Управление оборотными активами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 21:32, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной выпускной квалификационной работы – оценить эффективность использования оборотных активов торгового предприятия, выявить основные проблемы, и дать рекомендации по совершенствованию управления оборотными средствами на предприятии.
Объектом исследования является торговое предприятие ОАО «ТГК-2».
В задачи выпускной квалификационной работы входит:
Изучение теоретических и организационных основ оборачиваемости оборотного капитала;
Изучение методологических основ и подходов к анализу оборачиваемости оборотного капитала;
Непосредственно анализ оборотного капитала исследуемой организации с выводами о его результатах и рекомендациями по оптимизации.

Файлы: 1 файл

Упр ОА ТГК-2 прав.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Готовая продукция  категории «В» - менее дорогостоящая, а потому контроль за её отгрузкой  необходимо проводить с несколько  большей периодичностью. Однако внимание к ней в части учёта, хранения и отгрузки не должно ослабляться ни в коем случае.

Готовая продукция  категории «С» включает большую  номенклатуру со значительно более  низкой стоимостью по сравнению со стоимостью продукции категории  «В» и тем более – категории  «А».

При этом необходимо учитывать, что выполнение договорных обязательств по поставкам товарной продукции является обязательным независимо от её стоимости и размера заказанной партии.

С этой точки  зрения более эффективно решается задача ускорения оборачиваемости средств  в запасах готовой продукции путём применения системы своевременного производства («just – in – time» - «точно в срок»). То есть товарная продукция изготавливается в необходимом объёме к строго определённому календарному сроку и отгружается незамедлительно потребителю.

Иначе говоря, принципы системы своевременного производства воплощаются не только на этапе формирования запасов материалов, но и на этапе  изготовления, а также в процессе реализации готовой продукции. Тем  самым создаётся возможность  выставлять счета к оплате сразу же после отгрузки товарной продукции и соответственно завершить период оборота средств в готовой продукции в более ранние сроки нежели в том случае, когда продукция хранится на складе.

Эффективное управление оборачиваемостью средств в готовой  продукции может достигаться также развитием дилерской сети. Такая сеть позволит существенно снизить запасы продукции на складах предприятия, ускорить продажу продукции и, как следствие, снизить период оборота средств в готовой продукции.

Одной из весомых  составляющих оборотных средств предприятия является дебиторская задолженность, т.е. долговые права к клиентам. Соответственно оборачиваемость средств в составе дебиторской задолженности существенно влияет на оборачиваемость всех оборотных средств предприятия. Решение задачи ускорения оборачиваемости средств в дебиторской задолженности – одна из сложнейших задач финансового менеджмента на промышленном предприятии.

Следует отметить, если методы управления оборачиваемостью средств в дебиторской задолженности  в странах с развитой экономикой достаточно разработаны и стали нормой, то решение проблемы дебиторской задолженности на отечественных предприятиях теми же способами во многих случаях неприемлемо. Сложность решения этой задачи обусловлена тем обстоятельством, что, по существу, впервые в мировой практике период оборота дебиторской задолженности (измеряемый в днях) стал измеряться не днями, а месяцами и даже годами. Более того, нередки случаи, когда дебиторская задолженность по срокам возникновения переходит в безнадёжные долги. Вышеизложенное не может не осложнить поиск путей решения проблемы. К тому же повышение удельного веса в составе оборотных активов дебиторской задолженности приводит к росту дефицита денежных средств.

Именно поэтому  управление оборачиваемостью средств в дебиторской задолженности в современных условиях – одно из самых приоритетных направлений финансового менеджмента предприятия.

Для эффективного управления оборачиваемостью средств  в дебиторской задолженности  целесообразно применять следующий комплекс взаимосвязанных мер.

Во-первых, необходима чёткая работа по учёту и списанию дебиторской задолженности с  учётом имеющейся нормативно-правовой базы.

В настоящее  время существуют две формы учёта  и списания неоплаченной дебиторской задолженности (см. таблицу 20).

Таблица 20

Формы учёта  дебиторской задолженности

 

Виды дебиторской  задолженности

Данные по расчётам и исполнению договорных обязательств

Формы учёта  и списания дебиторской задолженности

Непросроченная

Не истёк  срок исполнения договора и (или) установленный предельный срок (3 мес.) исполнения обязательств по расчётам

Учитывается на счетах расчётов

Просроченная

Неистребованная

Истёк срок исполнения договора и (или) срок исполнения обязательств по расчётам (1-я форма)

Списывается как  безнадёжная задолженность на убытки. Налогооблагаемая прибыль не уменьшается. (Основание: Указ Президента РФ № 2204 от 20.12.94г.)

