Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 17:54, дипломная работа
Проблемам определения сущности и оценки прибыли уделялось особое внимание в трудах выдающихся экономистов конца 18 века (Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса, Д. Милля и др.). В России возникла необходимость более детального рассмотрения прибыли с переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным. При этом роль прибыли значительно возросла, так как от нее зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения потребностей управленческого персонала, работников и населения. Кроме того, за счет отчислений из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ.………………………………………………………….....
1.1. Сущность, принципы, объекты, функции управления прибылью…......................................................................................................
1.2. Методические основы управления прибылью………………..
1.3. Проблемы в управлении прибылью…………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХИТОН»…………...……………………………………..
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Хитон» и анализ технико-экономических показателей………………………………..…...…
2.2. Исследование системы управления ОАО «Хитон»…………..
2.3. Анализ прибыли ОАО «Хитон». Факторный анализ…………
2.4. Анализ показателей рентабельности ОАО «Хитон»…………
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОАО «ХИТОН»…………..…………………………………..
3.1. Разработка мероприятий относительно усовершенствования управления прибылью на ОАО «Хитон»…………………………………...
3.2. Оценка эффективности управления прибылью и планирование прибыли ………………………………...................................
3.3. Рекомендации по увеличению суммы прибыли…...….............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………......
По данной таблице мы видим, что мощности завода имеют крайне низкую загрузку, текущие объемы производства не обеспечивают рентабельность продукции, в то время как резервы увеличения объема производства велики.
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (табл. 3.5) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
(11)
Таблица 3.5
Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции
Вид продукции |
Объем реализации за 2012 год |
Резервы увеличения объема реализации |
Фактическая сумма прибыли за 1 ед. |
Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
АЭП |
2891 тыс. балл. |
809 |
125745/2891=43,5 |
35191,5 |
ЛКМ |
2006 тонн |
6994 |
74545/2006=37,2 |
260176,8 |
СМС и шампуни |
1262 тонн |
738 |
63335/262=50,2 |
37047,6 |
Гофропродукция |
1764 тыс м2 |
236 |
34432/17645=19,5 |
4602 |
Итого |
337017,6 |
Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста (табл. 3.5);
Относительная экономия на условно-постоянных (независящих) расходах при увеличении объема производства определяется по формуле:
где Эу.п.р. - приведенные условно-постоянные расходы (без амортизации) в базисном году, руб.;
JТ - темпы прироста товарной продукции в планируемом году по сравнению с базисным, %;
Со - себестоимость товарной продукции или отдельные элементы затрат (статьи расходов) в базисном году, тыс. руб.
Таблица 3.6
Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции
Вид продукции |
Резерв снижения себестоимости на 1 ед. продукции |
Возможный объем реализации продукции |
Резервы увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
АЭП |
1,6 |
3700 |
5920 |
ЛКМ |
1,1 |
9000 |
9900 |
СМС и шампуни |
0,8 |
2000 |
1600 |
Гофропродукция |
1,3 |
2000 |
2600 |
Итого |
20020 |
Аналогично тому, как
был подсчитан резерв увеличения прибыли
за счет уменьшения себестоимости
можно подсчитать резерв увеличения прибыли
за счет увеличения цены.
Среднереализацонная
цена реализации продукции ОАО «Хитон»
находится ниже цены конкурентов. Уровень
среднереализационных цен может быть
увеличен путем поиска более выгодных
рынков сбыта, где эту продукцию возможно
реализовать по более высоким ценам.
При оптимизации структуры
рынков сбыта на данном предприятии реально
повысить уровень среднереализационных
цен на 0,15 руб.
Повышение прибыли
в этом случае составит:
Таблица 3.7
Резервы роста прибыли за счет улучшения качества продукции
Вид продукции |
Повышение прибыли, тыс. руб. |
АЭП |
0,15*3700=555 |
ЛКМ |
0,15*9000=1350 |
СМС и шампуни |
0,15*2000=300 |
Гофропродукция |
0,15*2000=300 |
Итого |
2505 |
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли
Таблица 3.8
Влияние резервов роста прибыли на ее изменение
Источники резервов |
Соответствующее увеличение прибыли, тыс. руб. |
Увеличение объема продаж |
337018 |
Снижение себестоимости продукции |
20020 |
Оптимизации структуры рынка сбыта |
2505 |
Итого |
359543 |
На рост прибыли самое сильное влияние оказало увеличение объема продаж на сумму 337017,6 тыс. руб., далее идет снижение себестоимости на 20020 тыс. руб, и оптимизация структуры рынка сбыта на 2505 тыс. руб. Таким образом, если бы ОАО «Хитон» использовал свои резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации, снижение себестоимости, оптимизации рынка сбыта, то прибыль от реализации продукции составила бы 669224 тыс. руб. (309682+359453) вместо 309682 тыс. руб.
Таким образом, основными источниками увеличения суммы доходов и прибыли ОАО «Хитон» являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта. Резерв роста прибыли составляет 359543 тыс. руб. Так же для увеличения прибыли надо применить планирование и управление по центрам финансовой ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль определяемая как превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров – является конечной производственной целью любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики.
Управление прибылью предприятия, полученной в результате его хозяйственной деятельности, охватывает процессы планирования, формирования, распределения и использования прибыли. Управление прибылью необходимо рассматривать в комплексе с анализом всех аспектов деятельности предприятия, так как на прибыль оказывают прямое и косвенное влияние многообразие внешних и внутренних факторов.
В дипломной работе были рассмотрены теоретические и методические основы управления прибылью, раскрыта методика ее анализа, проблемы формирования, распределения, использования прибыли, а так же проведена анализ финансово-хозяйственной деятельности, в частности анализ прибыли на примере ОАО «Хитон», которая занимается производством бытовой химии и лакокрасочных материалов.
Итак, подведем итоги проделанной работе. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Процесс управления прибылью предполагает проведение анализа, который характеризуется многообразием своих форм. На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия объем товарооборота и его скорость и другие. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения. В современной научной литературе выделяют множество методов анализа прибыли, но наибольшую практическую значимость имеет факторный анализ. Его проведение дает наиболее объективную оценку факторов формирования прибыли на предприятии.
Исходя из проведённого анализа деятельности ОАО «Хитон» можно сделать вывод, что на 01.01.2013 г. финансовое положение ОАО «Хитон» по формальным признакам не относится к финансово стабильному. По анализу технико-экономических показателей было выявлено, что наблюдается тенденция к росту в валюте баланса на сумму 902473 тыс. руб. Это связано с увеличением краткосрочных и долгосрочных обязательств на приобретение основных средств. Показатели ликвидности и финансовой устойчивости находятся ниже нормативных значений и имеют тенденцию к снижению. Был так же проведен горизонтальный, вертикальный, факторный анализы прибыли. Все анализы нам показывают значительное уменьшение прибыли по сравнению с предыдущими годами. Итак, чистая прибыль в 2010 году составила 6831 тыс. руб., а к 2012 году снизилась на 6427 тыс. руб. и составила 404 тыс. руб. На это повлияло уменьшение выручки от реализации на 90431 тыс. руб., а так же увеличение удельного веса себестоимости и уменьшение других видов прибылей. В результате изменения объема реализации продукции сумма прибыли уменьшилась в 2012 г. на 9968 тыс. руб., ситуация не изменилась при изменении изменения структуры и ассортимента реализованной продукции, прибыль уменьшилась на 6711 тыс. руб.
Общая рентабельность и рентабельность объема продаж составляют 0,13% и 2,41% соответственно. Остальные показатели рентабельности тоже имеют тенденцию к уменьшению и очень низкое значение.
Исходя из проведенных расчетов и анализа, можно сделать вывод о том, что финансовое состояние предприятия не стабильное, постоянно ухудшается. Несмотря на уменьшение различных расходов, наблюдается резкое снижение чистой прибыли. Так же мы видим снижение показателей рентабельности. Это можно связать со снижением конкурентоспособности, уменьшением спроса на продукцию, и с увеличениями расходов на одну единицу продукции (роста стоимости энергоносителей, стоимости материалов основного производства, транспортных расходов).
Проведя анализ прибыли предприятия ОАО «Хитон» можно предложить следующие меры по увеличению прибыли на предприятии, которые возможно осуществить двумя способами: увеличение выручки от реализации предприятия; уменьшить расходы предприятия:
Основные направления развития ОАО «Хитон»:
- Производство продукции в аэрозольной упаковке по европейскому
стандарту и требованиям контрактного
производства;
- Производство лакокрасочных материалов
промышленного потребления;
- Доведение системы менеджмента качества
до эффективного уровня;
- Поиск и внедрение новых производств,
развитие и модернизация существующих;
- Создание корпоративной информационной
системы управления предприятием на основе
информационных технологий;
- Разработка и развитие управляемых цепочек
поставок.
Для достижения поставленных целей и реализации основных направлений работ в области качества на ОАО «Хитон» проводится: