Управление оборотными активами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 21:32, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной выпускной квалификационной работы – оценить эффективность использования оборотных активов торгового предприятия, выявить основные проблемы, и дать рекомендации по совершенствованию управления оборотными средствами на предприятии.
Объектом исследования является торговое предприятие ОАО «ТГК-2».
В задачи выпускной квалификационной работы входит:
Изучение теоретических и организационных основ оборачиваемости оборотного капитала;
Изучение методологических основ и подходов к анализу оборачиваемости оборотного капитала;
Непосредственно анализ оборотного капитала исследуемой организации с выводами о его результатах и рекомендациями по оптимизации.

Файлы: 1 файл

Упр ОА ТГК-2 прав.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Коэффициент быстрой  ликвидности на протяжении всего анализируемого периода превышает минимально допустимый уровень (2009 г. - 2,56, 2010 г. - 2,76, 2011 г. - 2,70). Лишь в 2010 г. он сократился на 0,06 по сравнению с предыдущим годом.

Коэффициент общей  ликвидности применяется для комплексной оценки баланса предприятия. Значение коэффициента соответствует норме только по состоянию на 31.12.2011 г. (1,12), а в остальные годы его значение ниже нормы, при этом наблюдается отрицательная динамика.

Коэффициент общей  платежеспособности также имеет значение ниже нормативного на протяжении рассматриваемого периода. Но предприятие имеет реальную возможность восстановить свою платежеспособность. Об этом свидетельствует значение коэффициента восстановления платежеспособности, которое не только превышает минимально допустимый уровень, но и на протяжении всего анализируемого периода имеет положительную динамику (2009 г. - 1,78, 2010 г. - 2,49, 2011 г. -7,65).

Далее рассмотрим рентабельность - это относительный  показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют работу предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Бюджет доходов и расходов предназначен для планирования прибыли, как разности между доходами и расходами. В этом его роль и значение в финансовом управлении на предприятии. Отчет об исполнении доходов и расходов замыкает контур финансового управления.

На основе отчета составляется бюджет доходов и расходов на следующий период, принимаются другие решения. В бухгалтерском учете данному отчету соответствует документ «Отчет о прибылях и убытках», адресованный внешним (по отношению к предприятию) пользователям финансовой информации (акционерам, кредиторам, налоговым органам).

Бюджет доходов  и расходов позволяет планировать  прибыль и, следовательно, рентабельность предприятия, а также рассчитать плановое значение маржинального дохода предприятия. Благодаря ему можно  выполнить весьма содержательный анализ финансового плана предприятия.

Составим бюджет доходов и расходов ОАО «ТГК-2», по данным «Отчет о прибылях и убытках» составим таблицу 12.

В данных показателях  видно, что с 2009 года наблюдается  рост выручки и на конец 2011 года ее прирост составил 289209 тыс. руб.

Положительным можно считать меньший прирост  себестоимости (245254 тыс. руб.) по сравнению  с приростом выручки. Увеличение коммерческих и управленческих расходов вызвано повышением затрат ОАО «ТГК-2»  на проведение маркетинговых исследований, на рекламу, поиск новых рынков сбыта.

Таблица 12

Динамика и  структура прибылей и убытков  ОАО «ТГК-2»

Наименование  показателя

ККод строки

2009г. тыс.руб

2010 г. тыс.  руб.

2011 г. тыс.  руб.

Отклонение (+,-), в тыс.руб

Уровень в % к выручке в 2011 г.

1

2

3

4

5

6=5-3

7

Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) (В)

0010

821060

993838

1110269

289209

100

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. (С)

020

697005

834833

942259

245254

84,8

Коммерческие  расходы (КР)

0030

58397

75517

94344

35947

12,4

Управленческие  расходы

2040

5353

5505

6540

1187

0,4

Прибыль (убыток) от продаж (стр.010-020-030-040) (Пб)

0050

60305

77983

67126

6821

-

Прочие доходы

0090

1751

1315

6027

4276

1,5

Прочие расходы

100

5011

3713

7520

2509

0,8

Текущий налог  на прибыль

150

11692

14512

12182

490

0,1

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр.140+141-142-150)

190

40659

59874

52646

11987

-

Всего доходов (010+060+080+090+120+141) (Д)

_

822811

995153

1116296

-

-

Всего расходов (020+030+040+070+100+130+142+150) (Р)

-

777458

934080

1062845

 

-

Коэффициент соотношения  доходов и расходов

Д/Р

1,05

1,06

1,05

-

-


Решающее влияние  на формирование всех финансовых показателей предприятия, в том числе и прибыли, оказывает соотношение его доходов и расходов. На анализируемом предприятии коэффициент соотношения доходов и расходов чуть больше 1. Так в 2009 коэффициент составлял- 1,05, в 2010 -1,06, в 2011 году – 1,05. Поэтому, финансово-хозяйственная деятельность организации является недостаточно эффективной.

