Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:22, реферат
Стоимость основных средств часто составляет существенную часть общей стоимости имущества организации, а ввиду долгосрочного их использования в деятельности организации основные средства в течение длительного периода времени оказывают влияние на финансовые результаты деятельности. Из этих соображений вопросы о порядке бухгалтерского учета поступления, основных средств, порядке отражения их выбытия, и т.п. представляются весьма существенными. Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранность всех средств хозяйства за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости продукции.
Фактическая производственная цеховая себестоимость выполненных и сданных ремонтов относится в себестоимость продуктов труда по соответствующим статьям полной или сокращенной калькуляции готовых к продаже или проданных продуктов труда по одному из трех вариантов, разрешенных отраслевыми нормативными документами по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции, работ и услуг:
· по мере формирования фактических ремонтных затрат в отчетном периоде, в котором они сформированы;
· по принципу резервирования затрат, при котором ежемесячно (независимо от фактического выполнения ремонтов) создается резерв предстоящих ремонтных расходов в размере 1/12 годовой суммы плановых ассигнований собственных средств на выполнение ремонтов основных средств. Эта сумма включается в затраты на виды основной деятельности и затем в себестоимость продуктов труда. Стоимость законченных и сданных ремонтных работ финансируется из средств накопленного резерва. Дополнительными или сторнировочными бухгалтерскими проводками за декабрь сумма резерва корректируется так, чтобы его сальдо на конец отчетного года равнялось пулю. По отдельному внутрихозяйственному заказу-наряду на средний и капитальный ремонты к концу отчетного года может образоваться дебетовое сальдо резерва ремонтных затрат, тогда как ремонт не закончен и будет продолжен в следующем отчетном году. В этом случае сумма дебетового сальдо (превышения фактической суммы ремонтных затрат над зарезервированной суммой) резерва ремонтных затрат относится на расходы будущих периодов с последующим их отнесением на затраты по внутригодовым отчетным периодам равномерно по числу месяцев, оставшихся до завершения капитального ремонта;
· по принципу отложенных в признании затрат — ремонтные затраты, не признанные в бухгалтерском учете расходами периода, в котором они сформированы, но станут ими в будущих отчетных периодах, когда ремонтные работы будут полностью использованы. Рассматриваемый принцип широко используется предприятиями с относительно небольшим и в известной мере изношенным, почти не обновляемым парком оборудования, машин, транспортных средств и других объектов основных средств. При таком парке основных средств равномерный в течение отчетного года вывод объектов в ремонт, в первую очередь капитальный, практически невозможен. В отчетном периоде образуется резкий рост затрат на производство, не компенсируемых доходами отчетного периода (нарушается принцип соотношения затрат с доходами). Поэтому правомерно признание фактических ремонтных затрат в составе расходов будущих периодов. Порядок списания расходов будущих периодов (отложенных затрат) в затраты текущего отчетного периода на виды основной деятельности регламентируется учетной политикой организации (профессиональным мнением бухгалтера).
Затраты, производимые при ремонте
объекта основных средств, отражаются
на основании соответствующих
Затраты на ремонт объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
В целях организации контроля за своевременным получением объектов основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу «Основные средства в ремонте». При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки.
В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты па производство (расходы на продажу) отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных). Для принятия решения об образовании резерва расходов на ремонт основных средств используются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений, как, например, дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ); данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств; сметы на проведение ремонтов; нормативы и данные о сроках проведения ремонтов; итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.
При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта.
В бухгалтерском учете
По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты, связанные с их проведением, независимо от способа их выполнения
(хозяйственного или с
При инвентаризации резерва расходов
на ремонт основных средств излишне
зарезервированные суммы в
В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам основных средств с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств, образованного в отчетном году, допускается не сторнировать. По окончании указанных ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается по дебету счета учета резервов предстоящих доходов и расходов в корреспонденции с кредитом счета прибылей и убытков в качестве внереализационных доходов.
Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты по модернизации, осуществляемой во время ремонта, выплняемого с периодичностью более 12 месяцев) объекта основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений. Затраты па восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.
Если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта основных средств (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.), то затраты на модернизацию и реконструкцию такого объекта после их окончания увеличивают его первоначальную стоимость. В технические паспорта и другие подобные документы необходимо внести соответствующие изменения данных. Прием законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств оформляется соответствующим актом.
2.4. Общие вопросы перемещения и выбытия основных средств
Объекты основных средств, выбывшие из имущества организации по различным причинам или утратившие пригодность к извлечению экономической выгоды (даже если они находятся в рабочем состоянии), подлежат списанию с бухгалтерского учета. Выбытие основных средств имеет место в следующих случаях:
· полный физический износ (ветхое состояние), исключающий технически безопасную возможность продолжения эксплуатации актива;
· моральный износ;
· продажа излишних и ненужных объектов юридическим и физическим лицам, в том числе по договорам мены имущества, договорам залога (если залогодатель не в состоянии погасить долг по полученной ссуде под залог имущества в соответствии с договором залога имущества), в связи с банкротством организации и т. д.;
· продажа отдельных объектов основных средств или объектов основных средств в составе имущественного комплекса (предприятия) или его части, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки; , .,
· ликвидация (гибель, порча, при которой актив не подлежит восстановлению) вследствие различных аварий, наводнений, пожаров и других стихийных бедствий;
· передача в качестве имущественного вклада (первоначального и последующих) в уставный (складочный) капитал других организаций;
· передача по договору дарения и иным безвозмездным основаниям;
· частичная ликвидация при реконструкции и модернизации;
· продажа арендодателем объектов основных средств, сданных в текущую аренду на условиях их выкупа арендатором после окончания срока аренды;
· передача основных средств в общее имущество по договору совместной деятельности в форме простого товарищества товарищу, ведущему общие дела товарищества;
· изъятие основных средств по решению судебных органов путем ареста, конфискации, выемки, национализации, реквизиции и т. п. (ст. 235, 237, 243 ГК РФ);
· выбраковка животных из основного стада;
· хищения, недостача активов;
· другие причины.
Решение о списании основного средства
принимает организация —
Для подготовки управленческого решения о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления и, следовательно, о списании его с бухгалтерского учета с оформлением документации на выбытие актива приказом руководителя организации создается комиссия. В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества. В приказе о создании комиссии ставятся задачи и определяются рабочие процедуры, которые предстоит выполнить членам комиссии: обосновать непригодность актива к дальнейшей эксплуатации, определить наличие и вес цветных идрагоценных металлов, находящихся в разбираемом инвентарном объекте, установить наличие годных запасных частей, строительных конструкций, металлического лома, строительных материалов, оформить пакет документации и т. п.
В компетенцию комиссии входит:
· осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;
· установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации,
· длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);
· выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
· возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных идрагоценных металлов, определением их количества, веса;
· составление акта на списание объекта основных средств. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте па списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.
Когда основные средства списываются вследствие аварии, к акту прилагается копия акта об аварии. В самом акте на списание объекта основных средств указываются причины, вызвавшие аварию, и виновные лица.
Если объект основных средств, пострадавший в результате чрезвычайных обстоятельств, был застрахован, то суммы страхового возмещения, полученные организацией, относятся к прочим доходам.
В случае частичной ликвидации основного средства при выполнении работ по реконструкции и модернизации (например, ликвидации отдельных частей зданий и сооружений, разборка которых не препятствует эксплуатации объектов в обычном режиме) организацией списывается часть остаточной стоимости такого объекта. При этом первоначально списывается часть начисленной амортизации, приходящейся на стоимость ликвидированной части объекта основных средств в экспертной оценке.
Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов.