Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 18:30, дипломная работа
Цель работы состоит в изучении особенностей исчисления НДС на уровне организации, а также анализе направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие задачи:
- изучение теоретических основ налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование сущности налога, его развитие, а также место в налоговых доходах федерального бюджета РФ;
- рассмотрение механизма исчисления налога на добавленную стоимость на примере ООО «СтройДорСервис»;
- поиск путей оптимизации налога на добавленную стоимость на уровне организации, с учетом возникающих рисков;
- изучение направлений реформирования НДС в Российской Федерации.
Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 7
1.1 История возникновения налога на добавленную стоимость. Зарубежный опыт применения налога на добавленную стоимость. 7
1.2 Экономическое содержание НДС, роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации. 13
1.3 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в РФ 19
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙДОРСЕРВИС») 28
2.1 Особенности формирования налоговой базы по НДС ООО «СтройДорСервис» 28
2.2 Механизм исчисления налога на добавленную стоимость по выполненным строительно-монтажным работам для собственного потребления. 34
2.3 Проблемы, возникающие при формировании налоговой базы 44
ГЛАВА III ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НДС. НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . 59
3.1 Снижение налоговой нагрузки по НДС. Риски отказа в вычете, доначислении налога и переквалификации сделок. 59
3.2 Направления реформирования НДС в РФ 78
Заключение 91
Список использованных источников 97
Следует заметить, что в приведенной схеме для осуществления расчетов можно использовать не только собственные векселя продавца, но и векселя любых других векселедателей (третьих лиц).
Кроме того, по дебиторской задолженности, образовавшейся у продавца перед предприятием B, продавец может сформировать резерв по сомнительным долгам. Суммы отчислений в этот резерв включаются в состав внереализационных расходов, уменьшающих доходы в целях налогообложения по налогу на прибыль. Сумма резерва зависит от срока возникновения сомнительной задолженности.
При выборе налогоплательщиком тех или иных способов оптимизации необходимо учитывать два основных фактора:
1) риски доначисления сумм налогов, пени и штрафов;
2) стоимость
реализации выбранного метода
оптимизации - временные и денежные
затраты (заработная плата работников,
стоимость услуг сторонних
Что касается риска доначислений, его обычно оценивают соответствующие эксперты (сотрудники организации или сторонние специалисты) исходя из действующего законодательства, разъяснений контролирующих органов и сложившейся арбитражной практики (лучше всего практики своего судебного округа и высшего арбитражного суда). Одним из способов оценки является оценка риска в процентах, где 0% означает абсолютную безопасность способа, а 100% - очень рискованный метод, однозначная противоположная позиция контролирующих органов и судебной практики.
Если организация оценила безопасность схемы от 0 до 30%, то дополнительные расходы, связанные с возможным доначислением налогов, считают равными нулю. Если риск превышает 30%, то при расчете экономии налога учитывают расходы на юридическую защиту. Если риск превышает 50%, то в сумму расходов на оптимизацию закладывают сумму возможных доначислений, а также пени (в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки) и штрафы. При этом надо помнить, что штраф за неуплату или неполную уплату налога в результате неправильного исчисления налога составляет 20%, а если данное действие совершено умышленно, то штраф составляет 40% (п. п. 1, 3 ст. 122 Налогового кодекса).
Рассматривая способы налоговой оптимизации, отмечалось, в чем заключается логика юридической защиты налогоплательщика для каждого конкретного случая. Кроме того, можно выделить общие способы юридической защиты, позволяющие снизить возможные доначисления налогов. К ним можно отнести:
1. Положительное
судебное решение по спорному
делу с участием
2. Практически
в любой ситуации, связанной с
оптимизацией налогов, налогоплательщику
нелишним будет запастись
- копия
свидетельства о постановке
- проверка
действительности его
- наличие
документов, подтверждающих полномочия
должностных лиц подписывать
документы (доверенность, копия приказа
или устава), проверка на сайте
ФНС, что руководитель организации
и главный бухгалтер не
- иная
информация, полученная из официальных
источников, характеризующая деятельность
контрагента (например, отзывы о
контрагенте от сторонних
3. Чтобы
свести к минимуму риски
И последнее: иногда бывает весьма полезно иметь небольшую переплату по оптимизируемому налогу. Тогда в случае спора с налоговой инспекцией переплата поможет избежать штрафа.
