налогов с продаж.
При определении величины НДС в качестве налогооблагаемой базы выступает добавленная стоимость, получаемая как разность между товарной продукцией и стоимостью материальных ценностей, затраченных на ее производство. В этом случае налогооблагаемая база теоретически создает возможность трех различных методов исчисления НДС (при одной и той же ее ставке). Два из них предполагают исчисление НДС по предварительно установленной величине добавленной стоимости или ее отдельных элементов. К этим методам относятся:
– прямой метод - НДС исчисляется в виде доли (в %) от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;
– аддитивный метод. В этом случае расчет НДС делится на два эта-па: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.) и затем полученные величины складываются. Из-за сложности расчетов эти методы на практике используются крайне редко;
– в большинстве стран применяется третий метод исчисления НДС, имеющий различные названия - метод зачета, косвенный метод вычитания, метод возмещения. Суть его в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг [6].
По мнению Перова А.В. и Толкушкина А.В. [24], с момента своего возникновения государственные доходы претерпели значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времён, а развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относятся государственный кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его продажи.
Современные бюджетные системы включают бюджеты централизованного правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются главным образом за счёт налогов. До XX. в структуре государственных доходов доминировали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с наследств и дарений и др.
До начала 1980-х гг. отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объёме совокупного общественного продута и национального дохода. Если накануне Первой мировой войны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х гг. – уже 40 – 50%. Основная форма мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающихся стран – косвенные налоги. По мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообложения товаров местного производства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна до-ля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах – экспортёрах сырья. В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных поступлений. Наряду с усилением косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы.
Большая часть государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, НДС, акцизы, таможенные пошлины.
Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счёт налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в РФ – унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.
Доля национального дохода перераспределяемого через налогов и сборов, зависит от задач и функций государства. На общий размер налоговых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют такие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности [5].
Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:
– пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;
– создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;
– присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.
Доля НДС в доходах бюджета значительно возросла. Это является положительным моментом, так как косвенное налогообложение имеет, прежде всего, фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. Однако на нынешнем этапе развития экономики РФ НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги:
– от уплаты НДС труднее уклониться налогоплательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль, вследствие этого даже стали реже случаи финансовых нарушений;
– процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру;
– НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель [28].