Управление прибылью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Проблемам определения сущности и оценки прибыли уделялось особое внимание в трудах выдающихся экономистов конца 18 века (Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса, Д. Милля и др.). В России возникла необходимость более детального рассмотрения прибыли с переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным. При этом роль прибыли значительно возросла, так как от нее зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения потребностей управленческого персонала, работников и населения. Кроме того, за счет отчислений из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ.………………………………………………………….....
1.1. Сущность, принципы, объекты, функции управления прибылью…......................................................................................................
1.2. Методические основы управления прибылью………………..
1.3. Проблемы в управлении прибылью…………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХИТОН»…………...……………………………………..
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Хитон» и анализ технико-экономических показателей………………………………..…...…
2.2. Исследование системы управления ОАО «Хитон»…………..
2.3. Анализ прибыли ОАО «Хитон». Факторный анализ…………
2.4. Анализ показателей рентабельности ОАО «Хитон»…………
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОАО «ХИТОН»…………..…………………………………..
3.1. Разработка мероприятий относительно усовершенствования управления прибылью на ОАО «Хитон»…………………………………...
3.2. Оценка эффективности управления прибылью и планирование прибыли ………………………………...................................
3.3. Рекомендации по увеличению суммы прибыли…...….............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………......

Файлы: 1 файл

diplom_gimadieva.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

1. Для определения влияния объема  продаж на прибыль необходимо  прибыль предыдущего периода  умножить на изменение объема  продаж. Основная методическая сложность  определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

В нашем примере объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 258068 тыс. руб. (309682/1,20). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 64,5% (258068/400103*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 35,5%.

За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась:

28079 * (-0,355) = -9968 тыс. руб.

2. Влияние структуры ассортимента  реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

- выручка от продажи отчетного  периода в ценах базисного периода 258068 тыс. руб.;

- фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (353116*0,645) = 227760 тыс. руб.;

- коммерческие расходы базисного периода 18908 тыс. руб.;

- управленческие расходы базисного периода 0;

- прибыль отчетного периода, рассчитанная  по базисной себестоимости и  базисным ценам (47122–34091–2615–4816) = 11400 тыс. руб.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

11400 – (28079*0,645) = -6711 тыс. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

285093 – (353116*0,645)=57333 тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения коммерческих  и управленческих расходов на  прибыль определим путем сопоставления  их величины в отчетном и  базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1787 тыс. руб. (17121 – 18908), а управленческие расходы не показаны в отчете о прибылях и убытках.

5. Для определения влияния цен  реализации продукции, работ, услуг  на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

309682– 258068 = 51614 тыс. руб.

Таблица 2.12

Влияние факторов на сумму прибыли

Факторы

Суммы изменения, тыс. руб.

 изменение объема продаж

-9968

 изменение структуры ассортимента  реализованной продукции 

-6711

 изменение себестоимости 

+57333

 изменение величины коммерческих  расходов

+1787

 изменение цен реализации 

+51614

 общее влияние факторов

+94055


К снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на реализованную продукцию, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции.

 

2.4. Анализ показателей  рентабельности ОАО «Хитон»

 

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – рентабельность. Рентабельность – это уровень прибыльности или доходности организации.

Идея показателя рентабельности состоит в том, чтобы продемонстрировать, насколько окупаются затраты, которые несет организация в ходе осуществления своей деятельности. Но, оказывается, на этот вопрос нельзя ответить однозначно – все зависит от коэффициента, который применяется для расчетов.

Говоря о рентабельности деятельности организации, мы определяем, сколько прибыли приносит каждый рубль затрат, поэтому критерием окупаемости затрат выступает прибыль организации.

Таблица 2.13

Показатели рентабельности ОАО «Хитон» за 2010-2012 гг.