На основании свежей отчетности налоговиков (по форме 1-НДС), регулярно публикуемой на сайтах региональных налоговых управлений, редакция газеты «Учет.Налоги.Право» рассчитала «безопасную» долю вычетов по НДС по каждому региону. Если компания превысит указанный предел, то это, скорее всего, обернется углубленной проверкой декларации. Для г. Москвы эти данные выглядят следующим образом:
Таблица 3 Безопасные доли вычетов по г. Москве за 2007-2010гг
88% - безопасная доля вычетов по НДС (по состоянию на 01.05.2010)
89,2% - безопасная доля вычетов по НДС (по состоянию на 01.01.2010)
89,5% - безопасная доля вычетов по НДС (по состоянию на 01.07.2009)
88,9% - безопасная доля вычетов по НДС (по состоянию на 01.01.2009)
92,8% - безопасная доля вычетов по НДС (по состоянию на 01.07.2008)
90,5% - безопасная доля вычетов по НДС (по состоянию на 31.03.2008)
88,3% - безопасная доля вычетов по НДС (по состоянию на 01.11.2007)
Что касается ООО «СтройДорСервис», то я могу предложить несколько вполне осуществимых мероприятий по снижению налоговой нагрузки по НДС:
С точки зрения налогового администрирования НДС является одним из наиболее "проблемных" налогов в российской налоговой системе. Не случайно практически ежегодно в соответствующую главу Налогового кодекса вносятся многочисленные поправки и уточнения по улучшению администрирования данного налога.
Серьезные изменения произведены Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ, в соответствии с которым установлен заявительный порядок возмещения "входного" НДС. С 2010 г. возмещение налога осуществляется "авансом", т.е. до завершения камеральной проверки обоснованности данного возмещения. Иными словами, при наличии соответствующих оснований налоговый орган обязан принять решение о возмещении "входного" НДС практически сразу же после подачи налогоплательщиком налоговой декларации. Принятые поправки явились давно ожидаемым событием, и их, безусловно, нельзя не оценить положительно. В результате их внесения в Налоговый кодекс существенно ускорилась оборачиваемость денежных средств у определенной части налогоплательщиков, резко сократилось число судебных тяжб и разбирательств в вышестоящих налоговых органах.
В начале лета 2011 года законодатели окончательно рассмотрели поправки в порядок обложения НДС, необходимость принятия которых в последнее время назрела. Результатом этого стал Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Федеральный закон № 245-ФЗ).
Федеральный закон внес серьезные поправки в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, вступившие с 1 октября 2011 года.
Основные моменты:
Одной из существенных новаций, внесенных Федеральным законом N 245-ФЗ, является введение в НК РФ понятия "корректировочный счет-фактура".
Так, абз. 3 п. 1 ст. 169 НК РФ определяет корректировочный счет-фактуру, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, как документ, служащий основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
Абзацем 1 п. 2 ст. 169 НК РФ определена обязательность выполнения ряда требований, установленных п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, к счету-фактуре для признания данного документа основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.
Аналогичное положение и в отношении корректировочного счета-фактуры: этот документ, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету, если выполнены требования, установленные п. п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ.
Эти требования касаются обязательных реквизитов счета-фактуры (новый п. 5.2, введенный Законом N 245-ФЗ) и порядка его подписания. Так, основываясь на положениях п. 6 ст. 169 НК РФ, при выставлении счета-фактуры организацией он подписывается руководителем и главным бухгалтером либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о его государственной регистрации.
Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ.
Надо заметить, что возможность составления и выставления счета-фактуры в электронном виде была предусмотрена НК РФ совсем недавно: абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ, определяющий, что счет-фактура может быть составлен и выставлен не только на бумажном носителе, но и (или) в электронном виде, введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования". На необходимость перехода к электронному документообороту в налоговых и коммерческих правоотношениях указывается в Основных направлениях.
При переходе на систему электронного документооборота счетов-фактур согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов необходимо обратить внимание на следующие принципиальные положения:
- на многообразие
операторов электронного
- на равнозначные
требования к составлению, выставлению,
хранению и представлению