Налог на добавленную стоимость: проблемы и направления совершенствования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 18:30, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении особенностей исчисления НДС на уровне организации, а также анализе направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие задачи:
- изучение теоретических основ налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование сущности налога, его развитие, а также место в налоговых доходах федерального бюджета РФ;
- рассмотрение механизма исчисления налога на добавленную стоимость на примере ООО «СтройДорСервис»;
- поиск путей оптимизации налога на добавленную стоимость на уровне организации, с учетом возникающих рисков;
- изучение направлений реформирования НДС в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 7
1.1 История возникновения налога на добавленную стоимость. Зарубежный опыт применения налога на добавленную стоимость. 7
1.2 Экономическое содержание НДС, роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации. 13
1.3 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в РФ 19
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙДОРСЕРВИС») 28
2.1 Особенности формирования налоговой базы по НДС ООО «СтройДорСервис» 28
2.2 Механизм исчисления налога на добавленную стоимость по выполненным строительно-монтажным работам для собственного потребления. 34
2.3 Проблемы, возникающие при формировании налоговой базы 44
ГЛАВА III ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НДС. НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . 59
3.1 Снижение налоговой нагрузки по НДС. Риски отказа в вычете, доначислении налога и переквалификации сделок. 59
3.2 Направления реформирования НДС в РФ 78
Заключение 91
Список использованных источников 97

Файлы: 1 файл

Диплом по ндс в строительстве.docx

— 200.56 Кб (Скачать файл)

В качестве более эффективного средства достижения поставленной цели является минимизация льготных ставок НДС с одновременным использованием дополнительно мобилизованных за счет этого средств на выплату целевых пособий малообеспеченным слоям населения. Особенно это актуально для развивающихся стран со слабым налоговым администрированием.

Большинство стран, которые когда-то сделали выбор в пользу дифференцированной шкалы ставок НДС, не спешат отказываться от нее, предпочитая совершенствовать администрирование налога, а не изменять ставки.

Тем не менее, в январе 2011 г., ставка НДС была повышена: в Латвии с 21 до 22%, в Польше с 22 до 23%, в Португалии с 21 до 23%, в Англии с 17,5 до 25%. Наивысшие ставки среди стран ЕС установлены в Дании, Венгрии и Швеции - 25%. Наименьшие ставки НДС в ЕС действуют на Кипре и в Люксембурге - 15%.

В таблице представлены ставки НДС в отдельных странах Евросоюза в настоящее время.

 

 

 

 

Таблица 1. Ставки НДС в странах Евросоюза

 

Страна   
Евросоюза

Минимальная,   
или 1-я ставка, 
%      

Льготная,    
или 2-я ставка, 
%      

Стандартная,  
или 3-я ставка, 
%      

4-я ставка, 
%    

Франция 

2,10     

5,50    

19,60    

-    

Финляндия

-      

-      

22,00    

-    

Испания 

4,00     

7,00    

16,00    

-    

Греция 

4,50     

9,00    

21,00 

-    

ФРГ   

0,00     

7,00    

19,00    

-    

Кипр  

0,00     

5,00    

8,00    

15,00  

Бельгия 

-      

6,00    

21,00    

-    

Австрия 

-      

10,00    

20,00    

-    

Словения

-      

8,50    

20,00    

-    

Португалия

-      

5,00    

20,00    

-    

Мальта 

-      

5,00    

18,00    

-    

Люксембург

3,00     

6,00    

15,00    

-    

Италия 

4,00     

10,00    

20,00    

-    


 

Широкое  распространение  НДС  в  зарубежных  странах  с  рыночной  экономикой  создало  почву  для  появления  его  в  России. 

1.2   Экономическое   содержание   НДС, роль налога на добавленную стоимость   в  налоговой  системе  Российской Федерации.

 

Налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам и действует на всей территории Российской Федерации. НДС является вторым по значимости после налога на прибыль налогом, уплачиваемым предприятиями и организациями. Вопросы его исчисления и уплаты, а также снижения бремени налоговых нагрузок привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов, занимающихся налоговым планированием. Вопросы налогообложения, особенно спорные, широко обсуждаются на страницах периодической печати.

 В Законе РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" дано следующее определение экономического содержания НДС: "Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения".

НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.

Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы:

 Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

 Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

 В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

В России налог был введен 1 января 1992 года. НДС пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.

 В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особенности НДС:

 Во-первых, в облагаемый оборот не включаются  суммы ранее внесенного плательщиком  налога (основное отличие НДС  от ранее действовавшего "каскадного" налога с оборота, ставка которого  применялась к валовой стоимости товара, аккумулированной на всех стадиях его продвижения).

 Во-вторых, облагаемый оборот и налог  учитываются и указываются в  счетах организаций отдельно  в составе цены товара.

В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, добавленной к цене закупок плательщиком.

В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой - добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС

  1. R * ( V + M ),

где R - ставка НДС;

  V - величина заработной платы;

  M - величина получаемой прибыли;

  1. R * V + R * M;
  2. R * ( O - I ),

где O - выручка от реализации товаров, работ, услуг;

  I - произведенные затраты при производстве продукции;

  1. R * O - R * I.

Как видно из формул первые две относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно - ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы.

С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют значительную долю доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Тенденции развития налога на добавленную стоимость позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.

Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет за последние два года (2010-2011), можно заметить, что его размер в доходах бюджета значительно возрос. Это в принципе является положительным моментом, так как косвенное налогообложение имеет, прежде всего, фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста.

Таблица 2. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет РФ в январе-сентябре 2010-2011 гг.

     

 млрд. рублей

 

январь-сентябрь 
2010 года

январь-сентябрь 
2011 года

в процентах к 2010 году

Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации

5 627,4

7 199,6

127,9

в том числе

     

в федеральный бюджет

2 351,1

3 333,6

141,8

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

3 276,3

3 865,9

118,0

из них:

     

Налог на прибыль организаций

1 342,1

1 772,5

132,1

в федеральный бюджет

182,9

260,8

142,6

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

1 159,2

1 511,7

130,4

Налог на доходы физических лиц

     

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

1 240,9

1 377,9

111,0

Налог на добавленную стоимость

     

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

980,1

1 340,8

136,8

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

35,0

67,2

192,1


 

 Однако на нынешнем этапе развития экономики РФ, НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль, вследствие этого даже стали реже случаи финансовых нарушений; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.

Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу. Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

1.3 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в РФ

Исчисление налога на добавленную стоимость сложная процедура, поскольку налог, подлежащий взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммами НДС, полученными от покупателей товаров, и уплаченными за материальные ресурсы, использованные в производстве. Таким образом, на протяжении всего цикла прохождения продукции до конечного потребителя предприятия на каждой стадии вносят в бюджет только разницу между полученным НДС и уплаченным.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость: проблемы и направления совершенствования в Российской Федерации