Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:55, курсовая работа
Главная цель данной работы - рассмотреть такую часть НДС, как перемещение товара через таможенную границу Российской Федераций.
В первой части будет подробно раскрыта сущность самого налога на добавленную стоимость, во второй главе будут отражены вопросы, возникающие при перемещении товара через российскую границу, и арбитражная практика их разрешения. В третьей части описывается порядок заполнения налоговой деклараций.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы НДС при перемещении товаров через границу…………………….……………………………………………...............5
1.1 История возникновения и развития НДС при перемещении товаров через таможенную территорию в мире и в России…………………………………...5
1.2 Особенности налогообложения НДС при импорте и экспорте товаров….8
1.3 Обоснование права на применение налоговой ставки 0 процентов……..18
2 Спорные моменты в налоговой базе…………………………………………26
2.1 Проблемы, возникающие при экспорте…………………………………....26
2.2 Применение нулевой ставки НДС и возмещение НДС при экспорте в страны Таможенного союза: Россия, Беларусь и Казахстан …………...........37
3 Арбитражная практика разрешения споров, возникающих при ввозе и вывозе товаров на территорию РФ..………….…………………...…………...45
4 Налоговая декларация и другие изменения НДС…………………………...54
4.1 Эволюция налоговой декларации по НДС………………………………...54
4.2 Единая декларация и порядок её заполнения……………………………..60
4.3 Последние изменения НДС при экспорте (импорте) товаров……………71
Заключение………………………………………………………………............73
Список использованной литературы…………………………………..............77
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы НДС при перемещении
товаров через границу…………………….……………………………………
1.1 История возникновения и развития НДС при перемещении товаров через таможенную территорию в мире и в России…………………………………...5
1.2 Особенности налогообложения НДС при импорте и экспорте товаров….8
1.3 Обоснование права на применение налоговой ставки 0 процентов……..18
2 Спорные моменты в налоговой базе…………………………………………26
2.1 Проблемы, возникающие при экспорте………………
2.2 Применение нулевой ставки НДС и возмещение НДС при экспорте в страны Таможенного союза: Россия, Беларусь и Казахстан …………...........37
3 Арбитражная практика разрешения споров, возникающих при ввозе и вывозе товаров на территорию РФ..………….…………………...…………...45
4 Налоговая декларация и другие изменения НДС…………………………...54
4.1 Эволюция налоговой декларации по НДС………………………………...54
4.2 Единая декларация и порядок её заполнения……………………………..60
4.3 Последние изменения НДС при экспорте (импорте) товаров……………71
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….......
ВВЕДЕНИЕ
Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Основным законодательным
Налог на добавленную стоимость
регулируется Налоговым Кодексом Российской
Федерации с 2002 года, до этого он
регулировался отдельным
Налоговые органы Российской Федерации для практического применения издали Методические рекомендации по применению Главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, что значительно упростило применение законодательства о данном налоге.
Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако это представляется маловероятным.
Существует определенная группа товаров, которая не облагается налогом на добавленную стоимость. Это некоторые продовольственные товары и товары для детей. Это показывает, что наше государство проводит социальную политику, направленную на поддержку семей с детьми и недопущение относительной дороговизны продуктов питания. Налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Однако он является весьма важным налогом для государства и поэтому его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено внимание.
Главная цель данной работы - рассмотреть такую часть НДС, как перемещение товара через таможенную границу Российской Федераций.
В первой части будет подробно раскрыта сущность самого налога на добавленную стоимость, во второй главе будут отражены вопросы, возникающие при перемещении товара через российскую границу, и арбитражная практика их разрешения. В третьей части описывается порядок заполнения налоговой деклараций.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НДС ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ
1.1 История возникновения и развития НДС при перемещении товаров через таможенную территорию в мире и в России
Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. НДС стал применяться лишь в XX веке. НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов.
Обширная география
В настоящее время НДС, включая его модификации, известные под названиями "общий налог с продаж" или "налог на товары и услуги", существует в 135 странах мира. В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В Китае для обычных налогоплательщиков, не относящихся к категории малых, применяются три ставки НДС: 17, 13 и 0%. Стандартная ставка 17% применяется к большинству налогооблагаемых товаров и услуг. Пониженная ставка 13% применяется преимущественно в отношении товаров первой необходимости, а также удобрений, машин для сельского хозяйства, книг, газет и журналов. Ставка 0% в соответствии с законодательством применяется при экспорте товаров. По аналогии с российскими правилами применения налоговых вычетов в КНР также предусмотрено возмещение "входного" НДС. Однако в Китае возмещение налога при экспортных операциях осуществляется не в полном объеме. Процент возмещаемого налога устанавливается правительством в отношении отдельных видов продукции и может пересматриваться в течение года. Заметим, что в отношении особо поддерживаемых государством отраслей (успешно конкурирующих на мировом рынке), например автомобилестроения, возмещение осуществляется в полном объеме. Возмещение «входного» НДС происходит при экспорте угля - 8%, одежды, обуви, бытовой электроники и мебели - 13%, машин и оборудования -11%, транспортных средств - 17%. Невозмещаемая сумма НДС определяется как произведение экспортной выручки и разницы между стандартной (17%) и возмещаемой ставками.
В налоговом законодательстве Швеции закреплено право налогоплательщиков на возмещение НДС, которое возникает при обязательном выполнении двух условий:
- входящий налог должен
- реализация товаров (услуг) в другие страны, а также при фактическом осуществлении и подтверждении экспорта товаров (услуг).
Также право на вычет НДС у налогоплательщиков возникает и при приобретении товаров для собственных производственных нужд. По сравнению с другими странами ЕС здесь действует самый высокий общий уровень налогообложения данным налогом - 25%.
В Великобритании главное место среди косвенных налогов принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны. Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг (т.е. разница между выручкой и стоимостью закупок у поставщиков). Ставка налога — 17,5%. Не подлежат обложению продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, оплата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.
Ведущим звеном бюджетной системы Франции также выступает налог на добавленную стоимость. Речь идет об общем налоге на потребление, который затрагивает все товары и услуги, потребленные или использованные на территории страны. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от налога на добавленную стоимость освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение. Импортные операции подлежат налогообложению согласно внутреннему праву.
В Германии, Италии, Испании и Австрии, как и в большинстве стран, вывоз товаров на экспорт, международные услуги и связанные с ними операции не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года.
Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Позже она снизилась до 18%, и была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов питания и детских товаров по перечню. В этом виде налог и просуществовал до наших дней. В настоящее время НДС составляет самую большую долю налоговых поступлений консолидированного бюджета - в январе 2008 г. поступления по НДС составили около 46% всех налоговых доходов. В то же время существует достаточно большая проблема с администрированием этого налога. В то время как многие добросовестные экспортеры не могут получить на протяжении нескольких лет возмещение НДС из бюджета, широкое распространение "серых" схем возмещения НДС недобросовестными предпринимателями наносит огромный урон бюджету. Махинации с НДС, нацеленные на возврат этого налога из бюджета, популярны как в России, так и в Европе.
1.2 Особенности налогообложения НДС при импорте и экспорте товаров
1. Под импортом товаров понимают их ввоз на таможенную территорию России из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации.
Если организация приобретает товары за границей Российской Федерации, то при осуществлении ввоза таких товаров на таможне нужно будет уплатить НДС. Одной из особенностей данного налога является то, что он взимается в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации.
Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты налога на добавленную стоимость исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
Плательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Нормы главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ [2] в отношении операций по импорту, содержат несколько особенностей.
Во-первых, при осуществлении операций по импорту товаров, порядок и сроки уплаты НДС несколько отличаются от обычных. Так как при ввозе товаров из-за границы данный налог выступает в качестве таможенного платежа, плательщик НДС должен руководствоваться нормами таможенного права и действовать в соответствии с Приказом Государственного Таможенного комитета РФ от 7 февраля 2001 года №131 «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами РФ НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ» [28].
Согласно статье 171 Таможенного кодекса РФ [3] таможенная декларация подается в сроки, устанавливаемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу Российской Федерации. Также необходимо соблюдение условий надлежащего оформления таможенной декларации, и присутствие на ней соответствующих отметок таможенного органа.
Таким образом, пока НДС на таможне не будет заплачен, таможенники не вернут товар. Кроме того, если плательщик НДС на таможне не заплатил НДС в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню, то таможенные органы вправе начислить пени.
Во-вторых, порядок формирования налоговой базы по НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ прописан в статье 160 Налогового кодекса РФ. В общем случае налоговая база определяется как сумма:
1) таможенной стоимости ввозимых товаров;
2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
Таким образом, необходимо прибавить к таможенной стоимости все таможенные платежи, за исключением таможенных сборов (и, естественно, самой суммы НДС).
Если ввозимые ценности не являются подакцизными товарами, налоговая база по НДС получается путем суммирования таможенной стоимости ввозимых ценностей и таможенной пошлины.
Информация о работе Исчисления НДС при перемещении товаров через границу Российской Федерации