Основными задачами анализа доходов предприятия  являются изучение уровня и структуры  доходов в отчетном периоде, сравнение  уровней и структур доходов в последние три года работы предприятия, оценка структурной динамики доходов и выяснение ее причин.

Проведем анализ сведений об объеме, динамике и структуре доходов и расходов ОАО «ТГК-2» за 2009-2011 гг. в таблице 13.

Как показывают данные, приведенные в таблице 13, изменения доходов и расходов предприятия за последние 3 года имеют почти схожую тенденцию.

В составе доходов  предприятия имеются доходы от обычных  видов деятельности (выручка от реализации), прочие доходы. При этом преобладание выручки (от 99,8 до 99,5 %) в структуре доходов ОАО «ТГК-2» носит устойчивый характер, что свидетельствует о сохранении содержания основной деятельности предприятия согласно его Уставу. Доходы в 2011 году по сравнению с 2009 годом выросли на 293485 тыс. руб.

Таблица 13

Анализ уровня доходов и расходов ОАО «ТГК-2»

Наименование

2009г. тыс.руб.

Уд.вес в %

2010г. тыс.руб.

Уд.вес в %

2011г. тыс.руб

Уд.вес в %

Изменения к 2009г.(+, -)

1

2

3

4

5

6

7

8

Доходы от обычной  деятельности

821060

99,8

993838

99,9

1110269

99,5

289209

Прочие доходы

1751

0,2

1315

0,1

6027

0,5

4276

Итого:

822811

100

995153

100

1116296

100

293485

Расходы от обычной  деятельности

760755

99,3

915855

99,6

1043143

99,3

282388

Прочие расходы

5011

0,7

3713

0,4

7520

0,7

2509

Итого:

765766

100

919568

100

1050663

100

284897


 

Данные приведенных  расчетов показывают, что общие расходы  предприятия в 2011 году по сравнению с 2009 годом выросли на 284897 тыс. руб. В структуре расходов преобладают расходы от обычных видов деятельности (себестоимость продукции с учетом коммерческих и управленческих расходов). Их удельный вес составляет 99,3 %, что указывает на стабильность основной деятельности предприятия.

Далее рассмотрим, что повлияло на снижение рентабельности продаж, для этого проанализируем динамику и состав прибыли предприятия за 2009 - 2011 годы. Анализ динамики и состава прибыли приведен в таблице 14.

Таблица 14

Анализ динамики и состава прибыли ОАО «ТГК-2»

Показатели

Абсолютные  величины, тыс. руб.

Изменения по отношению  к 2011 г.

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010 г.

1

2

3

4

5

6

Выручка от продаж

821060

993838

1110269

289209

116431

Валовая прибыль

124055

159005

168010

43955

9005

Прибыль(убыток) от продаж

60305

77983

67126

6821

-10857

Прибыль (убыток) до налогообложения

52539

74578

65046

12507

-9532

Налог на прибыль

11692

14512

12182

490

-2330

Чистая прибыль (убыток)

40659

59874

52646

11987

-7228

Рентабельность  продаж

0,05

0,06

0,05

-

-0,01


 

Данные таблицы 14 показывают, различия между разными финансовыми результатами предприятия: прибылью от продаж и прибылью до налогообложения. Эта разница возникла как результат прочей деятельности предприятия.

По итогам 2011 года выручка от продаж составила 1110269 тыс.руб., и выросла по отношению  к 2009 году на 289209 тыс.рублей, или на 35,0 %.

Значительно возросла в 2011 году валовая прибыль предприятия и составила 168010 тыс.рублей, что также на 35,0 % выше аналогичного периода 2009 года.

Прибыль (убыток) от продаж в 2011 году составил 67126 тыс. рублей, что на 11,3 % выше аналогичного периода 2009 года.

Прибыль до налогообложения  в 2011 году составила 65046 тыс.руб., что  на 23,8% выше аналогичного периода 2009 года.

Чистая прибыль  предприятия в 2011 году составила 52646 тыс. руб., что выше аналогичного периода 2009 года на 11987 тыс.рублей, но ниже 2010 года на 7228 тыс.руб. Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного и социального развития.

Рентабельность  продаж указывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной продукции и рассчитывается по формуле:

Р = Чистая прибыль / выручка

В 2011 году рентабельность продаж по сравнению с 2010 годом на единицу продукции снизилась  с 0,06 до 0,05 руб.

