Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
рассмотрим экономическое значение учетной политики и сравним национальную практику учета с международной;
раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
проанализируем организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая природа и некоторые проблемы в формировании учетной политики 5
1.1 Роль и значение учетной политики в хозяйственной деятельности 5
1.2 Проблемы, возникающие при формировании учетной политики 7
1.3 Учетная политика в соответствии с МСФО 9
2 Учетная политика в целях бухгалтерского учета и ее состав в текущей практике учета 16
2.1 Нормативная и законодательная база по созданию учетной политики 16
2.2 Структура учетной политики в целях бухгалтерского учета 19
2.2.1 Организационно-технические аспекты 20
2.2.1.1 Рабочий план счетов 21
2.2.1.2 Формы первичных учетных документов 22
2.2.1.3 Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 24
2.2.1.4 Правила документооборота и технологии обработки информации 26
2.2.1.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями 28
2.2.2 Методологические аспекты учетной политики 29
2.2.2.1 Учет основных средств 29
2.2.2.2 Учет нематериальных активов 38
2.2.2.3 Учет материально-производственных запасов 43
2.2.2.4 Учет готовой продукции и товаров 53
2.2.2.5 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 56
2.2.2.6 Учет займов и кредитов 64
2.2.2.7 Учет создания и формирования резервов 66
2.3 Учетная политика с целью налогообложения 73
3 Типовые практические ситуации 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсач начало!.docx

— 232.79 Кб (Скачать файл)

На начало месяца остаток краски составлял 100 банок по цене 35-00 рублей за банку.

Остаток на начало месяца составляет: 100 х 35-00 = 3 500 рублей

В течение месяца поступило:

1 партия: 120 банок по цене 40-00 рублей  за банку;

2 партия: 80 банок по цене 45-00 рублей  за банку;

3 партия: 100 банок по цене 50-00 рублей  за банку.

Согласно учетной политики, для  списания материалов применяется метод  ФИФО.  За месяц в производство списано 270 банок краски, остаток на конец месяца составляет 130 банок.

Общая стоимость поступившей краски составляет:

120 х 40-00 + 80 х 45-00 + 100 х 50-00 = 13 400-00 рублей

Всего списано 270 банок краски, причем сначала полностью списывается остаток на начало месяца (100 банок), затем списывается первая партия (120 банок). Так как общее количество больше, то оставшееся количество списывается из второй партии 270 – (100 + 120) = 50 банок

Стоимость списанной краски составляет:

100 х 35-00 + 120 х 40-00 + 50 х 45-00 = 10 550-00 рублей

Средняя себестоимость одной банки  списанной краски составляет:

10 550-00 / 270 = 39-07 рублей

Стоимость остатка краски составляет:

(3 500-00 + 13 400-00) – 10 550-00 = 6 350-00 рублей 

При данном варианте необходимо точно  определить, материалы из каких партий составляют остаток на конец месяца, так как в следующем месяце они будут списываться первыми.

Остаток составляют:

Из второй партии: 80 – 50 = 30 банок  на сумму 30 х 45-00 = 1 350-00 рублей;

Третья партия остается на конец  месяца полностью: 100 х 50-00 = 5 000-00 рублей.

 

Пример 8

Организация отремонтировала административный корпус хозяйственным способом. Ремонт здания осуществлен силами специального подразделения. Затраты на ремонт составили:

1) стоимость израсходованных материалов - 30 000 руб.;

2) заработная плата работников ремонтного подразделения - 25 000 руб.;

3) отчисления в страховые фонды - 7600 руб.;

4) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 100 руб.;

5) амортизация основных средств ремонтного подразделения - 5000 руб.

В конце месяца на затраты вспомогательного производства отнесена часть общепроизводственных расходов (2500 руб.) и часть общехозяйственных  расходов (4000 руб.).

В соответствии с учетной политикой  затраты на ремонт основных средств  включаются в расходы по обычным  видам деятельности в том отчетном периоде, к которому они относятся. В течение месяца затраты на ремонт учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства".

В бухгалтерском учете будут  сделаны следующие записи:

№ п/п

Наименование хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичные документы

1

Списана стоимость израсходованных  на ремонт материалов

23

10

30000

Требование-накладная

2

Начислена заработная плата работникам ремонтного подразделения

23

70

25000

Личная карточка, коллективный договор,  № Т-49 "Расчетно-платежная ведомость"

3

Начислены  страховые  взносы и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

23

69

7600  (7500 + 100)

Свод по заработной плате, бухгалтерская справка расчет

4

Начислены амортизационные отчисления по основным средствам ремонтного подразделения

23

02

5000

бухгалтерская справка расчет

В конце месяца общепроизводственные и общехозяйственные расходы  распределены по видам производств  и соответствующая их доля включена в затраты на ремонт:

5

Списаны общепроизводственные расходы

23

25

2500

Бухгалтерская справка расчет

6

Списаны общехозяйственные расходы

23

26

4000

Бухгалтерская справка расчет

7

 Затраты на ремонт административного корпуса включены в расходы по обычным видам деятельности.