Истребованная

Не истёк  срок исковой давности

Учитывается на счетах расчётов

Истёк срок исковой  давности (2-я форма)

Списывается на финансовые результаты. Налогооблагаемая прибыль уменьшается (Основание: Постановление Правительства РВ № 552 от 05.08.92г.)


 

Первая форма  связана с истечением предельного  срока исполнения обязательств по расчётам за поставленную по договору товарную продукцию. Предельный срок исполнения обязательств по расчётам – 3 месяца с  момента фактического получения  товара, приёмки работ. Такая дебиторская задолженность называется просроченной (неистребованной).

Вторая форма  связана с истечением срока исковой  давности по исполнению обязательств между сторонами договора.

Обязательным  условием истребования дебиторской  задолженности является предъявление иска в арбитражный суд не позднее 4-х месяцев с момента отпуска, отгрузки товаров, выполнения работ. Только тогда дебиторскую задолженность можно считать истребованной и учитывать её в общеустановленном порядке, не списывать её с баланса в течение всего срока исковой давности (3 года, ст. 196 ГК РФ).

Указанная работа по учёту и списанию задолженности  совмещается с анализом дебиторов  и определением объёма нереальных поступлений  денежных средств. Анализ дебиторов  позволяет исключить на будущее  дебиторов с высоким риском.

Во-вторых, для  сокращения периода оборота дебиторской  задолженности можно использовать метод АВС контроля за дебиторами.

В-третьих, важно  использовать возможность оплаты долгов векселями, ценными бумагами, поскольку  ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже.

В-четвёртых, по возможности нужно ориентироваться  на увеличение количества заказчиков с целью снижения риска неуплаты монопольным потребителем.

В-пятых, следует  использовать возможности продажи  счетов дебиторов факторинговой компании (специализированная организация или факторинговый отдел коммерческого банка). Но здесь важно, чтобы в отечественной экономике постоянно проявлялась тенденция снижения уровня инфляции. Тогда и счета дебиторов станут более привлекательными для факторинговых компаний.

В-шестых, не следует  затягивать обращение в арбитражный  суд, если должник неадекватно реагирует  на претензии. Зачастую даже предисковое  обращение к должнику даёт положительную  реакцию.

В-седьмых, важно, чтобы по любому их направлений работы в части ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности были задействованы квалифицированные менеджеры. Впрочем, это относится к любому менеджеру, решающему вопросы, связанные с управлением оборотными средствами.

Проблему ускорения оборачиваемости средств в дебиторской задолженности можно решать ещё на этапе заключения договоров с заказчиками товарной продукции (работ, услуг). Для этого необходимо в договоре предусмотреть в качестве формы расчёта за выполненные работы по инкассо в безакцептном порядке. Преимущество такой формы расчётов для исполнителя работ по договору состоит в том, что заказчик обязан оплатить немедленно по предъявлении документов о сдаче работ исполнителем, т.е. в безакцептном порядке. Другое дело, что заказчик не всегда согласен с такой формой расчётов, но это уже вопрос, решаемый договаривающимися сторонами. [19, c.123.124; 4, гл.8]

Изложенные  методы ускорения оборачиваемости  оборотных активов охватывают практически  весь комплекс возникающих проблем  и позволяют значительно повысить эффективность управления оборотным капиталом.

3.2 Повышение  эффективности управления оборотными  активами ОАО «ТГК-2» по Ярославской области

оборотный актив управление политика

Прежде чем  рекомендовать на предприятии мероприятия  по совершенствованию системы управления оборотными активами (из описанных в предыдущем параграфе данной главы), целесообразно было бы разобраться в ситуации, складывающейся на российских предприятиях и поинтересоваться зарубежным опытом в этой области.

Управление оборотным капиталом – основа успешной деятельности компании и тест на профпригодность для финансового директора. Для России в последние годы это направление становится всё актуальнее – поскольку близлежащие резервы уже исчерпаны, приходится прибегать к более оригинальным методам.

Управление  оборотным капиталом состоит  из управления текущими активами и  управления текущими пассивами.