На рисунке 1 показана динамика прибылей и убытков  предприятия.

 

Рисунок 1. Динамика прибылей и убытков предприятия

Выручка от продажи  теплоэнергии отсутствует в связи  с реорганизацией предприятия. В 2010 г. 25,26% приходится на выручку от продажи  электроэнергии сбытовым компаниям. В 2011 г. определяющим является продажа электроэнергии внутренним потребителям.

Рисунок 2. Динамика показателей прибыли за 2009-2011 гг.



 

 

Увеличение  объема выручки сопровождается значительным ростом валовой прибыли. В 2010 г. она  увеличивается на 514,55% (1 409 361 тыс. руб.) по сравнению с 2009 г., а 2011 г. по сравнению с предыдущим на 53,03% (892 698 тыс. руб.) достигнув 2 575 963 тыс. руб. При увеличении валовой прибыли в анализируемом периоде себестоимость в 2010 г. сокращается на 40,69% (на 2 192 653 тыс. руб.), а в 2011 г. увеличивается на 5,56% (на 177 849 тыс. руб.). Что же касается удельного веса себестоимости и валовой прибыли в объеме выручки, то можно сделать вывод о снижении доли производственной себестоимости в объеме продаж (2009 г. - 95,16%, 2010 г. - 65,5%, 2011 г. - 56,71%). В результате повысился удельный вес валовой прибыли (2009 г. - 4,84%, 2010 г. - 34,5%, 2011 г. - 43,29%).

Появление коммерческих расходов в 2010 г. в размере 1 679 041 тыс. руб. значительно снизило прибыль  от продаж, составив 4 224 тыс. руб. Это  привело к сокращению прибыли  от продаж в 2010 г. по сравнению с предыдущим на 269 680 тыс. руб. (98,46%). Однако в 2011 г. прибыль удалось увеличить на 2497,11%, и на конец отчетного периода она составила 109 702 тыс. руб.

Превышение  операционных расходов над доходами (сальдо составило -280 938 тыс. руб.), наличие  процентов к уплате в размере 106 641 тыс. руб. послужили причинами значительного сокращения прибыли до налогообложения. Однако за счет положительного сальдо по внереализационным доходам и расходам удалось избежать убытка, и на конец 31.12.2009 г. прибыль до налогообложения составила  458 тыс. руб. Однако в 2010 году убыток составил 85 856тыс. руб. (сокращение на 1429,45% по сравнению с 2009 г.) Несмотря на снижение операционных расходов в 2010 г. по сравнению с предыдущим на 78,07% (на 986 084 тыс. руб.), операционных доходов и прибыли от продаж не хватило для их погашения. Что и привело к наличию убытка. Однако в 2011 г. прибыль до налогообложения составила 537 257 тыс. руб. (прирост - 725,77%). Данной ситуации удалось достичь за счет сокращения процентов к уплате на 65,37% (на 43 342 тыс. руб.), прочих операционных расходов на 5,28% (на 44 337тыс. руб.), а также благодаря росту операционных доходов на 52,64% (на 429 17 тыс. руб.) и появлению процентов к получению в размере 839 тыс. руб.

С учетом налога прибыль и иных обязательных платежей чистая прибыль за анализируемый период имеет следующие значения: 2009 г. - 255 тыс. руб., 2010 г. - минус 116 175 тыс. руб., 2011 г. - 366 986 тыс. руб. В связи с реорганизацией предприятия в 2010 г. чистая прибыль отсутствует. Однако в 2011 г. ее прирост составил 415,89% (на 483 161 тыс. руб.).

Удельный вес  показателя «Прибыль от продажи» в  выручке значительно сократился в 2010 г. по сравнению с предыдущим с 4,84% до 0,09%. Это объясняется появлением коммерческих расходов, на долю которых  приходится 34,41% в общем объеме выручки. Однако в 2011 г. доля прибыли от продаж возросла 0,09% до 1,84% за счет роста валовой прибыли в стоимостном выражении, а также благодаря росту ее удельного веса в структуре выручки.

 

    1. Анализ управления оборотными  активами  ОАО «ТГК-2»

 

Управление  текущими финансовыми операциями в основном сводится к управлению денежным оборотом, т.е. движением денег в наличной и безналичной формах. Его целями являются: ускорение поступления платежей и снижение таким образом дебиторской задолженности; замедление процесса погашения собственных выплат (в том числе и налоговых), т.е. увеличение задолженности кредиторской; минимизация кассовых остатков наличности. Рассмотрим некоторые из этих моментов подробнее.

Информация о работе Управление оборотными активами