Налог на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:13, дипломная работа

Описание работы

Особая важность и актуальность выбранной для данной работы темы исследования связана и с тем обстоятельством, что многие вопросы, касающиеся перспектив и основных направлений развития налога на доходы физических лиц в России, изучены либо явно недостаточно, либо вовсе не затрагивались. В частности, речь идет о проблемах структурирования подоходного налогообложения в целом, выбора эффективных налоговых вычетов, применения пропорциональных и прогрессивных налоговых ставок, налогового контроля над полнотой и своевременностью уплаты налога, борьбы против уклонения от налогов.
Целью написания дипломной работы было изучение системы налогообложения физических лиц в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 5
1.1Эволюция подоходного налогообложения 5
1.2Налогоплательщики налога на доходы физических лиц 12
1.3 Виды доходов облагаемых налогом на доходы физических лиц 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ 21
2.1 Определение налоговой базы 21
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога 27
2.3 Право на получение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц 38
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 47
3.1 Установление необлагаемого минимума по налогу на доходы физических лиц 47
3.2 Прогрессивная шкала как направление на установление социально – справедливого налогообложения доходов физических лиц 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64

Файлы: 1 файл

Диплом исправленный.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 

Налог на доходы физических лиц является основным источником формирования доходов государственного бюджета в большинстве экономически развитых стран мира. В Российской Федерации этот налог входит в число основных источников формирования бюджета государства. Однако, как показывает практика, он не соответствует уровню развития аналогичных налогов в развитых странах ни по степени достижения экономической эффективности, ни по соблюдению социальной справедливости при его применении.

Отказ от социальной составляющей этого налога и переход к единой ставке НДФЛ привели к формированию системы, характеризующейся своей непоследовательностью, противоречивостью.

Особая важность и актуальность выбранной для  данной работы темы исследования связана  и с тем обстоятельством, что  многие вопросы, касающиеся перспектив и основных направлений развития налога на доходы физических лиц в России, изучены либо явно недостаточно, либо вовсе не затрагивались. В частности, речь идет о проблемах структурирования подоходного налогообложения в целом, выбора эффективных налоговых вычетов, применения пропорциональных и прогрессивных налоговых ставок, налогового контроля над полнотой и своевременностью уплаты налога, борьбы против уклонения от налогов.

Целью написания  дипломной работы было изучение системы  налогообложения физических лиц в России.

Исходя из поставленной цели, ставились и решались следующие задачи:

  1. рассмотреть исторические аспекты введения подоходного налогообложения;
  2. охарактеризовать налогоплательщиков налога;
  3. рассмотреть виды доходов, облагаемых налогом;
  4. изучить методику определения налоговой базы налога;
  5. рассмотреть проблемы в системе подоходного налогообложения в России и предложить возможные пути их решения.

Предметом исследования является методика исчисления НДФЛ.

Объектом исследования является система подоходного налогообложения в Российской Федерации.

Структурно  выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений и изложена на 63 страницах машинописного текста.

В первой главе  описывается историческая сторона вопроса подоходного налогообложения, раскрывается сущность подоходного налога, дается описание объектов налога на доходы физических лиц.

Во второй главе  работы изучается методика исчисления и уплаты НДФЛ.

В третьей главе  обозначены проблемы существующей системы налогообложения доходов граждан Российской Федерации, предлагаются пути совершенствования налогообложения.

Методологическую  основу исследования составили основные методы научного познания объекта и  предмета исследования: диалектический, исторический, формально-логический, системный, сравнительный, статистический, нормативно-аналитический, анализа и синтеза, метод моделирования и др.

В ходе написания  выпускной квалификационной работы использовались тексты законов, данные статистики и периодической печати, тексты учебной и справочной литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические основы исчисления налога на доходы физических лиц

 

1.1Эволюция  подоходного налогообложения

 

 

Как следует  из названия, подоходный налог –  это налог, который взимается с доходов физических лиц. Впервые подоходный налог появился в общемировой практике в 1978 году в Великобритании, как временная мера, в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.

С 1842 года подоходный налог окончательно утвердился в английской налоговой практике. В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX- начала XX в. (Пруссия - с 1891 г., Франция - с 1914 г.).

Однако и  до введения НДФЛ налоговые системы  в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при  построении реальных налогов. К примеру, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.

Введение этого  налога в различных странах было обусловлено их внутренними причинами. При всем различии этих причин, может быть выделена общая причина, характерная для любой страны. Это происходило от того, что острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.

Русским экономистом  Озеровым И.Х. в начале нынешнего  были сформулированы основные причины, побудившие страны ввести подоходный налог:

  • требования рабочего класса;
  • интерес развивающейся промышленности;
  • дефицит бюджета.

Объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились 2 формы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. Шедулярный подоходный налог уплачивается по разделам (шедулам), соответствующим различным источникам доходов, и состоит из основного и дополнительного. Основной налог является пропорциональным, а дополнительный – прогрессивным1 .

Глобальный  подоходный налог имеет гораздо  большее распространение. Глобальная форма предполагала обложение совокупного  дохода плательщика, независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).

В России на протяжении ряда столетий основным прямым налогом  была подушная подать. В 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с  доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога.

Подоходный  налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это  был единственный из всех налогов, который  предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы  личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным, по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).

Подоходный  налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

В 1916 году правительство  отдало предпочтение не английской, а  прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой  систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности.

Английская  система фактически представляла собой  смесь отдельных налогов на различные  виды доходов, а не на налогоплательщика как такового.

