Управление оборотными активами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 21:32, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной выпускной квалификационной работы – оценить эффективность использования оборотных активов торгового предприятия, выявить основные проблемы, и дать рекомендации по совершенствованию управления оборотными средствами на предприятии.
Объектом исследования является торговое предприятие ОАО «ТГК-2».
В задачи выпускной квалификационной работы входит:
Изучение теоретических и организационных основ оборачиваемости оборотного капитала;
Изучение методологических основ и подходов к анализу оборачиваемости оборотного капитала;
Непосредственно анализ оборотного капитала исследуемой организации с выводами о его результатах и рекомендациями по оптимизации.

Файлы: 1 файл

Упр ОА ТГК-2 прав.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Одним из важнейших  факторов, определяющих эффективность  ведения бизнеса для предприятия, является возможность управлять  своей платежеспособностью. Основным инструментом управления денежными  средствами служит система управленческого  учета и бюджетирования. Денежный поток контролируется в бюджетировании с помощью Бюджета движения денежных средств.

Под бюджетом движения денежных средств (БДДС) понимают бюджет (план) движения расчетного счета и  наличных денежных средств в кассе  предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия.

Для эффективного ведения бизнеса предприятию  в настоящем и будущем необходимо иметь положительный баланс денежных средств. Именно поэтому БДДС отводится главенствующее место в системе управления денежными средствами как составляющей оборотных средств.

БДДС составляют как с целью обеспечения постоянного  наличия денежных средств, направляемых на исполнение обязательств предприятия, так и для эффективного использования избытка этих средств. Следовательно, в БДДС должны быть предусмотрены меры против так называемых "кассовых разрывов", т.е. ситуаций, связанных с нехваткой наличных денежных средств для текущих выплат (в качестве мер могут быть банковские кредиты, выпуск акций или иное привлечение денежных средств). Временно свободные денежные средства могут направляться, например, в инвестиционные проекты, банковский вклад под процент и т.д.

Таким образом, БДДС должен обеспечивать наличие оптимального ежедневного остатка (конечного сальдо) денежных средств на протяжении всего периода планирования, которое складывается из суммы начального сальдо денежных средств и поступлений за вычетом произведённых выплат.

БДДС составляют на основе бюджета доходов и расходов (БДР) и инвестиционного бюджета. Но у БДДС и БДР различная методика формирования. БДР формируется по методу "начисления" (т.е. доходы и расходы определяются в момент времени, когда они были реально понесены, вне зависимости от оплаты), БДДС - по "кассовому" методу (т.е. доходы и расходы должны быть не только совершены, но и оплачены). Кроме того, существуют статьи бюджета доходов и расходов, не связанные с движением денежных средств (например, амортизация, брак, недостача), равно как и существуют статьи БДДС, не связанные с текущим оборотом капитала и инвестиционной деятельностью (кредиты и займы). [24; 31]

Можно выделить основные раздела сводного БДДС:

- поступление  денежных средств (остаток на  начало периода, поступление платежей  от покупателей и других дебиторов);

- расход денежных  средств (выплаты кредиторам);

- чистый поток  денежных средств по текущей  деятельности (разница между поступлениями  и расходами);

- финансовый  раздел, детализирующий получение  и погашение заемных средств;

- раздел по  инвестиционной деятельности, под  которой понимается деятельность  предприятия, связанная с капитальными вложениями (приобретения зданий, сооружений, нематериальных активов, а также их продажа; осуществление долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуск облигаций и других ценных бумаг). Последний раздел является отражением инвестиционного бюджета и описывает движение денежных средств по программе инвестиций предприятия (Приложение 10).

Процедуру разработки БДДС целесообразно разбить на ряд  последовательно выполняемых этапов.

1) Определение  необходимого уровня средств для финансирования инвестиционных затрат (на осуществление капитальных вложений, приобретений основных средств, строительства на собственные нужды, т.е. всех затрат, финансируемых за счет прибыли, оставшейся у предприятия после налогообложения);

2) Определение минимального уровня ежедневного остатка денежных средств на непредвиденные расходы (исходящий остаток);

3) Определение  доходной части бюджета (поступления) - выполняются на основе бюджета  продаж с учетом анализа гашения  дебиторской задолженности, бюджета по инвестиционной (продажа основных средств и других активов предприятия) и финансовой деятельности (дивиденды, проценты полученные);

3) Определение  расходной части бюджета (выплаты) - выполняются на основе бюджетов  по прямым затратам (расходы на оплату труда, расходы на сырье и материалы (обычно при определении стоимости сырья и материалов используют учетные (нормативные) цены, которые могут отличаться от рыночных цен)- с учетом движения запасов сырья и материалов), бюджетов накладных расходов (оплата труда АУП, прочие общецеховые и общехозяйственные расходы), бюджетов по инвестиционной (покупка и строительство основных фондов) и финансовой деятельности (возврат кредитов и процентов по ним, выплата дивидендов);

4) Формирование  бюджета движения денежных средств, контроль и корректировка.

Ежедневно в  БДДС вводятся фактические показатели поступления и расходования денежных средств по банковским выпискам, отчётам  кассира. Это делает на своём автоматизированном рабочем месте экономист финансового  отдела в следующую форму «БДДС фактический».

Возможности эффективного планирования движения денежных средств  зависят от периода планирования. В финансовом отделе ОАО «ТГК-2» ведётся с помощью БДДС краткосрочное планирование и оперативное управление денежными потоками, а в последствии по итогам месяца, квартала, полугодия и года проводится анализ выполнения плана.

Для нужд оперативного (краткосрочного) планирования сроком на 1 месяц осуществляется заявочно-договорная методика формирования расходной части  БДДС, в которой предполагается формирование БДДС и платежного календаря (под которым понимается график поступлений средств и платежей предприятия) на основе заявок функциональных подразделений предприятия на расходование денежных средств.

Ключевая особенность  используемого алгоритма формирования БДДС на краткосрочный период заключается в том, что, в первую очередь, проводятся анализ текущей потребности подразделений и сложившейся к концу периода структуры платежей по договорным взаимоотношениям. Т.о., исходя из сложившейся к началу периода планирования ситуации по договорным взаимоотношениям и потребностям предприятия в денежных средствах, происходит формирование доходной части БДДС.

Заявочно –  договорная методика формирования БДДС представлена на рисунке 3:

 

Рисунок 3. Заявочно – договорная методика формирования БДДС

 

При планировании поступлений денежных средств (блок 1 на рис. 3) проводится расчет предполагаемых поступлений денежных средств на основании имеющихся плановых данных по доходам за данный период и возможным погашением дебиторской задолженности покупателями (Поступления).

Расчет поступлений  выполняется с учетом сложившейся  практики взаимоотношений с покупателями. Для этого также определяются следующие показатели:

- сроки погашения  дебиторской задолженности;

- процент поступающих  авансов от общей суммы, реализуемой  продукции (товара);

- сроки от  получения авансов до исполнения  предприятием соответствующих обязательств;

- процент "безнадежных"  долгов в общей доле предъявленных  покупателям счетов.

Расчет этих показателей производится по каждому виду деятельности в разрезе групп контрагентов. Для этого с успехом используется бухгалтерскую базу предприятия, а именно возможности программы «1с:Предприятие», с помощью которой формируются расшифровки к необходимым строкам баланса (например, расшифровка стр. 240).

После расчета  общей суммы плановых поступлений  определяется максимально возможная  сумма выплат за период.

Планирование  выплат денежных средств осуществляется на основе утвержденных заявок и договоров (блок 2 на рис. 3). В рамках данной методики предполагается создание базы договоров, в которой регистрируются все заключенные с предприятием финансовые и хозяйственные договора. Для планирования выплат денежных средств на основе разовых взаимоотношений с контрагентами, не оформленных договорами, предназначен документ заявка. Заявка составляется подразделением на расходы по текущей деятельности. Обязательное условие заявки - наличие документального подтверждения каждой строки расходов (например, прикладывается счёт-фактура).

Периодичность составления заявок соответствует  периодичности планирования бюджета. После получения заявок по всем структурным  подразделениям ОАО «ТГК-2» проводится анализ поступивших данных. Составление графика выплат денежных средств проводится в два этапа: определение назначения выплат и определение дат выплат.

На первом этапе  после определения максимальной суммы выплат производится выбор  наиболее приоритетных статей оплат. Если максимальной суммы выплат недостаточно, чтобы покрыть свои наиболее приоритетные (обязательные к уплате) статьи, то делается вывод о необходимости получения кредита, займа в размере, необходимом для оплаты этих расходов. Кредиты и займы увеличивают поступления предприятия за планируемый период, но увеличивают выплаты следующих периодов.

На втором этапе  проводится определение дат выплат. Для этого составляется график поступлений  денежных средств, на основе которого определяется остаток денежных средств  на каждый шаг планирования (минимальный, неделимый период планирования - например, день, неделя и т.д.).

Изначально  определяются сроки наиболее приоритетных статей выплат исходя из требуемых  сроков оплаты и возможностей предприятия  по выполнению этих обязательств. Далее  сроки оплаты определяются по остальным  статьям, начиная с наиболее приоритетных статей, и заканчивая менее приоритетными. При этом проводится контроль кассовых разрывов, т.е. отсутствие периодов с отрицательными остатками на начало, конец периода.

Кроме того, сумма  выплат по статьям формируется с  учетом лимитов по расходам для каждого подразделения, устанавливаемых на основе планового БДР и инвестиционного бюджета (блок 3 на рис. 3). В случае если выплаты являются целесообразными и необходимыми, принимается решение о внесение корректировок в БДР и инвестиционный бюджет.

На основе отчета по утвержденным заявкам (графика по выплатам), а также графика поступлений  денежных средств формируется платежный  календарь, а на основе последнего - БДДС (блок 4 на рис. 3). При организации планирования движения денежных средств на предприятии предусмотрены следующие операции контроля: соответствия статей БДДС лимитам (определяемых БДР и инвестиционным бюджетом); целесообразность производимых расходов и перерасходов (сравнение с производственной программой); лимита остатков денежных средств на конец периода на случай непредвиденных расходов; контроль отсутствия "кассовых" разрывов.

Контроль осуществляется в соответствии с положением о  планировании, основными принципами которого являются: соответствие поданных заявок финансовому плану; осуществление платежей на основе письменных заявок служб-инициаторов; перечисление денежных средств производится в соответствии с реестром на оплату, утверждённым Финансовым директором.

Заявки на оплату поданные подразделениями сверх  плана оплачиваются только с разрешения Генерального директора (или лицом, его замещающего). При образовании "кассовых разрывов" (т.е. ситуации, когда расходная часть бюджета превышает доходную, и итоговое сальдо денежных средств на конкретную дату становится отрицательным) предпринимаются меры по их устранению - решение по "урезанию" расходов (или смещение расходов во времени) или получение банковского кредита.

Применение  описанной выше методики показало, что она обладает следующими достоинствами:

1) Простота. Методика  довольно проста в применении и реализации на производстве.

2) Достоверность.  Достоверность достигается за  счет того, что данные представляются  только о реально необходимых  затратах, и все подразделения  предприятия участвуют в планировании.

3) Наглядность.  Исполнители оперативно получают отчет об утвержденных и неутвержденных расходах.

 

3. Пути совершенствования управления оборотными активами ОАО «ТГК-2»

3.1 Обоснование необходимости разработки мероприятий по повышению оборачиваемости оборотных активов ОАО «ТГК-2»

 

Эффективное управление финансами организации, по оценке финансовых менеджеров, предполагает, что из общей  экономии, которую она может получить, 50 % приходится на долю эффективного управления товарно-материальными запасами, 40 % - на управление запасами готовой продукции и дебиторской задолженностью и 10 % - на управление собственно технологическим циклом. Следовательно, в управлении финансами организации основное внимание должно быть уделено на 90 % управлению оборотным капиталом. Это может быть достигнуто за счёт сокращения операционного и финансового циклов.

Финансовое  положение предприятия, его показатели ликвидности и платёжеспособности непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные  в оборотные активы, превращаются в реальные деньги.

Одним из важнейших  показателей эффективного управления оборотными средствами является высокая  оборачиваемость оборотных активов. Отсюда основная задача рационального  управления оборотными активами предприятия  заключается в том, что всеми  силами и средствами следует сокращать период оборачиваемости оборотных средств как в целом, так и по каждой из наиболее весомых составляющих.

Информация о работе Управление оборотными активами