Налоги и их роль в формировании бюджетов субъектов РФ на примере республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка реальной значимости налоговых поступлений в формировании доходов субъекта РФ на примере республики Татарстан и получение количественной оценки их значимости.
Предметом исследования являются налоговые доходы бюджета республики Татарстан. Объект исследования – это динамика и изменения в структуре налоговых поступлений в республиканский бюджет.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучение основ формирования бюджетов субъектов РФ
Оценка значения налогов при формировании бюджета субъекта РФ
Анализ нормативно-правовой базы налоговых поступлений в бюджет
Изучение изменений в налоговом и в бюджетном законодательстве за последние три года
Анализ изменений в структуре налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2004-2011 г.г.
Анализ динамики изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.
Анализ прогнозов изменений объемов налоговых поступлений в бюджет Татарстана
Предложение путей совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…………2
Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ
Основы формирования бюджетов субъектов РФ.……………………………..…....4
Значение налогов при формировании бюджета субъекта РФ……………….…….7
Нормативно-правовое регулирование налоговых поступлений в бюджет…………………………………………………………………………...…....11
Анализ изменений законодательства и их влияния на структуру и динамику налоговых доходов Республики Татарстан
Анализ изменений в налоговом и бюджетном законодательстве в период с 2008 по 2011 годы …………………………………………………………………...…….18
Анализ изменений в структуре налоговых доходов Республики Татарстан за 2004-2011 г.г……………………………………………………………………..…...29
Динамика изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.……………………………………………………………..…..……36
Прогноз функционирования и способы совершенствования действующей системы формирования налоговых доходов Республики Татарстан
Прогнозы изменения суммы налоговых поступлений в бюджет Татарстана…………………………………………………………………………….41
Пути совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Татарстан…………..44
Заключение…………………………………………………………………………………...…48
Список использованных источников………………………………………………………….50
Приложение……………………………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 127.93 Кб (Скачать файл)

Налоговые доходы от вышеназванных налогов  подлежат зачислению в бюджеты субъектов  РФ по нормативу 100%4.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
  • налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;
  • сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
  • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
  • минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
  • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;
  • за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
  • за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений, осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
  • за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Зачисление в бюджеты субъектов  Российской Федерации налоговых  доходов от акцизов на алкогольную  продукцию с объемной долей этилового  спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную  продукцию с объемной долей этилового  спирта свыше 25 процентов (за исключением  вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим  нормативам:

40 процентов указанных доходов  зачисляется в бюджет субъекта  Российской Федерации по месту  производства алкогольной продукции;

60 процентов указанных доходов  распределяется между бюджетами  субъектов Российской Федерации  по нормативам, утверждаемым федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  и плановый период.

Зачисление в бюджеты субъектов  Российской Федерации налоговых  доходов от уплаты акцизов на автомобильный  и прямогонный бензин, дизельное  топливо, моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в соответствии с нормативом, указанным  в статье 5 БК РФ, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Несомненно, налоги имеют значительный вес в формировании доходов бюджета каждого субъекта РФ. Однако, при определении целевого объема налоговых поступлений в бюджет необходимо учитывать некоторые положения, которые влияют на него: высокий удельный вес предстоящих налоговых поступлений в общем объеме государственных доходов является оправданным в том случае, если прогноз экономического развития страны характеризует ее достаточный потенциал в виде высокого уровня всего комплекса приведенных выше показателей - в противном случае значительный объем прогнозируемых налоговых изъятий значительно усилит эффект, описываемый кривой А. Лаффера, и приведет к резкому снижению налоговых поступлений на стадии их мобилизации. При этом, следует учитывать, что макроэкономические последствия такого решения, в силу общего инерционного характера макроэкономических процессов, могут проявиться не в текущем, а в последующих налоговых периодах. То есть положительные результаты оперативного и тактического характера могут являться причиной ухудшения стратегической перспективы. Не менее важное обстоятельство, влияющее на рост объема государственных доходов, состоит в том, что усиление роли налоговой составляющей в их общем объеме предполагает тщательное обоснование структуры налоговых поступлений.5

Анализируя бюджеты субъектов Российской Федерации в сравнении с субъектами промышленно-развитых стран, нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 70 до 90 % всех бюджетных поступлений. Конечно, государство может использовать для покрытия расходов кредиты и займы, а также межбюджетные трансферты, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных налоговых поступлений. В результате остается главный источник государственных доходов – налоги.6

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.7

Таким образом, можно сделать вывод, что главным источником мобилизации средств в казну являются именно налоги, однако для оценки значения налогов при формировании доходов субъектов Федерации в России, необходим анализ непосредственно российского законодательства.

 

1.3. Нормативно-правовое регулирование налоговых поступлений в бюджет

Основой нормативно-правовой базы формирования субъектов РФ, в том числе и формирования их налоговых доходов является Бюджетный кодекс Российской Федерации. 

Бюджетный кодекс РФ был подписан Президентом России 31 июля 1998 г. (опубликован  в "Российской газете" 12 августа 1998г.), а вступил в силу только с 1 января 2000 г. (введен в действие специальным  Федеральным законом - от 09.07.99г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации»).  
 БК РФ представляет собой объемный законодательный акт, состоящий из 5 частей (307 статей):  
 1. Часть первая: Общие вопросы бюджетного законодательства (ст.ст. 1-9).  
 2. Часть вторая. Бюджетная система Российской Федерации (ст.ст. 10-150).  
 3. Часть третья. Бюджетный процесс в Российской Федерации (ст.ст. 151-280).  
 4. Часть четвертая. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства (ст.ст. 281-306).  
 5. Часть пятая. Заключительные положения (ст. 307).  
 БК РФ впервые дал законодательное определение бюджетного законодательства. До него законы содержали ссылки на бюджетное законодательство, но не раскрывали это понятие. Интересно, что счетной палате РФ было вменено в обязанности разрабатывать предложения по совершенствованию бюджетного законодательства (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 11.01.95г. № 4-ФЗ "О счетной палате РФ"), но самого понятия указанного предмета деятельности счетной палаты законодательные акты не содержали.8  
В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство состоит из правовых актов трех уровней:  
 1 уровень: Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, иные федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения;  
 2 уровень: законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и иных законов субъектов РФ, регулирующих бюджетные правоотношения;  
 3 уровень: нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствую- щий год и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.  
 БК РФ дал новые и более точные определения важнейшим терминам бюджетного законодательства: бюджет, бюджетная система РФ, доходы и расходы бюджета, дефицит и профицит бюджета (определение дается впервые) и др., привел указанные определения в соответствие с Конституцией РФ, действующим законодательством. Так, ранее термин "бюджет" определялся как "форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти" (ст. 1 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"). 
 Соответственно распределению власти БК РФ установил, что бюджетная система РФ состоит из трех уровней (ст. 10):  
 1 уровень: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;  
 2 уровень: бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;  
 3 уровень: местные бюджеты.  
 Бюджеты указанных уровней вместе образуют консолидированный бюджет Российской Федерации (ст.16 БК РФ).  
 БК РФ более полно и точно сформулировал принципы бюджетной системы РФ (гл. 5), в соответствии с которыми должны осуществляться бюджетный процесс, бюджетные правоотношения. Всего БК РФ установил восемь принципов бюджетной системы. 
 Бюджетная система РФ основана на принципах:

  • единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;

БК РФ определено, что доходы бюджетов формируются как в соответствии с бюджетным, так и налоговым  законодательством (п. 1 ст. 39).  
 БК РФ установил важное правило (фактически норму налогового права) для бюджетного процесса: федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (п. 3 ст. 53). Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год (п. 4 ст. 53 БК РФ). 
 БК РФ подробно установлены общая и особенные части формирования доходов и расходов бюджетов (разд. II и III Кодекса), расписаны положения о профиците, дефиците бюджета и источниках его покрытия (гл. 12 и 13 Кодекса), о межбюджетных отношениях (гл. 16 Кодекса).

Особенно подробно кодекс установил  порядок осуществления бюджетного процесса в РФ (в части третьей  БК РФ определены полномочия участников бюджетного процесса, порядок составления  проектов бюджетов, их рассмотрение и  утверждение, рассмотрение и утверждение  федерального закона о федеральном  бюджете и порядок внесения изменений  и дополнений в названный закон, порядок исполнения бюджетов, государственный  и муниципальный финансовый контроль, субъекты этого контроля, подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета).  
 БК РФ определено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ (ч. 1 ст. 65).

Впервые БК РФ была установлена финансовая ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ (ч. 4 Кодекса). Указаны  конкретные меры, применяемые к нарушителям  бюджетного законодательства (ст. 282 БК РФ):

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка бюджетных средств;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пеней;
  • иные меры, установленные Кодексом и федеральным законом.

БК РФ установил основания применения мер принуждения за нарушение  бюджетного законодательства (ст. 283), круг лиц, уполномоченных применять указанные  меры (ст.ст. 284, 285).

Рассмотрим более подробно Раздел II БК РФ «Доходы бюджетов». В Главе 6 «Общие положения о доходах бюджетов»  рассматриваются  основы формирования доходов бюджетов (ст. 39) и зачисление их в бюджеты (ст. 40).  В статье 41 дается характеристика различным видам  доходов бюджета, к которым относятся  налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Глава 8 посвящена полностью доходам субъектам РФ. В ней представлен полный перечень налогов и сборов подлежащих зачислению в региональные бюджеты (ст. 56, «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации»). В статье 57 подробно рассматривается состав неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ.

В Главе 7 более подробно рассматриваются доходы федерального бюджета РФ,  в Главе 9 – доходы местных бюджетов.

Однако, стоит отметить, что статье 56 бюджетного кодекса представлен только перечень налогов и сборов и нормативы их зачисления в бюджеты субъектов РФ. Для получения более полной информации о налогах, формирующих бюджет РФ необходимо обратиться к налоговому кодексу РФ.

Налоги, формирующие бюджеты субъектов  РФ относятся к федеральным и региональным налогам (часть I, раздел I, глава 2, ст. 13-14 НК РФ).

Более подробная информация о налогах  содержится в части II, раздел VIII «Федеральные налоги» и раздел IX «Региональные налоги».

В соответствии с главой 22 раздела VIII «Акцизы» налогоплательщиками являются те же группы лиц, что и при уплате НДС. Статья 181 данной главы содержит перечень подакцизных товаров, статья 182 определяется объект налогообложения, статьи 189-191 посвящены налоговой базе и особенностям ее формирования, статьи 192 и 193 определяют соответственно налоговый период (1 месяц) и налоговые ставки.

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджетов субъектов РФ на примере республики Татарстан