Российское  правительство решило контролировать все аспекты экономической деятельности личности, но при этом пошло еще  дальше: оно предусмотрело нововведение, еще не принятое в других странах, которое заключалось в том, что каждый потенциальный работодатель, а также все финансовые учреждения были обязаны сообщать о своих платежах любому физическому или юридическому лицу, а государство оставляло за собой еще и право требовать всю необходимую информацию от самого налогоплательщика. Мы не можем знать, как эта система работала бы на практике, так как процесс сбора налогов был прерван февральской революцией; однако она четко обозначила цели, которые ставило перед собой правительство, и которым будут следовать оба сменивших его режима.

Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным  ставкам. В 1916 г. его потолок был 12,5%, впоследствии Временное правительство  довело его до 30,5%. Первоначально  Правительство предусматривало  минимальную сумму необлагаемого  дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству населения подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила число людей, чей доход равен или больше 1000 руб., а государственный совет понизил минимальный уровень дохода до 750 руб. с целью охватить налогом как можно большее количество населения. Отныне и бедные должны были быть включены в число налогоплательщиков, потомучто получали статус граждан, то есть подтягивались до уровня граждан через насильственное включение в число налогоплательщиков

Лишь в 1916 г. был принят указ императора России о введении как такового подоходного  налога и должен был быть введен в действие с 1917 г. Однако события 1917 г. не позволили данному указу  вступить в действие.

В СССР подоходный налог с населения был введен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года. Его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, а также иностранные лица и лица без гражданства, имевшие на территории СССР источники дохода. Техника взимания налога сохранялась практически неизменной вплоть до конца восьмидесятых годов. Взимание подоходного налога производилось у источника. Доходы плательщиков при обложении дифференцировались в зависимости от источников происхождения и размеров. Они подразделялись на: заработную плату; авторские вознаграждения и другие доходы литераторов и работников искусства; доходы лиц, занимающихся кустарно - ремесленным промыслом; доходы лиц, занимающихся частной практикой; другие доходы.

В советские  времена этот налог действовал по следующим принципам:

  • платили все и со всех доходов;
  • налоговую базу исчисляли ежемесячно, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год;
  • ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.); кустари, ремесленники и служители религиозных культов [10, 255].

Максимальный  размер ставок составлял соответственно 13, 60, 90 процентов. Льготы также были установлены по социальному признаку. По сравнению с другими источниками доходов бюджета, в Советском Союзе подоходное налогообложение не играло значительной роли. Платежи населения в государственный бюджет осуществлялись в форме подоходного налога, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственного налога, налога на владельцев строений, земельного налога и налога с владельцев транспортных средств. Подоходный налог с населения был введен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». Техника взимания налога сохранялась практически неизменной до конца восьмидесятых годов. Существование подоходного налогообложения при социализме, как и в странах с рыночной экономикой, официально объяснялось необходимостью выравнивания доходов граждан для обеспечения большей социальной справедливости. Это достигалось с помощью установления необлагаемого минимума и слабо прогрессивной шкалы. Однако, трудно говорить о действительной необходимости подобных мер в условиях, когда практически все доходы граждан прямо контролировались государством.

Этот налог  был создан на основе опыта его  взимания в разных странах мира, так как своего опыта по сути дела не было.

Почти во всех странах  базой для исчисления налога является совокупный годовой доход, в который  засчитываются доходы от разных источников. Обычно в налоговую базу включаются заработная плата работника по найму, дополнительные выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения. В последнее время развитые страны включают в налоговую базу льготы и блага в товарно-материальной форме в виде привилегий на право пользования какими-либо объектами. В Австралии и Новой Зеландии в налоговую базу включаются предоставление компанией безвозмездно автотранспорта, жилища, питания, займа по льготной ставке, товаров со скидкой в цене и т.д. Налогом облагаются условные доходы от владения домом, в котором проживают налогоплательщик и его семья (в скандинавских странах, Бельгии, Греции, Италии, Нидерландах и т.д.), пенсии во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, кроме Турции), выплаты по безработице (в Австралии, Люксембурге, Норвегии, Великобритании, Финляндии и в некоторых других странах).

В мировой практике ставки подоходного налога, как правило, построены по сложной прогрессии.

В последние  годы в мировой практике налогообложения  происходит снижение максимальных и  минимальных ставок и сокращение групп доходов, облагаемых по определенной ставке.

В законодательстве СССР существовало 6 видов шкалы  ставок подоходного налога для разных категорий граждан. Например, для  сумм оплаты труда рабочих и служащих, были установлены размеры налога в месяц по каждому рублю, начиная с 101 и до 150 руб., которые составляли от 0,29 до 14,7 руб., то есть от 0,28 до 9,8%, а далее с сумм, превышающих 150 руб., и до 3000 руб. в месяц имелось 7 ставок - от 13 до 60%.

За время  действия Закона РФ «О подоходном налоге»  была одна шкала прогрессивных ставок, которая за период 1992-2000 годов менялась 9 раз. При этих изменениях, минимальная ставка оставалась 12%, а максимальная устанавливалась в размере 45, 40, 35 и 30%. В пределах от минимальной до максимальной устанавливалось от 6 до 3 видов ставок налога.

В странах Европы и Америки основным вычетом из совокупного дохода является не облагаемый налогом минимум, равный минимальному прожиточному минимуму. Этот постулат вытекает из принципа обложения налогом  «чистого» дохода, то есть не должна облагаться налогом сумма, необходимая на поддержание здоровья и жизнедеятельности граждан.

Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические отношения  обусловил создание к 1992 г. новой  налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в том числе, шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц