Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 21:45, курс лекций
1. Экономическая сущность налогов.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно–историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.
2) все виды предусмотренных
3) суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
4) сумма единовременной
5) материальная помощь, подарки, оплата
стоимости путевок и др. аналогичные
выплаты от организаций и
6) доходы, получаемые от реализации
произведенной в Республике
7) доходы, получаемые от физических
(не являющихся
8) доходы, получаемые налоговыми
резидентами от возмездного
- в течение 5 лет принадлежащих физическому лицу на праве собственности одного жилого дома, одной квартиры, одной дачи, одного садового домика с хозяйственными постройками, одного гаража, одного земельного участка,
- в течение календарного года одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, или другого механического транспортного средства;
- имущества, полученного плательщиком
по наследству, иного имущества,
принадлежащего физическим лица
9) другие доходы, определенные НК РБ.
Предельные суммы доходов, освобождаемых от налогообложения, ежегодно пересматриваются.
Для целей налогообложения к лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги. К лицам, состоящим в отношениях свойства, относятся близкие родственники другого супруга (в т.ч. умершего).
В отношении доходов плательщика, источником которых является налоговый агент – организация, налоговая база (НБ) определяется за каждый календарный месяц как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно:
НБ = Дначисл. – Досв. – НВст. – НВсоц. – НВимущ. – НВпроф.,
где Дначисл. – сумма дохода, начисленная плательщику;
Досв. – доход, освобождаемый от подоходного налога;
НВст., НВсоц., НВимущ., НВимущ. – соответственно суммы стандартных налоговых вычетов, социальных налоговых вычетов, имущественных налоговых вычетов, профессиональных налоговых вычетов.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, то налоговая база принимается равной нулю. Полученная отрицательная разница на следующий налоговый период не переносится, кроме случаев, предусмотренных НК РБ.
Доходы (расходы, принимаемые к вычету) плательщика, полученные (понесенные) в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на дату фактического получения доходов (осуществления расходов).
Налоговая база по доходам, полученным от операций с ценными бумагами, определяется как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными плательщиком (либо налоговым вычетом – 10 % от доходов).
Порядок исчисления и уплаты налога
В Республике Беларусь подоходный налог в большинстве случаев взимается через налоговых агентов, выплачивающих доходы физическим лицам. Сумма подоходного налога исчисляется налоговыми агентами как произведение налоговой базы и налоговой ставки с учетом следующих особенностей:
1) доходы (за период нахождения плательщика в отпуске, пособия по временной нетрудоспособности, перерасчеты доходов за выполнение трудовых или иных обязанностей), исчисленные в одном месяце, но приходящиеся на другие месяцы (в том числе предыдущего или следующего календарного года), включаются в доходы месяца, за который они начислены;
2) стимулирующие и поощрительные выплаты (премии, индексация) включаются в доходы того месяца, в котором они начислены;
3) стандартные налоговые вычеты применяются в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется налог.
Пример. Работнику по месту основной работы в марте 2013 г. начислены следующие доходы: заработная плата за март – 2500 тыс. руб.; премия за февраль – 755 тыс. руб.; командировочные расходы за март – 132 тыс. руб. (в пределах установленных норм).
Работник предоставил в марте налоговому агенту документы, подтверждающие его расходы по оплате обучения сына в учреждении образования Республики Беларусь (по дневной форме получения высшего образования), в сумме 2600 тыс. руб.
Решение. Работник имеет право на следующие вычеты:
- стандартный вычет в сумме 550 тыс. руб., т.к. облагаемый доход за март не превышает 3350 тыс. руб. (2500 + 755 = 3255 тыс. руб.);
- стандартный вычет на иждивенца в сумме 155 тыс. руб.;
- социальный вычет (в части расходов по оплате обучения) в сумме 2600 тыс. руб.
Налоговая база подоходного налога за март составит:
2500 + 755 – 550 – 155 – 2600 = – 50 тыс.
руб. В такой ситуации налоговая
база подоходного налога
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика и перечислить ее в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у плательщика, уплачивается в бюджет по месту постановки налогового агента на учет в налоговом органе.
Налоговые агенты обязаны ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам либо подданным иностранных государств, лицам без гражданства (подданства).
Индивидуальные предприниматели исчисляют подоходный налог ежеквартально, исходя из суммы полученного дохода от предпринимательской деятельности, уменьшенной на сумму расходов по этой деятельности (профессионального налогового вычета), а также на суммы стандартных вычетов (при отсутствии места основной работы), и при наличии оснований – на суммы социальных и имущественных налоговых вычетов.
В ряде случаев (статья 180 НК РБ) плательщики должны сами исчислять и уплачивать подоходный налог, подавая при этом налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган. Налоговая декларация представляется плательщиками, получившими в налоговом периоде следующие доходы:
1) от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами;
2) доходы, полученные физическими лицами – налоговыми резидентами Республики Беларусь от источников за пределами Республики Беларусь (в том числе в виде займов, кредитов, ссуд);
3) другие доходы, удержание подоходного налога с которых не возложено на налоговых агентов.
Суммы налога с доходов, полученных от зарубежных источников, уплаченные налоговым резидентом Республики Беларусь за пределами Беларуси, подлежат зачету при уплате налога в Республике Беларусь.
Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиками не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения устанавливаются МНС РБ.
Суммы подоходного налога, подлежащие уплате (доплате) в бюджет плательщиками, согласно представленной налоговой декларации, уплачиваются в бюджет не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом. Плательщики подоходного налога, в связи с подачей налоговой декларации, обязаны стать на учет в налоговом органе
Налогообложение по упрощенной системе применяется в Республике Беларусь с 1998 г. с целью создания благоприятных условий ведения бизнеса субъектами малого предпринимательства. За период с 1998 г. по 2013 г. УСН претерпела ряд позитивных изменений, которые позволили увеличить число субъектов, применяющих ее. Согласно п. 1 ст. 286 НК РБ (глава 34) плательщиками налога при упрощенной системе могут стать организации и индивидуальные предприниматели (изъявившие желание перейти на УСН) при условии соблюдения в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на применение УСН, следующих критериев:
1) для организаций – средняя численность работников не более 100 человек (в среднем за указанный период) и валовая выручка нарастающим итогом – не более 9 млрд. руб.;
2) для индивидуальных
Не вправе применять УСН:
1) организации и индивидуальные предприниматели:
- производящие подакцизные
- осуществляющие лотерейную
2) организации, осуществляющие риэлтерскую, страховую, банковскую деятельность (банки); деятельность в сфере игорного бизнеса;
3) организации, производящие на
территории Республики
4) индивидуальные предприниматели в части деятельности, облагаемой единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Существует два варианта УСН:
1) УСН без уплаты НДС –
ее могут применять организации
(численность работников в
2) УСН с уплатой НДС.
Уплата налога при упрощенной системе заменяет уплату большинства налогов, сборов (пошлин). При этом сохраняется общий порядок уплаты: