Учёт и аудит основных средств на ЧТУП «ОлСтаТранс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 11:24, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы объясняется тем, что производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых, финансовых резервов, но и за счет основных фондов, средств труда и материальных условий процесса труда. Основные средства играют огромную роль в деятельности каждого субъекта хозяйствования, так как они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощность предприятия. Основные средства занимают особое место в системе бухгалтерского учета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..7
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ………………….12
1.1 Основные средства и их роль в процессе производства…………….12
1.2 Классификация и оценка основных средств………………………....15
1.3 Значение и задачи учёта и контроля основных средств……….……21
1.4 Нормативно-правовое регулирование учета и контроля основных средств………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ЧТУП «ОлСтаТранс»…..………….29
2.1 Документальное оформление и учёт поступления, внутреннего перемещения и выбытия основных средств……….............................29
2.2 Учёт амортизации основных средств…………………………………44
2.3 Международные стандарты и зарубежный опыт учёта основных средств…………………………………………………………………..51
2.4 Совершенствование учёта основных средств в условиях развития системы автоматизированной обработки учётной информации……57
ГЛАВА 3
АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ЧТУП «ОлСтаТранс»...…..….……63
3.1 Проверка обеспечения сохранности основных средств…………….63
3.2 Проверка правильности оценки и переоценки объектов основных средств…………………………………………………………………70
3.3 Проверка поступления и выбытия основных средств….....................75
3.4 Проверка начисления амортизации по объектам основных средств.78
3.5 Проверка операций по ремонту основных средств………………….80
3.6 Направления совершенствования контроля основных средств на предприятии……………………………………………………………83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...92

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.2011-04-06.docx

— 163.29 Кб (Скачать файл)

Первоначальной стоимостью основных средств признается:

    • сумма фактически произведенных затрат по приобретению объектов основных средств, включая импортные пошлины, невозмещаемые платежи и налоги и другие прямые затраты по приведению активов в рабочее состояние: расходы по доставке, монтажу и установке, пусконаладке и др.;
    • стоимость основных средств, изготовленных (произведенных) на самом предприятии, определяется на основе тех же принципов, что и при приобретении за плату, т.е. сумма фактически произведенных затрат;
    • денежная оценка экспертной комиссии для объектов основных средств, внесенных в счет вкладов в уставный фонд предприятия;
    • текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету для объектов, полученных по договору дарения;
    • при невозможности установить стоимость ценностей, полученных предприятием по договорам обязательств, основные средства учитываются исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты;
    • оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действовавшему на дату приобретения, принятия объектов к бухгалтерскому учету.

По существующему Положению основные средства в бухгалтерском учете и в отчетности (в том числе в балансе) отражаются по первоначальной стоимости (оценке). После первоначальной оценки основные средства подлежат последующей оценке, которая может выступить следствием осуществления последующих затрат и переоценки.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях их достройки, дооборудования (модернизации, реконструкции), переоценки или частичной ликвидации.

В условиях рыночной экономики необходима реальная оценка активов. В связи с этим периодически проводят переоценку основных средств, в результате чего достигается единообразие в оценке одинаковых объектов, введенных в действие в разное время. Переоценку основных средств следует проводить в соответствии с указаниями финансовых органов о переоценке основных фондов.

Восстановительная стоимость представляет собой стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (по действующим ценам). Обычно вновь поступающие основные средства, например станки, оборудование, транспортные средства и др., имеют стоимость иную, чем такие же объекты, приобретенные несколько лет назад, поэтому в учете при высоком уровне инфляции одинаковые объекты получают разную оценку. Такой разнобой затрудняет эффективное образование источников финансирования воспроизводства основных средств (начисление амортизации) и в конечном итоге искажает себестоимость продукции, а также результаты анализа их использования.

Восстановительная стоимость - это стоимость основных средств после переоценки.

Остаточная стоимость - фактическая, реальная стоимость основных средств на отчетную дату. В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, их потребительная стоимость постоянно уменьшается, а остаточная стоимость представляет собой первоначальную (восстановительную) стоимость за вычетом сумм износа (амортизации) по объектам основных средств. Амортизацию основных средств отражают в бухгалтерском учете обособленно от их первоначальной стоимости. [22, c.39]

 

1.3 Значение и задачи учёта и контроля основных средств

 

Условия перехода к рыночной экономике побуждают трудовые коллективы к постоянному поиску резервов повышения эффективности использования всех материально - вещественных факторов производства, в том числе и основных средств. Выявить и практически использовать эти резервы можно с помощью тщательного экономического анализа.

Состояние и использование основных средств - один из важнейших аспектов аналитической работы, так как именно они являются материальным воплощением научно-технического прогресса - главного фактора повышения эффективности любого производства.

Более полное и рациональное использование основных средств и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, экономии капитальных вложений.

В условиях перехода к рыночной экономике задачами бухгалтерского учёта основных средств являются:

  • правильное и своевременное отражение поступления, выбытия и перемещения основных средств, контроль за их наличием и сохранностью в местах эксплуатации;
  • своевременное и точное исчисление износа основных средств и правильное его отражение в учете;
  • определение затрат по ремонту и контроль за рациональным использованием средств, выделенных для этой цели;
  • выявление неиспользуемых, лишних объектов основных средств;
  • контроль за эффективностью использования, нахождение резервов повышения эффективности работы машин, оборудования, транспортных средств, других объектов, а также использования производственных площадей для увеличения выпуска продукции;
  • оперативное обеспечение необходимой информацией руководства предприятия о состоянии основных средств путем автоматизации учетно-вычислительных работ на базе средств вычислительной техники. [12, c.144]

Целью контроля операций с основными средствами является установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций с основными средствами.

Исходя из цели, задачами проверки операций с основными средствами являются:

  • определение эффективности работы системы внутреннего контроля по операциям с основными средствами;
  • соблюдение правильности классификации основных средств;
  • контроль своевременности оприходования и ввода в эксплуатацию основных средств;
  • установление обоснованности оценки и переоценки основных средств;
  • проверка наличия и сохранности основных средств;
  • контроль операции по восстановлению основных средств;
  • проверка операций по амортизации основных средств;
  • определение правильности и законности выбытия основных средств;
  • проверка организации и ведения аналитического учета в разрезе материально ответственных лиц, мест нахождения (эксплуатации) основных средств;
  • проверка правильности документального оформления, учета и налогообложения операций с основными средствами и др.

Источниками информации при проведении проверки являются:

  • бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс формы № 1, приложение к бухгалтерскому балансу формы №5;
  • статистическая отчетность: отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов, форма №1-ф (ос);
  • регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журналы-ордера №10, 10/1, 12, 13, 16, ведомость №18;
  • иные документы: типовые формы по учету основных средств, накладные на внутреннее перемещение, расчетные ведомости по переоценке основных средств, акты экспертов и оценщиков, договора о полной индивидуальной материальной ответственности, учетная политика (график документооборота); субсчета и аналитические счета в рабочем плане счетов; график инвентаризаций; выбранные способы начисления амортизации; порядок отражения затрат на ремонт основных средств, формы регистров налогового учета и др.

Как видно из перечня задач проверки, ее могут проводить специалисты различных контролирующих органов (Министерства по налогам и сборам - исчисление и уплата налога на недвижимость, налога на добавленную стоимость; Государственного таможенного комитета - исчисление и уплата «ввозного» НДС и акциза, пошлин и сборов; Министерства экономики - ценообразование; Государственного комитета по имуществу - законность оформления операций с основными средствами, находящимися в собственности государства и переданных республиканским унитарным предприятиям; Министерства статистики и анализа - оценки и переоценки, а также данных статистической отчетности и др.), ведомственного контроля и аудиторы.

 

 

1.4  Нормативно-правовое регулирование учёта и контроля основных средств

 

Для того чтобы найти правильное решение при возникновении сложных и неоднозначных ситуаций бухгалтеру, как и аудитору, необходимо, прежде всего, четко представлять, какими отраслями законодательства и нормативными правовыми актами регулируются хозяйственные операции с основными средствами.

Зарождение рыночных отношений в экономике Республике Беларусь, расширение внешнеэкономической деятельности требует совершенствования нормативно-правовой базы, которая регулирует обращение с основными средствами.

Государство, как орган верховной власти и координирующий центр, решает задачи правового регулирования экономической деятельности, создания для всех субъектов рынка равных условий хозяйствования, организации действенного контроля за соблюдением правил поведения объектами рынка, правильным начислением и уплатой налогов, рациональным использованием природных и других производственных ресурсов. При этом государством создается правовая основа и регламентируется деятельность организаций, их экономические взаимоотношения.

Регулирование хозяйственных операций с основными средствами осуществляется посредством Гражданского Кодекса Республики Беларусь, который регулирует отношения, составляющие систему экономических мер по приобретению, использованию и выбытию основных средств.

Также все хозяйственные операции с основными средствами регулируются Постановлениями Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

Среди основных нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление и контроль хозяйственных операций с основными средствами, следует выделить, прежде всего:

  • Закон Республики Беларусь от 18.05.2004 г.№3321-Х11 «О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. от 26.12.2007 №302-3). Настоящий закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
  • Временный республиканский классификатор основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденный Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 г. № 186 (с изменениями и дополнениями), в котором приведены состав и группировка основных фондов, а также нормативные сроки их службы.
  • Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации - Постановление Минфина РБ от 28.02.05 г. №15 (с изменениями и дополнениями). Данная Инструкция устанавливает единый порядок организации бухгалтерского учета в  бюджетных  организациях  и  централизованных  бухгалтериях, обслуживающих бюджетные организации.
  • Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств - Постановление Минфина РБ от 12.12.2001 г. №118 (в редакции постановления Министерства финансов  РБ от 25.06.2010 г. №77). Данная Инструкция определяет  порядок организации учета основных средств  и  отражения  на  счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций  в  коммерческих  и  некоммерческих  организациях (исключая банки,    иные    небанковские    кредитно-финансовые   организации; организации,  финансируемые  из  бюджета  (бюджетные организации), у индивидуальных    предпринимателей,  принявших  решение  о   ведении бухгалтерского учета (далее - организации).
  • Инструкция по бухгалтерскому учету объектов основных средств в бюджетных организациях - Постановление Минфина РБ от 20.12.2001 г. №125 (с изменениями и дополнениями).
  • Инструкция по инвентаризации активов и обязательств – утверждена Постановлением Министерства финансов  РБ от 30.11.2007 №180 (в ред. Постановления Министерства финансов РБ от 22.04.2010 №50) -  устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций,  ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
  • Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств - Постановление Минфина РБ от 20.12.2001 №127 (в редакции Постановления Минфина РБ от 09.07.2004 №110) - определяет  порядок организации учета основных средств  и  отражения  на  счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций  в  коммерческих  и  некоммерческих  организациях (исключая банки,    иные    небанковские    кредитно-финансовые   организации; организации,  финансируемые  из  бюджета (бюджетные организации), у индивидуальных    предпринимателей,  принявших  решение  о   ведении бухгалтерского учета.
  • Инструкция о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов - Постановление Минфина РБ от 08.12.2003г.№168 (в ред. Постановления Министерства финансов РБ от 10.01.2009г. №3).
  • Инструкция по учету и сохранению библиотечных фондов в РБ, утвержденная приказом Министерства культуры РБ от 28 августа 1998 г. №300 (в ред. Постановления Министерства культуры РБ от 02.10.2001 №14).
  • Инструкция о порядке переоценки основных средств не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, утвержденная Постановлением Министерства экономики РБ, Министерства финансов РБ и Министерства архитектуры и строительства РБ от 5 ноября 2010 г. № 162/131/37 - устанавливает единый порядок проведения переоценки числящихся в бухгалтерском учете организаций в составе внеоборотных активов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, а также правила отражения ее результатов в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе при переоценке на 1 января 2011 г.
  • Постановление Совета Министров РБ от 16.11.2001 г. №1668 «О мерах по обеспечению перехода на новые условия начисления амортизации».
  • Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-3.
  • Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 21.04.2003 №194-3, в котором определены административные правонарушения, вина, описаны административные взыскания.
  • Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-3 (ред. от 29.12.2009 № 71-3), в котором приведены все республиканские налоги и сборы, местные налоги и сборы, особые режимы налогообложения.
  • Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 № 3373-XII (ред. от 04.01.2010 № 109-3) определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности.
  • Инструкция о порядке раскрытия информации и представления бухгалтерской отчетности о финансовых инструментах, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.12.2006 № 164 устанавливает правила раскрытия и представления информации о финансовых инструментах организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - организации), исключая банки и небанковские кредитно-финансовые организации.
  • Инструкция о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги, утвержденная Постановлением Министерства экономики от 30.04.2002 № 94 (ред. от 04.12.2007 № 213).
  • Инструкция о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.03.2010 №29.
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62 (ред. от 26.05.2008 № 85) устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации.
  • Положение о методологическом совете по аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденное приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 № 82 (ред. от 28.10.2008 №159).
  • Постановление Министерства финансов РБ от 14.02.2008 №19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, инструкции о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности» (в ред. Постановления Министерства финансов РБ от 11.12.2008 №187) устанавливает методические основы формирования бухгалтерской отчетности, оптимальный объем показателей, подлежащих раскрытию в каждой из форм бухгалтерской отчетности, требования к содержанию пояснительной записки и порядок представления бухгалтерской отчетности.

Таким образом, в первой главе была раскрыта экономическая сущность основных средств, определена их роль в процессе производства, рассмотрена классификация основных средств и их оценка, выявлены значение и задачи учета и аудита основных средств в условиях рыночной экономики, основные источники информации для бухгалтерского учета и контроля основных средств, изучена нормативно-правовая база, регулирующая осуществление хозяйственных операций с основными средствами.

ГЛАВА 2

УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА СП ЗАО «ТЕСТА»

2.1 Документальное  оформление и учет поступления,  внутреннего перемещения и выбытия  основных средств

 

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета поступления основных средств, приобретенных за счет средств бюджетов, средств, полученных от внебюджетной (предпринимательской) деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, их перемещения внутри организации и выбытия, контроль за сохранностью и правильным использованием каждого объекта.

Каждая запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании первичных учетных документов, которые фиксируют факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции.

При учете основных средств и их движении в организации должна быть разработана рациональная система документооборота.

На ЧТУП «ОлСтаТранс» приказом определен круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определены должностные лица, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.

Процесс расширенного воспроизводства требует непрерывного пополнения и обновления основных средств. Он характеризуется периодическим вводом в действие зданий, сооружений, оборудования и других объектов основных средств.

Поступление основных средств оформляют Актом о приёме-передаче объекта основных средств формы № ОС-1 (ПРИЛОЖЕНИЕ А), который составляется специальной комиссией на каждый принимаемый объект.

В акте (составляемом в 2-х экземплярах) указывают первоначальную стоимость объекта и его основные технические показатели. Общий акт на несколько объектов составляется лишь в том случае, если объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. К акту прилагают техническую документацию (например, паспорт станка или здания, чертежи), которая содержит полную техническую характеристику объекта.

Информация о работе Учёт и аудит основных средств на ЧТУП «ОлСтаТранс»