26

23

74  100 

Бухгалтерская справка расчет


 
Пример 9

По состоянию на 31 декабря 2011 г. на балансе ООО числятся 100 шт. мониторов. Фактическая себестоимость 1 шт. - 4000 руб., фактическая себестоимость  партии мониторов - 400 000 руб. (100 шт. x 4 000 руб./шт.). К концу года рыночная цена на мониторы этой марки снизилась  до 3500 руб. за штуку. Поэтому бухгалтер  в конце года создает резерв под  снижение стоимости материальных ценностей. Сумма резерва равна 50 000 руб. [(4000 руб. - 3500 руб.) x 100 шт.].

В бухгалтерском учете ООО производятся следующие записи:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы», Кредит 14 - 50 000 руб. - создан резерв под  снижение стоимости материальных ценностей,

Дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые  обязательства (активы)», Кредит 68 - 12 000 руб. - отражено постоянное налоговое  обязательство (50 000 руб. х 24%).

В балансе за 2003 г. товары будут  показаны по текущей рыночной стоимости - 150 000 руб. (1500 руб. x 100 шт.). Убыток в размере 50 000 руб. от снижения их стоимости следует  указать в отчете о прибылях и  убытках за 2003 г. в составе операционных расходов.

В течение 2004 г. по мере реализации товаров  бухгалтер восстанавливает сумму  резерва:

Дебет 62, Кредит 90 - 210 000 руб. - признана выручка от реализации товара,

Дебет 90, субсчет «НДС», Кредит 68, субсчет  «НДС» - 32 034 руб. - начислен НДС с выручки  от реализации товара,

Дебет 90, Кредит 41 - 200 000 руб. - списана  себестоимость проданного товара,

Дебет 14, Кредит 91, субсчет «Прочие  доходы» - 50 000 руб. - списана сумма  созданного резерва под снижение стоимости материальных ценностей,

Дебет 68, Кредит 99, субсчет «Постоянные  налоговые обязательства (активы)» - 12 000 руб. - отражен постоянный налоговый  актив (50 000 руб. х 24%).

 

Пример 10

Молочный завод в течение  февраля-апреля 2004 г. силами конструкторского бюро проводил разработку новой технологии производства йогуртов.

Затраты по созданию новой технологии составили:

- стоимость материально-производственных  запасов - 10 000 рублей;

- стоимость услуг сторонних  организаций - 60000 рублей;

- затраты на заработную плату  и другие выплаты работникам, непосредственно занятым при  выполнении работ, а также отчисления  на социальные нужды (в том  числе единый социальный налог) - 140000 рублей;

- специальное оборудование и  специальная оснастка при выполнении  ОКР не использовались;

- начислена амортизация объектов  основных средств, использованных  при выполнении работ, - 20000 рублей. Объекты нематериальных активов  не использовались;

- общехозяйственные расходы, непосредственно  связанные с выполнением данных  работ, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы"  и списанные на стоимость ОКР, - 40 000 руб. (в соответствии с учетной  политикой организации общехозяйственные  расходы подлежат ежемесячному  распределению);

- прочие расходы не осуществлялись. Расходы по проведению испытаний  осуществлены в пределах указанных  материальных затрат и затрат  по оплате труда и начислений  на нее. 

По окончании работ технология была опробована, необходимая техническая  документация и акт приемки работ  были подписаны 24 апреля 2004 г. Фактическое  использование полученных результатов  начато с 25 апреля 2004 г. Срок списания - три года. Способ списания — линейный.

В бухгалтерском учете будут  сделаны следующие проводки:

№ п/п

Наименование хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичные документы

1

Списаны материалы в производство

20

10

10 000

Требование-накладная

2

Начислена заработная плата  производственных рабочий 

20

70

107700

Личная карточка, коллективный договор,  № Т-49 "Расчетно-платежная  ведомость"

3

Отчисления в страховые  фонды

20

69

32300

Свод по заработной плате, бухгалтерская справка расчет

4

Начислена амортизация по основным средствам, использованным в  НИОКР

08-8

02

20 000

Бухгалтерская справка расчет

5

Учтены услуги сторонних  организаций, привлеченных к созданию новой технологии

08-8

60

60 000

Акт выполненных работ

6

Учтены общехозяйственные  расходы, непосредственно связанные  с созданием новой технологии

08-8

26

40000

Бухгалтерская справка расчет

7

Признаны расходы на создание новой  технологии производства йогуртов.

04-1

08-8

270 000

№ НМА-1 "Карточка учета  нематериаль-ных активов"

Сумма, подлежащая списанию ежемесячно на расходы по обычным видам деятельности, составит 7500 руб. (270 000 руб.: 3 года: 12 мес.).

с 1 мая 2004:

8

Учтена в составе расходов часть затрат по НИОКР.

20

04-1

7500

Бухгалтерская справка расчет


 

Пример 11

ООО "Мир" выпекает хлебобулочные  изделия. На начало мая 2005 г. стоимость  остатка материалов (10 000 кг муки в/с) составляла 100 000 руб., а ТЗР - 10 000 руб. В течение мая обществом было приобретено 25 000 кг муки на сумму 354 000 руб. (в том числе НДС 18% - 54 000 руб.) и передано в производство 20 000 кг. Транспортные расходы за этот же период составили 29 500 руб. (в том числе  НДС 18% - 4500 руб.).

Согласно учетной политике ООО "Мир" ведет учет ТЗР по второму способу (путем отражения на отдельном субсчете к счету 10 "Материалы")., счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" ООО "Мир" не используются. Материалы списываются по методу ФИФО.

В бухгалтерском учете ООО "Мир" данные операции должны быть отражены следующим образом:

 

 

№ п/п

Наименование хозяйственной  операции

Корреспонденция

Сумма, руб.

Первичные документы

Д

К

1

Отражена задолженность за приобретенные  материалы исходя из их стоимости, предусмотренной  в контракте

10

60

300000

Приходный ордер М4, М-17 «Карточка  учета материалов», Товарная накладная 

2

Отражена сумма НДС, предъявленная  поставщиком материалов

19

60

54 000

Счет фактура, книга покупок

3

Оплачено поставщику за муку в/с

60

51

354 000

Платежное поручение, Выписка  банка по расчетному счету

4

Принята к вычету сумма НДС, уплаченная поставщику материалов

68

19

54 000

Счет-фактура

5

Учтены расходы транспортной компании по доставке муки в/с

10-тзр

76

25 000

Транспортная накладная, акт выполненных работ

6

Отражена сумма НДС, предъявленная  транспортной компанией

19

76

4500

Счет фактура, книга покупок

7

Оплачено транспортной компании за доставку груза

76

51

29500

Платежное поручение, Выписка  банка по расчетному счету

8

Принята к вычету сумма НДС, уплаченная транспортной компании

68

19

4500

Счет-фактура

9

Мука в/с передана в производство

20

10

220 000

Требование-накладная

10

Списаны ТЗР в исчисленной доле, где ТЗР% определен по формуле: ТЗР% = (10 000 руб. + 25 000 руб.) : (100 000 руб. + 300 000 руб.) х 100% = 9%.

20

10-тзр

19800

Бухгалтерская справка-расчет


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В  курсовой работе был рассмотрен перечень вопросов, на которые должна ответить учетная политика. Необходимо отметить, что на самом деле он гораздо  шире. По данному вопросу в ПБУ 1/08 “Учетная политика организации”  сказано: “Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не установлены  способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной  политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету”. Такое расширение “области”  учетной политики оправдано, поскольку  диктуется многообразием реальной хозяйственной жизни организации  и вытекает непосредственно из анализа  применения норм бухгалтерского учета  в хозяйственной деятельности. Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики и должно обеспечить «обратную» связь теории и практики.

В результате выполнения данной курсовой работы можно сделать ряд  выводов.

Во-первых, учетная политика трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определен первичным  наблюдением, стоимостным измерением, текущей группировкой и итоговым обобщением фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика должна разрабатываться  каждым предприятием для обоснования  и регулирования ведения бухгалтерского учета на данном предприятии. В ней  должны быть отражены все особенности  методов ведения бухгалтерского учета в организации.

Во-вторых, формирует учетную  политику предприятия главный бухгалтер. При этом он исходит из обязательных соблюдений допущения и требований, зафиксированных в системе нормативного регулированию бухгалтерского учета  составляющий его базовые принципы.

В-третьих, содержание учетной  политики должно включать методологические, технические и организационные  аспекты. Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета  исходя из действующей нормативной  базы. Технический аспект учетной  политики предусматривает рабочие  инструменты реализации методологического  аспекта. Организационным аспектом учетной политики является форма  организации бухгалтерской службы управления.

В-четвертых, учетная политики организации должна соответствовать  действующим на территории РФ нормативно-правовой базе и учитывать все происходящие в ней изменения, в соответствии с которыми должны производиться  преобразования учетной политики.

В-пятых, учетная политика может претерпевать изменения в  результате изменения методов ведения  на предприятии, а также преобразования законодательства РФ. Эти изменения  могут оказать значительное влияние  на финансовое положение предприятия, которое должно быть оценено в  денежном выражении и отражено в  бухгалтерской отчетности.

По результатам написания  курсовой работы сделаны следующие  выводы:

    • в работе раскрыто содержание понятия «Учетная политика»;
    • рассмотрена классификация элементов методического раздела учетной политики;
    • определены цели формирования учетной политики.

В третьем разделе курсовой работы рассмотрены типовые практические ситуации, учет которых вариативен и производится в соответствии с  учетной политикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Учетная политика предприятия