Принципы управления оборотным капиталом весьма похожи на принципы управления дебиторской  задолженностью, которая является одной из составных частей текущих активов. Текущие активы должны поддерживаться в постоянном движении, и чем быстрее они движутся (то есть чем быстрее их оборот), тем меньшей будет сумма, необходимая для их финансирования. Что касается кредиторской задолженности (одной из важнейшей составной части текущих пассивов), то золотое правило обращения с ней (и её обращения) – максимально возможное увеличение срока погашения этого долга без ущерба для сложившихся деловых отношений. Если компания, которой вы должны, воспринимает вашу отсрочку платежа спокойно, значит, вы действуете правильно. Подобное же правило: платите в срок, но не раньше – относится и к прочим составляющим текущих пассивов: авансам клиентов, краткосрочным кредитам, налогам. Собственно, из подобных компромиссов или поисков оптимума – «не плати поставщику как можно дольше, но не зли его», «держи минимум денег (запасов, товара на складе), но помни, что должен быть страховой резерв» - и состоит искусство управления оборотным капиталом.

Чем меньше сумма (без ущерба для ликвидности и непрерывности бизнеса) оборотного капитала будет требоваться компании, тем больше денег освободится для других целей. Во всё более ужесточающихся условиях российского рынка роль финансирования за счёт внутренних резервов растёт. Пример компании Dell, которая стала лидером американского компьютерного рынка после того, как довела текущие активы до умопомрачительного минимума, стал уже легендарным. Известный специалист в области менеджмента Том Питерс в одной из своих книг писал, что для обеспечения продаж одного дня компании Dell – а это многомиллионный оборот – достаточно складской площади 3*3 метра. На российском рынке повторить такие чудеса вряд ли удастся, но и забывать о таких примерах не стоит.

Есть общие  принципы, но конкретные приоритеты каждой компании в управлении оборотным капиталом зачастую определяются спецификой отрасли. Так в машиностроении на особенности финансового цикла влияет длительный производственный цикл (а значит, наличие больших запасов ТМЦ и «незавершёнки»). Также для данной отрасли проблемой являются обычные для автомобилестроения сезонные падения спроса.

Множественность потребителей становится причиной головной боли из-за возврата дебиторской задолженности. Организация контроля сроков оплаты вместе с невысокой платёжной дисциплиной способны серьёзно повлиять на показатели оборачиваемости. Иногда серьёзной проблемой становится слишком маленькое количество поставщиков, из-за чего приходится иметь дополнительные запасы сырья, иначе возможны простои из-за несвоевременных поставок сырья. Иногда проблемой становятся российские расстояния. Всё это приводит к замедлению оборачиваемости оборотного капитала.

Также компании могут сталкиваться с непропорциональной «силой» контрагентов, которые в  зависимости от конфигурации либо требуют полной предоплаты своих услуг, либо получают беспрецедентные отсрочки платежа. К примеру, такие «рыночные диктаторы» - монополисты: РАО «ЕС России», ОАО «Газпром», ОАО РЖД очень часто настаивают на предоплате.

Кроме отраслевой специфики существуют неконтролируемые компаниями факторы, оказывающие серьёзное влияние на результаты управления оборотным капиталом. Вот перечень самых важных из них: изменение конкурентной среды; изменения в законодательстве (невозможность принятия НДС к зачёту при наличии целевых кредитов); банковский кризис.

Нужно применять  всё больше и больше механизмов для  наиболее рационального управления оборотным капиталом, иначе каждое предприятие рискует потерять достигнутые  им позиции в своей отрасли.

Отраслевая  специфика заставляет финансистов по-разному расставлять акценты в работе с оборотным капиталом, но базовые технологии всё же одинаковы. В обязательный минимум, которым обзавелось и ОАО «ТГК-2», входит работа с платёжным календарём (который позволяет ежедневно отслеживать потребность в деньгах, предвидеть кассовые разрывы), использование возможностей соответствующих бюджетов (в первую очередь БДДС). В этом же ряду – меры по контролю над оплатой счетов дебиторов. Эти меры включают в себя ведение отчётов по возрасту дебиторской задолженности, стоп-листов, с помощью которых определяется момент отказа в поставках покупателю, превысившему лимит накопленной задолженности, и введение специальной должности контролёра за состоянием «дебиторки».

Информация о работе Управление оборотными активами