Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:22, реферат
Стоимость основных средств часто составляет существенную часть общей стоимости имущества организации, а ввиду долгосрочного их использования в деятельности организации основные средства в течение длительного периода времени оказывают влияние на финансовые результаты деятельности. Из этих соображений вопросы о порядке бухгалтерского учета поступления, основных средств, порядке отражения их выбытия, и т.п. представляются весьма существенными. Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранность всех средств хозяйства за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости продукции.
По недостающим или полностью
испорченным основным средствам
их остаточная стоимость (первоначальная
стоимость за минусом суммы начисленной
амортизации) приводится по дебету счета
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
и кредиту счета 01 «Основные средства».
При взыскании с виновных лиц
стоимости недостающих
По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы разница, учтенная на счете 98 «Доходы будущих периодов», списывается в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачи ценностей, выявленные в отчетном году, но относящиеся к прошлым отчетным периодам, признанные материально ответственными лицами или на которые имеются решения суда о взыскании с виновных лиц, отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Одновременно на эти суммы дебетуется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба») и кредитуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По мере погашения задолженности кредитуется счет 91 «Прочие доходы и расходы» и дебетуется счет 98 «Доходы будущих периодов».
При выбытии объекта основных средств, независимо от его вида, образуется финансовый результат. Как правило — убыток, но не исключается и прибыль, если объект основных средств продан по цене выше его остаточной стоимости, увеличенной на суммы расходов и налоговых платежей, непосредственно относящихся к продаже (включая расходы на демонтаж). Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации и др.) к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации за срок полезного использования данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации.
Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, являются прочими доходами и расходами. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств», или счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». В дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» относятся также расходы, связанные с выбытием и списанием основных средств, в корреспонденции со счетами учета затрат. Расходы, связанные с выбытием основных средств, могут предварительно аккумулироваться иа счете учета затрат вспомогательного производства.
Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, являются прочими доходами и расходами и находят отражение по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств. Поступления, связанные с возмещением причиненных организации убытков, отражаются в корреспонденции со счетами учета расчетов. В качестве прочих доходов и расходов отражается также сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта основных средств по цене возможного использования.
Финансовый результат от любого вида выбытия основных средств определяется как сальдо прочих доходов и расходов, отраженное на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Глава III. Аудит и анализ учета основных средств на примере ООО «КОПИ»
3.1. Программа аудиторской проверки основных средств
Аудит основных средств – ответственная
часть аудиторской проверки финансово-хозяйственной
деятельности хозяйствующего субъекта.
Его целью является установление
соответствия применяемой на предприятии
методики учета основных средств, отражаемой
в приказе руководителя «Учетная
политика», нормативным и законодательным
Программа аудиторской проверки может включать в себя следующие этапы:
· оценка наличия основных средств и эффективности их сохранности;
· оценка состояния аналитического и синтетического учета собственных и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;
· проверка соблюдения налогового законодательства по , связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств у юридических и физических лиц;
· проверка правильности начисления амортизации;
· проверка результатов переоценки инвентарных объектов основных средств;
· проверка действующего учета затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственных способах ремонтных работ;
· проверка учета капитальных вложений;
· проверка обоснованности произведенных затрат на ремонт основных средств и правильности отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета;
· оценка эффективности использования основных средств в случаях, если это предусмотрено условием договора возмездного оказания аудиторских услуг.
В ходе аудита сохранности, учета и использования основных средств независимый аудитор проверяет:
· наличие эффективного контроля за наличием и сохранностью основных средств;
· правильность отнесения предметов к инвентарным объектам основных средств, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
· правильность оценки основных средств в учете;
· правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
· правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;
· правильность и эффективность использования основных средств;
· правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
С учетом поставленных задач, аудитор проверяет:
1) Обеспечение сохранности основных средств на хозяйствующем субъекте, наличие приказа руководителя предприятия о материально ответственных лицах, отвечающих за сохранность инвентарных объектов основных средств. Наличие письменных договоров о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с требованиями положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, утвержденного ВС СССР 13 июня 1976 г. № 4204 – IX;
2) соответствие должностей
3) условия материально
4) наличие пожарно-охранной
5) организацию и порядок вывоза
материальных ценностей с
6) наличие приказа руководителя
о постоянно действующей
7) наличие актов инвентаризации
и выборочных проверок
В соответствии с Законом об аудиторской деятельности в Российской федерации аудитор имеет право проводить выборочную или сплошную проверку фактического наличия материальных ценностей. В ходе такой проверки, как правило, проверяется наличие инвентарных номеров на инвентарных объектах основных средств. В организации ООО «Копи» проводится выборочная проверка материальных ценностей.