 

2010

2011

2012

изменение +/-

темп роста

общая рентабельность (рентабельность основной деятельности)

2,67

1,04

0,13

-2,54

4,87

рентабельность продаж (оборота, продукции)

7,02

10,34

2,41

-4,61

34,33

рентабельность производства

13,31

21,78

8,62

-4,69

64,76

рентабельность активов

0,71

0,04

0,02

-0,69

2,82

рентабельность оборотных/текущих активов

1,23

0,08

0,06

-1,17

4,88

рентабельность собственного капитала

-4,4

0,28

0,23

4,63

-5,23

рентабельность инвестиций

0,014

0,002

0,0002

-0,0138

1,4

рентабельность акционерного капитала

3,42

0,25

0,20

-3,22

5,91


 

Показатель общей рентабельности является самым распространенным при определении рентабельности деятельности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием. По таблице мы видим, что значение данного показателя существенно снизилась и говорит о том, что прибыль до налогообложения составляет всего лишь 0,13 часть в отчетном году, а в 2010 году составил 2,67%.

Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности. В 2010 году этот показатель имеет значение 7,02, в 2011 году увеличилось до 10,34, а в отчетном году наблюдается резкое снижение до уровня 2,41%, он показывает сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. В нашем случае рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.

Рентабельность производства показывает, какой доход (прибыль) имеет предприятие с одной денежной единицы, затраченной на выпуск и реализацию продукции. Наблюдается снижение и этого показателя на 4, 69%, что говорит о неблагоприятном состоянии организации. В 2012 году он составил 8,62%. Этот показатель зависит от структуры реализованной продукции, себестоимости продукции и реализационных цен.

Рентабельность активов  характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде. В отчетном периоде этот показатель имеет значение 0,02%, уменьшившись на 0,69%. Такое низкое значение этого показателя связано с уменьшением и малым значением чистой прибыли.

Рентабельность оборотных активов показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля, вложенного в текущие активы. Так же наблюдается снижение этого показателя. К 2012 году он составил всего лишь 0,06%. Это говорит о том, что текущие активы не будут приносить прибыль.

Рентабельность собственного капитала самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. Он характеризует прибыль, которую собственники получают с рубля вложенных в предприятие средств. По данному показателю собственники ОАО «Хитон» в 2010 году не получили прибыль, а в 2012 году доходность собственного капитала составляет 0,23%.

Исходя из проведенных расчетов и анализа, можно сделать вывод о том, что финансовое состояние предприятия не стабильное, постоянно ухудшается. Несмотря на уменьшение различных расходов, наблюдается резкое снижение чистой прибыли. Так же мы видим снижение показателей рентабельности. Это можно связать со снижением конкурентоспособности, уменьшением спроса на продукцию, и с увеличениями расходов на одну единицу продукции (роста стоимости энергоносителей, стоимости  материалов основного производства, транспортных расходов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОАО «ХИТОН»

3.1. Разработка мероприятий относительно усовершенствования управления прибылью на предприятии.

 

Генеральной целью развития ОАО «Хитон» остается повышение инвестиционной привлекательности и выпуск конкурентоспособных товаров. Сегодня привлечение дополнительного резерва специалистов на предприятие вызвано стремительно меняющейся экономической ситуацией.

В стратегию развития ОАО «Хитон» входит не только совершенствование профильного, но и организация непрофильных видов производств. Для оптимального использования площадей предприятия планируется развитие контрактного производства и активное сотрудничество с арендаторами.

Основные пути увеличения прибыли ОАО «Хитон»:

  • увеличение выпуска продукции;
  • улучшение качества продукции;
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • диверсификация производства;
  • расширение рынка продаж и др;
  • рациональное расходование экономических ресурсов;
  • снижение затрат на производство;
  • повышение производительности труда;
  • ликвидация непроизводственных расходов и потерь;
  • повышение технического уровня производства.

Основные направления развития ОАО «Хитон»:

-  Производство продукции в аэрозольной упаковке по европейскому стандарту и требованиям контрактного производства; 
-  Производство лакокрасочных материалов промышленного потребления; 
-  Доведение системы менеджмента качества до эффективного уровня; 
-  Поиск и внедрение новых производств, развитие и модернизация существующих; 
-  Создание корпоративной информационной системы управления предприятием на основе информационных технологий; 
-  Разработка и развитие управляемых цепочек поставок. 

Для достижения поставленных целей и реализации основных направлений работ в области качества на ОАО «Хитон» проводится:

Информация о работе Управление прибылью предприятия