Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 17:54, дипломная работа
Проблемам определения сущности и оценки прибыли уделялось особое внимание в трудах выдающихся экономистов конца 18 века (Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса, Д. Милля и др.). В России возникла необходимость более детального рассмотрения прибыли с переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным. При этом роль прибыли значительно возросла, так как от нее зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения потребностей управленческого персонала, работников и населения. Кроме того, за счет отчислений из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ.………………………………………………………….....
1.1. Сущность, принципы, объекты, функции управления прибылью…......................................................................................................
1.2. Методические основы управления прибылью………………..
1.3. Проблемы в управлении прибылью…………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХИТОН»…………...……………………………………..
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Хитон» и анализ технико-экономических показателей………………………………..…...…
2.2. Исследование системы управления ОАО «Хитон»…………..
2.3. Анализ прибыли ОАО «Хитон». Факторный анализ…………
2.4. Анализ показателей рентабельности ОАО «Хитон»…………
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОАО «ХИТОН»…………..…………………………………..
3.1. Разработка мероприятий относительно усовершенствования управления прибылью на ОАО «Хитон»…………………………………...
3.2. Оценка эффективности управления прибылью и планирование прибыли ………………………………...................................
3.3. Рекомендации по увеличению суммы прибыли…...….............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………......
- Руководство разработкой
- Организация и контроль
- Руководство проведением
- Руководство разработкой
2.3. Анализ прибыли ОАО «Хитон». Факторный анализ
Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов.
Рассмотрим процесс расчета прибыли организации по таблице 2.8. Расчет выполняется за отчетный и аналогичный период предыдущего года. На основе этой таблицы затем проведем горизонтальный и вертикальный анализ прибыли, определим динамику основных показателей, формирующих прибыль, и оценим их влияние на изучаемый показатель.
Таблица 2.8
Процесс формирования и расчета прибыли ОАО «Хитон» за 2010 - 2012 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение |
в % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6=5/2 |
Выручка |
400 103 |
308 199 |
309 682 |
-22,6 |
Себестоимость продаж |
353 116 |
253 080 |
285 093 |
-19,3 |
Валовая прибыль (убыток) |
46 987 |
55 119 |
24 589 |
-47,7 |
Расходы |
18 908 |
23 256 |
17 121 |
-9,5 |
Прибыль (убыток) от продаж |
28 079 |
31 863 |
7 468 |
-73,4 |
Проценты к уплате |
7 210 |
2 604 |
21 |
-99,7 |
Прочие доходы |
17 933 |
17 950 |
8 696 |
-51,5 |
Прочие расходы |
28 107 |
44 010 |
15 739 |
-44,0 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
10 695 |
3 199 |
404 |
-10,3 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
7 379 |
101 |
0 |
-100 |
Изменение отложенных налоговых активов |
3 515 |
101 |
0 |
-100 |
Прочее |
0 |
2 709 |
0 |
|
Чистая прибыль (убыток) |
6 831 |
490 |
404 |
-94,1 |
Из данной таблицы видно, что основные показатели отчетного года, показывающие прибыльность предприятия, резко уменьшились по сравнению с 2010 годом, об этом свидетельствуют отрицательные значения отклонений и в абсолютном выражении, и в относительном. В результате валовая прибыль сократилась почти в 2 раза, прибыль от продаж в 4 раза, чистая прибыль уменьшилась до 404 тыс. руб.
По этим данным уже можно отметить тревожную для предприятия ситуацию. Опережающий рост себестоимости продаж «съел» увеличение выручки, и прирост валовой прибыли оказался очень небольшим.
С целью проведения анализа прибыли и выявления основных тенденций ее изменения выполним горизонтальный и вертикальный анализ «Отчета о прибылях и убытках» ОАО «Хитон» представленного.
Горизонтальный анализ позволит выявить направления и закономерности изменений относительной значимости статей доходов и расходов в течение определенного периода и поведение статей расходов в зависимости от изменения продаж. Данные анализа представим в таблице 2.9 и рисунке 2.4.
Таблица 2.9
Горизонтальный анализ прибыли ОАО «Хитон» за 2010-2012 гг.,
тыс. руб.
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
2012 |
абсол измен |
относ. измен. |
тыс. руб. |
в % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-2 |
6=4/2*100 |
Выручка |
400 103 |
308 199 |
309 682 |
-90 421 |
77 |
Себестоимость продаж |
353 116 |
253 080 |
285 093 |
-68 023 |
81 |
Валовая прибыль (убыток) |
46 987 |
55 119 |
24 589 |
-22 398 |
52 |
Расходы |
18 908 |
23 256 |
17 121 |
-1 787 |
91 |
Прибыль (убыток) от продаж |
28 079 |
31 863 |
7 468 |
-20 611 |
27 |
Проценты к уплате |
7 210 |
2 604 |
21 |
-7 189 |
0,3 |
Прочие доходы |
17 933 |
17 950 |
8 696 |
-9 237 |
48 |
Прочие расходы |
28 107 |
44 010 |
15 739 |
-12 368 |
56 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
10 695 |
3 199 |
404 |
-10 291 |
4 |
Отложенные налоговые обязательства |
7 379 |
101 |
0 |
-7 379 |
0 |
Изменение отложенных налоговых активов |
3 515 |
101 |
0 |
-3 515 |
0 |
Прочее |
0 |
2 709 |
0 |
||
Чистая прибыль (убыток) |
6 831 |
490 |
404 |
-6 427 |
6 |
Рис.2.4. Прибыли ОАО «Хитон» за 2010-2012 гг.