Для проведения независимой аудиторской
проверки инвентарных объектов основных
средств аудитору необходима инвентаризационная
опись на дату проведения аудита. В нее
должны быть включены объекты основных
средств, находящихся в головном предприятии
и в распоряжении всех обособленных структурных
подразделений, филиалов, представительств.
· наименование объекта;
· дата приобретения;
· краткая характеристика объекта;
· балансовая стоимость;
· норма амортизации;
· срок службы;
· сумма начисленной амортизации.
По принадлежности объекты основных средств подразделяются на собственные и арендованные.
По характеру участи я в производственном процессе различают действующие и бездействующие (находящихся в запасе или на консервации) основные средства.
По назначению различают производственные и непроизводственные основные средства.
В ходе аудиторской проверки состава, структуры и стоимости основных средств аудитору необходима так же информация о переоценке объектов основных средств, а так же сведения об арендованных и собственных объектах.
Аудитор, проверяя первичные бухгалтерские документы, отражающие поступления основных средств, - коммерческие (хозяйственные) договоры, акты приемки, накладные, счета-фактуры, технические паспорта, уточняющие записи характеристик инвентарных объектов в индивидуальных карточках по учету основных средств, должен определить правильность разделения основных средств по:
· классификации в соответствии с требованиями нормативных документов, так как неправильное их разделение может привести к ошибкам при начислении износа и , как следствие, к ошибкам при отнесении затрат в себестоимости продукции ( работ, услуг);
· принадлежности: собственные и арендованные, так как неправильное их разделение может привести к ошибочным расчетам арендной платы или начислению износа;
· характеру участия в производстве, так как их неправильное разделение может привести к неправильному начислению амортизации (например, на основные средства, находящиеся в запасе или на консервации амортизация не начисляется);
· назначению, так как неправильное их разделение может привести к неверному начислению амортизации 9на активную часть производственных основных средств может начисляться ускоренная амортизация). Кроме того, неправильная классификация основных средств и разделение их по назначению и классам может привести к неверному отражению в учете результатов переоценки и соответственно повлиять на правильность отнесения предметов к основным средствам.
Учет движения основных средств на предприятии должен оформляться документами унифицированных форм. Порядок оформления этих документов подробно изложен в Положении по бухгалтерскому учету основных средств.
В ходе аудиторской проверки особое внимание необходимо обратить на источники поступления инвентарных объектов основных средств. И в зависимости от этого в бухгалтерском учете предприятия должны быть те или иные первичные бухгалтерские документы, подтверждающие законность их поступления.
Например, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень, где указывают первоначальную стоимость, износ и цену соглашения, по которым их относят в счет взноса в уставный капитал. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты.
При приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанной первоначальной стоимостью, износа и цены приобретения.
При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, набор офисной мебели или вычислительная техника) в инвентарной карточке учета основных средств должен быть обязательно расшифровка предметов, входящих в комплект.
При приобретении объектов основных средств за иностранную валюту аудитор должен пересчитать первоначальную стоимость объекта по соответствующему курсу в рублях на момент приобретения права собственности.
Особое внимание при аудите поступления объектов основных средств аудитор вынужден уделять объектам, принятых в эксплуатацию на условиях текущей и долгосрочной аренды.
При выбытии объектов основных средств особое внимание аудитор должен уделить причинам выбытия, так как в зависимости от них методы аудиторской проверки строго дифференцируются.
Например, при продаже объектов основных средств устанавливается рыночная стоимость, которая (как правило) не должна быть ниже балансовой.
В случае реализации основных средств ниже рыночной стоимости должна быть соответственно увеличена налогооблагаемая прибыль.