Налог на имущество организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является исследование экономических основ и перспектив развития регионального налогообложения Российской Федерации.
Основными задачами написания работы являются:
раскрыть принципы регионального налогообложения в Российской Федерации;
рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций, транспортного налога и налога на игорный бизнес;
раскрыть проблемы регионального налогообложения;
определить основные направления совершенствования регионального налогообложения.

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

Налоговая база в отношении каждого вышеназванного объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база по месту постановки на учет иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется исходя из стоимости следующего имущества:

- стоимости имущества, находящегося  на территории Российской Федерации;

- стоимости имущества, находящегося  в территориальном море РФ (на  континентальном шельфе РФ или  в исключительной экономической  зоне РФ).

 

Налоговые льготы

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ устанавливается два вида налоговых льгот по налогу на имущество организаций:

налоговые льготы, предоставляемые на федеральном уровне в виде полного освобождения от уплаты налога;

налоговые льготы, устанавливаемые субъектами РФ, которые в основном предусматриваются в законодательных актах о введении налога в действие на территории соответствующего субъекта РФ. Действие указанных льгот будет ограничиваться пределами территории соответствующего субъекта РФ.

Федеральным законодательством введены ограничения по сроку действия некоторых льгот. Между тем региональные власти могут на подведомственных территориях устанавливать действие тех же льгот без подобного ограничения.

Например, освобождаются от уплаты налога в Иркутской области:

  1. органы государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области; 
    казенные учреждения, финансируемые из областного и местных бюджетов;
  2. бюджетные и автономные учреждения, созданные Иркутской областью как субъектом Российской Федерации или муниципальными образованиями области, - в отношении имущества, закрепленного за ними соответственно собственником или учредителем, либо имущества, приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных им соответственно собственником или учредителем на приобретение этого имущества;
  3. организации - в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения и муниципальных автомобильных дорог общего пользования;
  4. религиозные организации;
  5. товарищества собственников жилья - в отношении имущества, не используемого ими для осуществления предпринимательской деятельности.

 

Налоговый (отчетный) период

Налоговым периодом3 по налогу на имущество организаций признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Но устанавливать иные отчетные периоды законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе.

 

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. В большинстве субъектов РФ установлены максимальные налоговые ставки.

Глава 30 НК РФ предоставила право регионам устанавливать разные ставки налога на имущество в зависимости от вида основных средств. Это значит, что, например, по зданиям может применяться одна ставка, а по оборудованию - другая и т.д. В этом случае среднегодовую стоимость придется рассчитывать отдельно по каждому виду имущества.

 

Порядок исчисления и уплаты налога

Для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период:

Сумма начисленного налога за год = Налоговая база x Налоговая ставка.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в целом за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода:

Сумма налога за год (к уплате) = Сумма начисленного налога за год - Авансовые платежи.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период:

Авансовый платеж = Средняя стоимость имущества x Налоговая ставка: 4.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства сумма авансового платежа по налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Место постановки на налоговый учет может не совпадать с местом уплаты налога на имущество. В ст.384 НК РФ определено, что если в составе организации есть обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, они платят налог по своему местонахождению. В соответствии с пунктом 1 статьи 376 Налогового кодекса РФ в налоговую базу по обособленному подразделению, имеющему отдельный баланс, включается имущество, которое учитывается на этом балансе.

Налог перечисляется также по местонахождению недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения организации либо его обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.

 

Отчетность

По истечении каждого отчетного периода в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) предоставляются налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций. Срок предоставления расчетов - 30 число месяца, следующего за отчетным периодом.

По итогам налогового периода предоставляется налоговая декларация4 не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

Кодексом установлено, что инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются МНС России по согласованию с Минфином России, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Иными словами, вопрос о необходимости представлять налоговые декларации организациями, не уплачивающими налог на имущество, может быть решен непосредственно местными инструкциями по заполнению налоговой декларации, которые должны выпускаться региональными и местными налоговыми органами.

Таким образом, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Налог на имущество организаций регулируется главой 30 Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ) и региональными законами.

 

 

2.4 Некоторые схемы минимизации налога

 

• Экономия при помощи предпринимателя

Суть схемы. Фирма продает предпринимателю (например, учредителю) свои основные средства по остаточной стоимости и сразу же берет их у предпринимателя в аренду. А с арендованных основных средств налог на имущество платить уже не надо. Это следует из п.1 ст.374 Налогового кодекса РФ. В итоге компания по-прежнему пользуется своим имуществом, а налог по нему уже не платит. Сам же предприниматель к налогу на имущество организаций, естественно, никакого отношения не имеет. Важно отметить, что эта схема абсолютно законна. К ней нет претензий даже у чиновников.

• Разделить основное средство на несколько объектов

Суть схемы. Разные части основного средства можно учесть как отдельные объекты и быстрее списать на затраты. Как следствие, фирма экономит не только на налоге на имущество, но и на налоге на прибыль. Однако применить этот способ можно только в том случае, если фирма покупает несколько основных средств, представляющих собой единый комплекс. Отметим, что правомерность этой схемы не вызывает подозрений ни у бухгалтеров, ни у чиновников.

Снижение стоимости основных средств с помощью переоценки

Суть схемы. Согласно правилам бухгалтерского учета на конец года любая фирма может в добровольном порядке провести переоценку своих основных средств (п.15 ПБУ 6/01). Воспользоваться такой возможностью выгодно в том случае, если рыночная стоимость имущества фирмы уменьшилась. Дело в том, что результаты переоценки учитываются при расчете налога на имущество. Ведь платить этот налог нужно с остаточной стоимости основных средств по данным именно бухгалтерского учета (п.1 ст.374 Налогового кодекса РФ).

 

2.5 Проблемы

 

 

Действующий в настоящее время в России порядок налогообложения имущества организаций подвергается серьезной критике.

Использование в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций инвентаризационной стоимости, сложность и многообразие системы льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу, приводят к снижению собираемости, создают сложности при взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов.

В 2000-х годах Правительство вернулось к системе экономического среднесрочного планирования. В связи с этим возникла необходимость систематизировать и дальнейшее развитие налоговой системы.

В этих целях периодически осуществляется анализ развития налоговой системы РФ. В частности считается что в ближайшие годы налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

 

Подводя итог,  можно сделать следующие выводы:

-Налог  на имущество организаций является  основным налогом субъектов Российской  Федерации, поэтому его, наряду с  налогом на прибыль, налогом на  добавленную стоимость, другими  видами налогов, обеспечивающими  основные поступления в бюджеты  различных уровней, необходимо рассматривать  отдельно.

-К  тому же налог на имущество  организаций занимает центральное  место в системе имущественного  налогообложения России и вызывает  определенный интерес в свете  возможных изменений в порядке  расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта и опыта проведения эксперимента в Новгородской и Тверской областях, а также изменений, предусмотренных проектом Налогового кодекса Российской Федерации. 
3. Транспортный налог

 

3.1 Общая характеристика налога

 

Установление транспортного налога с 1 января 2003 года было предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Данный закон дополнил часть вторую Налогового кодекса РФ главой 28 «Транспортный налог».

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий, при этом объектом данного налога не были транспортные средства. 1

С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, были исключены:

  • налог на пользователей автодорог;
  • налог с владельцев транспортных средств;
  • налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст.3 Закона N 110-ФЗ).
  • акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (статьи 2 и 9 Закона N 110-ФЗ);

Транспортный налог - один из двух налогов, призванных обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Первым из них является акциз на нефтепродукты, позволяющий возложить дополнительную налоговую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно пользуется дорожной инфраструктурой. Второй - это транспортный налог, который поможет привлечь к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности.

После принятия законов субъектами Российской Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При исчислении транспортного налога необходимо руководствоваться положениями гл.28 Налогового кодекса РФ и соответствующим региональным законом. Законы субъектов РФ не должны противоречить Налоговому кодексу РФ.

Информация о работе Налог на имущество организаций