Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
рассмотрим экономическое значение учетной политики и сравним национальную практику учета с международной;
раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
проанализируем организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;
Введение 3
1 Экономическая природа и некоторые проблемы в формировании учетной политики 5
1.1 Роль и значение учетной политики в хозяйственной деятельности 5
1.2 Проблемы, возникающие при формировании учетной политики 7
1.3 Учетная политика в соответствии с МСФО 9
2 Учетная политика в целях бухгалтерского учета и ее состав в текущей практике учета 16
2.1 Нормативная и законодательная база по созданию учетной политики 16
2.2 Структура учетной политики в целях бухгалтерского учета 19
2.2.1 Организационно-технические аспекты 20
2.2.1.1 Рабочий план счетов 21
2.2.1.2 Формы первичных учетных документов 22
2.2.1.3 Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 24
2.2.1.4 Правила документооборота и технологии обработки информации 26
2.2.1.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями 28
2.2.2 Методологические аспекты учетной политики 29
2.2.2.1 Учет основных средств 29
2.2.2.2 Учет нематериальных активов 38
2.2.2.3 Учет материально-производственных запасов 43
2.2.2.4 Учет готовой продукции и товаров 53
2.2.2.5 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 56
2.2.2.6 Учет займов и кредитов 64
2.2.2.7 Учет создания и формирования резервов 66
2.3 Учетная политика с целью налогообложения 73
3 Типовые практические ситуации 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
При вторичной и последующих переоценках сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прочих доходов и расходов, относится на счет прочих доходов и расходов отчетного периода в качестве прочих доходов.
Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды.
Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прочих доходов и расходов.
При принятии решения о проведении переоценки основных средств, как уже отмечалось, необходимо установить ее периодичность и отразить установленные сроки в учетной политике.
Принимая решение о переоценке основных средств, нужно иметь в виду следующее: существенное изменение стоимости основных средств (иначе проведение переоценки теряет смысл) оказывает большое влияние на величину налога на имущество, сумму амортизационных отчислений, показатели себестоимости продукции, бухгалтерской прибыли, валюты баланса, рентабельности имущества, сумму амортизационного фонда, создаваемого для воспроизводства основных средств, сумму собственных оборотных средств и т. п. Кроме того, повышение балансовой стоимости основных средств может привести к их неликвидности при продаже.
Переоценка основных средств
осуществляется исключительно в
целях бухгалтерского учета. Она
не предусмотрена Налоговым
5. Порядок списания затрат на ремонт основных средств. В зависимости от объема и характера производимых ремонтных работ ремонт основных средств может быть капитальным и текущим. Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом или подрядным способом.
Если капитальный ремонт
выполняется хозяйственным
Приемка отремонтированного объекта из капитального ремонта оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. По поступлении акта в бухгалтерию в инвентаризационной карточке делается отметка о произведенных работах. Кроме того, акт о приеме-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.
Расходы на ремонт основных средств относятся на затраты продукции того периода, в котором они возникли, и включаются, как правило, в состав общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Ремонт основных средств, осуществляемый хозяйственным способом, может производиться силами самого производственного цеха либо силами ремонтных мастерских (цехов) – ремонтно-механических, ремонтно-строительных и т. п.
До конца 2010 г. организации могли списывать затраты на ремонт основных средств следующими способами:
1) фактические затраты на ремонт сразу списываются на счета учета затрат (25, 26, 20 и др.);
2) создается ремонтный фонд с последующим использованием его средства на проведение ремонта основных средств;
3) фактические затраты на ремонт основных средств сначала учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем списываются с этого счета на счета учета затрат на ремонт основных средств (25, 26 и др.).
Приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186 н из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности исключен пункт 72, который разрешал создавать перечисленные в этом пункте резервы, в том числе резерв на ремонт основных средств.
Если капитальный ремонт
осуществляется подрядным способом,
организации следует заключить
договор с подрядчиком. Приемка
законченного капитального ремонта
оформляется актом приема-
Следует отметить, что в практической деятельности у организаций нередко возникают конфликты с налоговыми органами в связи с отнесением соответствующих расходов к расходам на ремонт или на реконструкцию и модернизацию объектов основных средств. При этом организации, как правило, стремятся соответствующие расходы признать расходами на ремонт с целью уменьшения налога на прибыль.
В решении спорных вопросов нужно использовать первичные учетные документы, составляемые при осуществлении ремонтных работ – дефектные ведомости, сметы затрат на ремонт основных средств, а также экспертные заключения специализированных фирм.
6. Стоимостный лимит отнесения объектов к основным средствам или материально-производственным запасам. В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, позволяющие принимать их к учету в качестве основных средств, стоимостью не более 40 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ). При этом в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации следует вести надлежащий контроль за их движением.
Установление предела
стоимостного лимита отнесения имущества
к основным средствам или МПЗ
(40 000 руб.) позволит существенно сократить
стоимость основных средств организации
и уменьшить налог на имущество. Организации
могут не устанавливать стоимостной лимит
по объектам основных средств.
7. Условия постановки на баланс лизингового
имущества. В соответствии с договорными
условиями, определяемыми руководителями
организаций, лизинговое имущество может
учитываться:
1) на балансе лизингодателя;
2) на балансе лизингополучателя.
В первом случае лизинговое
имущество остается на балансе лизингодателя,
он начисляет амортизацию по этому
имуществу и учитывает другие
расходы по лизинговой деятельности,
возмещаемые лизингодателю
Во втором случае лизингополучатель оприходует лизинговое имущество на счет 01 «Основные средства», начисляет амортизацию по лизинговому имуществу, осуществляет лизинговые платежи и уплату налогу на имущество по лизинговому имуществу.
Принятое руководителями организаций решение о порядке учета лизингового имущества оказывает влияние на сумму налога на имущество и все другие показатели, в расчете которых используется показатель стоимости основных средств.
2.2.2.2 Учет нематериальных активов
При формировании учетной политики по нематериальным активам определяются:
- срок полезного использования объектов;
- способ (метод) начисления амортизации;
- значение коэффициента ускорения при использовании способа уменьшаемого остатка;
- необходимость осуществления переоценки и обесценения;
- виды нематериальных
активов, подлежащих и не
- первичные документы для учета наличия и движения нематериальных активов;
- способ оценки нематериальных
активов, полученных по
- даты и объемы инвентаризаций
нематериальных активов,
- перечень субсчетов и
аналитических счетов, открываемых
для учета нематериальных
Порядок проведения инвентаризации нематериальных активов должен быть указан в общем плане проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а перечень субсчетов и аналитических счетов, используемых для учета нематериальных активов, указывается в рабочем плане счетов.
1. Срок полезного использования.
Срок полезного использования
нематериальных активов
Определяется срок полезного использования исходя из:
– срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
– ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
Срок полезного использования отдельных видов нематериальных активов может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.
Нематериальные активы, по которым невозможно определить срок полезного использования исходя из изложенных выше условий, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования. Такие нематериальные активы не амортизируются, организация же должна ежегодно на начало отчетного года рассматривать факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить срок их полезного использования. Решение о сроках использования нематериальных активов оказывает влияние на все показатели, связанные с использованием данного вида нематериальных активов.
2. Способы (методы) начисления
амортизации нематериальных
- линейного – исходя
из норм, установленных организацией
на основании срока их
- уменьшаемого остатка;
- списания стоимости
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
- при использовании линейного
способа – исходя из
- при использовании способа
уменьшаемого остатка – исходя
из остаточной или текущей
рыночной стоимости объекта (в
случае переоценки) за минусом
его начисленной амортизации
на начало месяца, умноженной
на дробь, в числителе которой
– установленный организацией
коэффициент (не выше 3), а в
знаменателе – оставшийся срок
полезного использования в
- при использовании способа
списания стоимости
Способ начисления амортизации выбирается на основании расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива, включая финансовый результат от возможной его продажи. При затруднениях в расчетах амортизационные отчисления по нематериальному активу определяются линейным способом, что обязательно для деловой репутации.
Выбранный организацией способ амортизации нематериальных активов должен ежегодно проверяться на необходимость его уточнения. Если расчет ожидаемых экономических выгод от использования нематериальных активов существенно изменился, необходимо соответственно изменить способ начисления амортизации.
Возникшие в связи с
этим корректировки отражаются в
бухгалтерском учете и
Способ уменьшаемого остатка — это способ ускоренной амортизации нематериальных активов. Его применение вызывает такие же последствия, как и использование ускоренных методов амортизации основных средств (за исключением фактора, влияющего на сумму налога на имущество).
Способ списания стоимости нематериальных активов пропорционально объему продукции (работ, услуг) широко применяется в добывающих отраслях промышленности.
Согласно пункту 29 ПБУ 14/2007
организации имеют право
3. Виды нематериальных
активов, по которым