Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 12:41, курсовая работа
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
По дебету учитывают перечисление задолженности органам социального страхования, а также начисления суммы выплат по листкам нетрудоспособности и прочие платежи, предусмотренные законодательством за счёт средств социального страхования.
Расчеты по социальному страхованию отражают на счетах следующим образом.
1. Начислены взносы на заработную плату органом социального страхования:
Дебет счетов и субсчетов по учёту производственных затрат (20-1, 20-2, 20-3, 23 и др.);
Кредит счёта 69, субсчёта «Расчёты по социальному страхованию».
2. Перечислена задолженность по социальному страхованию:
Дебет счёта 69, субсчета «Расчёты по социальному страхованию»;
Кредит счёта 51 «Расчётные счета».
3. Начислены пособия и выплаты за счёт средств социального страхования:
Дебет счёта 69 , субсчета «Расчёты по социальному страхованию»;
Кредит счёта 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда».
Предприятия за счёт средств пенсионного фонда производят выплаты пенсий работающим пенсионерам, пособий по уходу за ребёнком до достижения им установленного возраста, другие выплаты, предусмотренные Положением о пенсионном фонде.
Учёт расчетов по платежам и выплатам за счёт пенсионного фонда ведётся на субсчёте «Расчёты по пенсионному обеспечению» счёта 69. По кредиту данного субсчёта отражаются суммы начисленных платежей в пенсионный фонд в корреспонденции с дебетом счетов по учёту затрат на производство и других счетов, на которые отнесены суммы начисленной заработной платы (оплаты труда), а также суммы удержании из заработной платы (оплаты труда) - 1% в корреспонденции с дебетом счёта 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда».
По дебету субсчёта отражают перечисления средств в пенсионный фонд в корреспонденции с кредитом счёта 51 «Расчётный счёт», а также использование средств пенсионного фонда при начислениях пенсий работающим пенсионерам, пособий женщинам на детей и других выплат в корреспонденции с кредитом счёта 70 «Расчёта с персоналом по оплате труда» либо счёта 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям».
Порядок учёта на субсчёте «Расчёты по обязательному медицинскому страхованию» счета 69 в основном такой же, как и на субсчете «Расчёты по социальному страхованию» счёта 69.
С целью правильного исчисления налога на добавленную стоимость организации (юридическому лицу) или индивидуальному предпринимателю необходимо последовательно ответить на следующие вопросы:
Статья 143 НК РФ в состав налогоплательщиков не включает лишь физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Статья 2 ГК РФ к предпринимательской относит самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 3 ГК РФ к сделкам индивидуальных предпринимателей, не зарегистрированных в установленном порядке, судом могут быть применены правила ГК РФ об обязательствах, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В ст. 11 НК РФ такая четкость в понятии об индивидуальном предпринимателе отсутствует. С одной стороны, индивидуальным предпринимателем признаны лишь физические лица, зарегистрированные в этом качестве, с другой стороны, установлено, что не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями, т.е. в НК РФ прямо не утверждается, что последние признаются индивидуальными предпринимателями - плательщиками НДС.
В объект налогообложения не включены операции, относящиеся к денежному обращению. Это связано с тем, что добавленная стоимость создается в процессе производства, а не в процессе денежного обращения.
К примеру, получаемые суммы авансированных платежей (предварительной оплаты) под предстоящие поставки товаров (работ, услуг), кредитов и займов не являются объектами налогообложения. Они не могут быть включены в объекта налогообложения, в противном случае организациям и индивидуальным предпринимателям, перечислившим суммы авансовых платежей, кредитов и займов, необходимо предоставить право на налоговые вычеты, т.е. обеспечить зеркальное отражение сумм НДС: у получателя денег отражать начисление налога, а у перечисливших лиц - налоговый вычет на такую же сумму. В итоге усложнения расчета налога государственный бюджет дополнительных доходов не получит.
Если нет объекта налогообложения, то нет и налоговой базы.
Разночтения имеет положение ст. 162 НК РФ согласно которому, налоговая база, исчисленная в соответствии со статьями 153-158 Кодекса, определяется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Ранее мы уже отметили, что если отсутствует объект налогообложения, то отсутствует и его характеристика, т.е. отсутствует налоговая база, поэтому поступившие суммы авансовых платежей при отсутствии операции реализации товара (работ, услуг) не могут быть включены в налоговую базу.
Попробуем дополнительно обосновать свою позицию следующим образом.
Цифровые обозначения статей 153-158 в ст. 162 НК РФ заменим их кратким содержанием. В этом случае начало п. 1 ст. 163 примет следующий вид: «Налоговая база, исчисленная по реализованным (отгруженным, переданным) товарам (работам, услугам) определяется с учетом авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг». В этом виде ст. 162 не будет противоречить положениям статей 153 и 146 НК РФ в контексте с положениями статей 39 и 53 этого же кодекса. К примеру, если сумма авансового платежа поступила в январе 2004 года, а товар изготовлен и отгружен (передан в собственность покупателя) в марте 2004 года, то объект налогообложения и налоговая база (при учетной политике «оплате») появляется в марте, т.е. в этом месяце налогоплательщик обязан операцию по реализации товара оценить в рублях (дать стоимостную характеристику). В связи с тем, что перед словом «полученных» отсутствует слово «ранее», некоторые налоговые органы предложат обложить налогом не операцию по реализации отвара (в марте), а операцию, связанную с денежным обращением (в январе).