Произведенные расчеты с использованием метода горизонтального анализа по данным формы №2 позволяют сделать следующие выводы. По данным таблицы и рисунка мы видим, что основные показатели отчетного года, показывающие прибыль предприятия, резко уменьшились по сравнению с 2010 годом. Итак, чистая прибыль в 2010 году составила 6831 тыс. руб., а к 2012 году снизилась на 6427 тыс. руб. и составила 404 тыс. руб. На это повлияло уменьшение выручки от реализации на 90431 тыс. руб., в то время когда себестоимость уменьшилась на 68023 тыс. руб., что на 26008 тыс. руб. больше изменения выручки. Это говорит о том, что себестоимость на одну реализованную продукцию увеличилась. В связи с этими обстоятельствами, валовая прибыль в отчетном году составила 24589 тыс. руб., уменьшившись почти в 2 раза. А вот коммерческие расходы уменьшились всего лишь на 1787 тыс. руб. и составили 17121 тыс. руб. В итоге прибыль от продаж уменьшилась 4 раза и составила 7468 тыс. руб. Проценты к уплате с 7210 тыс. руб. уменьшились до 21 тыс. руб., уменьшились так же и прочие расходы на 12368 тыс. руб. Прочие доходы уменьшились в 2 раза и составили 8696 тыс. руб.
Изменения в структуре прибыли анализируются с использованием методов вертикального анализа. Соответствующие расчеты по данным формы №2 представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10
Вертикальный анализ «Отчета о прибылях и убытках» ОАО «Хитон» за 2010-2012 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение % | |||
тыс.руб. |
уд.вес,% |
тыс.руб. |
уд.вес,% |
тыс.руб. |
уд.вес,% | ||
Выручка |
400 103 |
100,0 |
308 199 |
100,0 |
309 682 |
100,0 |
0,0 |
Себестоимость продаж |
353 116 |
88,3 |
253 080 |
82,1 |
285 093 |
92,1 |
3,8 |
Валовая прибыль (убыток) |
46 987 |
11,7 |
55 119 |
13,8 |
24 589 |
6,1 |
-5,6 |
Коммерческие расходы |
18 908 |
4,7 |
23 256 |
5,8 |
17 121 |
4,3 |
-0,4 |
Прибыль (убыток) от продаж |
28 079 |
7,0 |
31 863 |
8,0 |
7 468 |
1,9 |
-5,1 |
Проценты к уплате |
7 210 |
1,8 |
2 604 |
0,7 |
21 |
0,007 |
-1,793 |
Прочие доходы |
17 933 |
4,5 |
17 950 |
4,5 |
8 696 |
2,2 |
-2,3 |
Прочие расходы |
28 107 |
7,0 |
44 010 |
11,0 |
15 739 |
3,9 |
-3,1 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
10 695 |
2,7 |
3 199 |
0,8 |
404 |
0,1 |
-2,6 |
Изменение отложенных налоговых обязательств и активов |
(3864) |
1,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
-1,0 |
Прочее |
0 |
0,0 |
2 709 |
0,7 |
0 |
0,0 |
0 |
Чистая прибыль (убыток) |
6 831 |
1,7 |
490 |
0,1 |
404 |
0,1 |
-1,6 |
За 100 % возьмем выручку. Уровень отношения в % к выручке рассчитывается следующим образом:
Ур% с/ст = Себестоимость проданных товаров / Выручка (нетто) от продажи товаров * 100%
Аналогичным образом рассчитывается уровень отношения остальных показателей, приведенных в таблице.
По данным таблицы мы видим, что все расчеты кроме себестоимости по уровню к выручке показали отрицательные значения, что говорит о снижении прибыльности деятельности организации. Удельный вес себестоимости увеличился на 3,8% и в отчетном году составил 92,1%, что составляет основную часть выручки. Остальные статьи расходов уменьшились, но в незначительной степени, они не смогли повлиять на увеличение прибыли. Удельный вес валовой прибыли уменьшился почти в 2 раза и составил всего лишь 6,1%. В связи с этим прибыль от продаж занимает 1,9% от выручки, уменьшившись на 5,1%. А прибыль до налогообложения и чистая прибыль занимает всего лишь 0,1% выручки, что говорит о том, что предприятие скоро может стать банкротом. ОАО «Хитон» не платит налога на прибыль, так как у него еще есть непокрытые убытки.
Данные вертикального анализа, таким образом, подтверждают данные горизонтального анализа, и подтверждают сделанные ранее выводы о значительном росте издержек в ОАО «Хитон».
Далее проведем анализ факторной прибыли от продаж.
Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:
- изменение объема продажи
- изменение структуры
- изменение себестоимости
- изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.
Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе следующих данных (табл. 2.11).
Таблица 2.11
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютный прирост |
В % к пред г. |
А |
1 |
2 |
3 |
4=3-1 |
5=4/1*100% |
Выручка |
400 103 |
308 199 |
309 682 |
-90421 |
-22,6 |
Себестоимость продаж |
353 116 |
253 080 |
285 093 |
-68023 |
-19,3 |
Коммерческие расходы |
18 908 |
23 256 |
17 121 |
-1787 |
-9,5 |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прибыль (убыток) от продаж |
28 079 |
31 863 |
7 468 |
-20611 |
-73,4 |
Индекс изменения цен |
1,00 |
1,09 |
1,20 |
+0,20 |
20 |
Объем реализации в сопоставимых ценах |
400103 |
282751 |
258068 |
-142035 |
-35,5 |