В этом случае налогоплательщик имеет право применить п.7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актив законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В суде налогоплательщик имеет возможность отстаивать свою позицию, приведя следующие дополнительные доводы:
1.Название налога указывает, что налогом облагается добавленная стоимость, а в поступивших суммах авансовых платежей отсутствует добавленная стоимость, они в основном перечисляются за счет средств оставшихся в распоряжении заказчика (покупателя) после уплаты НДС.
2.Налогообложение авансовых платежей при отсутствии операций по реализации товаров (работ, услуг) необоснованно увеличивает текущие платежи в бюджет, ухудшает финансовое положение налогоплательщика, сужает налоговую базу будущих периодов.
3.Если бы законодатель пожелал обложить налогом на добавленную стоимость, отсутствующую в суммах авансовых платежей добавленной стоимости, то в состав объектов налогообложения были бы включены суммы авансовых платежей под предстоящую поставку (реализацию) товаров (работ, услуг).
Право на освобождение от налогообложения, налоговые ставки и налоговые вычеты установлены в статьях 149, 150, 171, 172 НК РФ. Применение норм этих статей в основном не вызывает затруднений, но в тексте НК РФ есть следующие недоработки.
В соответствии с п.5 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные или в бюджет сумм авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Если суммы авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) не включены в объект налогообложения и не обложены налогом, то положения этого пункта применимы лишь к авансовым платежам, обложенным НДС до 1 января 2001 г. В то же время возникает вопрос, подлежат ли вычету суммы налогов, начисленные на суммы авансовых платежей, поступивших до 1 января 2001 года, и не уплаченные в бюджет из-за тяжелого финансового положения налогоплательщика? Положения этого пункта ст.171 НК РФ противоречат требованиям статей 309, 314 и главы 20 ГК РФ, а также условиям заключенных договоров, поэтому ущемляют законные права налогоплательщика, что позволяет ему обращаться в суд за защитой этих прав.
Ущемление прав налогоплательщиков в ст.171 НК РФ произошло по той причине что разработчики и законодатели не увидели разницы между исчисленным (отраженным) в налоговой декларации и уплаченным в бюджет налогам, между налоговым вычетом и возвратом налога из бюджета (возмещением из бюджета). К примеру, налогоплательщик добровольно исчислил НДС с суммы аванса, поступившей 26 января 2004 г. По условиям договора поставка товаров должна производится в пятидневный срок со дня поступления авансовых платежей, в противном случае договор считается расторгнутым 1 февраля 2004 года, а авансовый платеж подлежит возврату не позднее 2 февраля 2004 г. Если все поступившие авансовые платежи подлежат налогообложению, то с возвращенной суммы аванса в январе будет начислен НДС и перечислен в бюджет в срок до 20 февраля, а вычет НДС будет произведен лишь 19-2- марта 2004 г., т.е. 16,67% авансовых платежей будут возвращены покупателю или заказчику с опозданием на 36-37 дней. С целью избежание санкций со стороны покупателя или заказчика, налогоплательщик в этом случае вынужден отвлекать оборотные средства из производственного процесса, что равнозначно предоставлению беспроцентного кредита государству на безвозмездной основе, сужению налоговой базы будущих периодов.
В современной России перечень льгот подвержен частым неупорядоченным изменениям. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что для решения социальных проблем необходим стабильный перечень льгот, в которую разрешено вносить изменения только с начала календарного года.
Трактовка баз обложения НДС, содержащаяся в законе, совершенно не совпадает с методическими положениями, которыми руководствуется бухгалтерская практика в России. В отечественных бухгалтерский регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости и, следовательно, достоверно определить налогооблагаемый оборот, практически невозможно.
В новой редакции Инструкции №39, также как и в законе о НДС, облагаемым оборотом, называется стоимость, которая в бухгалтерском учете не определяется. Более того, в орбиту налогообложения вовлечены суммы, не имеющие отношение к добавленной стоимости. Тем самым новая редакция инструктивных рекомендаций по исчислению и уплате НДС в бюджет сохранила ориентацию ранее действующих положений на совместный и всеобъемлющий охват результатов товарообменных операций.
Главной причиной следует считать некогда существовавшую государственную политику поддержания ценового постоянства. НДС, введенный с 1 января 1992г., был призван препятствовать необоснованному завышению цен. Прямое назначение - содействовать поддержанию пропорциональности и эквивалентности товарного обмена - в то время не принималось во внимание.
В результате отрыва цен от сложившегося уровня издержек производства и обращения, составлявшего тогда от 1000 до 3000 пунктов, при постоянном снижении объемов производства в натуральном выражении НДС полностью утратил связь с действительным процессом возрастания стоимости. Само название налога в настоящее время противоречит практике определения налогооблагаемой базы и суммы налога. НДС продолжает оставаться «ценовой надбавкой». Вся сумма прироста цен за счет НДС перекладывается на конечного потребителя.
С позиции техники взимания НДС полностью дублирует налог на прибыль. Оба эти налога имеют исходную базу обложения - выручку от производства продукции (работ, услуг), т.е. один источник финансовых результатов предприятий облагается дважды. Решение этой проблемы требует кардинальных мер - изменения методики исчисления НДС или упразднения налога на прибыль.
У меня, также сложилось мнение о том, что для лучшей организации расчетов налогоплательщика с бюджетом следовало бы разработать более подробные методические указания о порядке ведения раздельного учета, так как отсутствие подобных указаний в нормативных документах вынуждает бухгалтера решать эту проблему самостоятельно и порождает спорные ситуации между бухгалтером и налоговым инспектором.
Информация о работе Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам и их аудит