Налоги и их роль в формировании бюджетов субъектов РФ на примере республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка реальной значимости налоговых поступлений в формировании доходов субъекта РФ на примере республики Татарстан и получение количественной оценки их значимости.
Предметом исследования являются налоговые доходы бюджета республики Татарстан. Объект исследования – это динамика и изменения в структуре налоговых поступлений в республиканский бюджет.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучение основ формирования бюджетов субъектов РФ
Оценка значения налогов при формировании бюджета субъекта РФ
Анализ нормативно-правовой базы налоговых поступлений в бюджет
Изучение изменений в налоговом и в бюджетном законодательстве за последние три года
Анализ изменений в структуре налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2004-2011 г.г.
Анализ динамики изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.
Анализ прогнозов изменений объемов налоговых поступлений в бюджет Татарстана
Предложение путей совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…………2
Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ
Основы формирования бюджетов субъектов РФ.……………………………..…....4
Значение налогов при формировании бюджета субъекта РФ……………….…….7
Нормативно-правовое регулирование налоговых поступлений в бюджет…………………………………………………………………………...…....11
Анализ изменений законодательства и их влияния на структуру и динамику налоговых доходов Республики Татарстан
Анализ изменений в налоговом и бюджетном законодательстве в период с 2008 по 2011 годы …………………………………………………………………...…….18
Анализ изменений в структуре налоговых доходов Республики Татарстан за 2004-2011 г.г……………………………………………………………………..…...29
Динамика изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.……………………………………………………………..…..……36
Прогноз функционирования и способы совершенствования действующей системы формирования налоговых доходов Республики Татарстан
Прогнозы изменения суммы налоговых поступлений в бюджет Татарстана…………………………………………………………………………….41
Пути совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Татарстан…………..44
Заключение…………………………………………………………………………………...…48
Список использованных источников………………………………………………………….50
Приложение……………………………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 127.93 Кб (Скачать файл)

Из данных таблицы видно, что практически все элементы структуры доходов бюджета достаточно стабильно, за исключением некоторого планового снижения общей суммы  доходов бюджета Татарстана, что  может быть связано со снижением  поступлений неналоговых доходов. Остальные данные на ближайшие три  года практически неизменны.  Рассмотрим структуру доходов бюджета Республики Татарстан в графическом виде:

Диаграмма 3.1

Из данных диаграммы следует, что  основную роль (более 79%) в формировании доходов бюджета Республики Татарстан  по-прежнему занимают налоговые доходы. Некоторое снижение их доли по сравнению  с 2010 годом (86%) может быть связано  с повышением доли безвозмездных поступлений бюджета Татарстана. Рассмотрим структуру доходов бюджета Республики Татарстан на плановый период 2012-2013г.г. в долях:

Таблица 3.2

 

2012

2013

доходы

100,0%

100,0%

налоговые доходы

88,5%

90,2%

- налог на прибыль организаций  

30,3%

30,1%

- налог на  доходы  физических  лиц

29,0%

31,0%

- акцизы               

11,4%

11,1%

- единый налог УСНО

1,9%

1,9%

- налог на имущество предприятий

11,9%

12,2%

- налог на добычу полезных ископаемых

0,0%

0,0%

- транспортный налог 

2,4%

2,4%

- прочие налоги, сборы и  пошлины

30,6%

27,6%

Неналоговые доходы

1,0%

1,0%

Безвозмездные перечисления

10,5%

8,8%


Из данных таблицы следует, что  ранее сделанный вывод о том, что снижение доли налоговых доходов связано с увеличением доли безвозмездных поступлений подтвердилось: начиная с 2012 года, доля безвозмездных поступлений вновь снизилась и не превышает 11%, в связи с чем доля налоговых доходов в составе бюджета Республики Татарстан возросла до 88,5% и 90,2% в 2012 и 2013 годах соответственно.

Сравним официальные данные с прогнозными  данными по построенной модели временного ряда. Исходя из анализа модели временного ряда, получаем следующий прогноз:

Таблица 3.3

 

ln(t)

Предсказанное значение доли налогов  доходв

2011

2,079

89,27%

2012

2,197

91,59%

2013

2,303

93,66%


Полученный прогноз сравним  с бюджетом на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 года:

Таблица 3.4

 

Предсказанное значение доли налогов  доходов

Значение доли налоговых доходов бюджета в соответствии с бюджетом на 2011 год и на плановый период 2012-2013 г.г.

2011

89,27%

74,60%

2012

91,59%

88,50%

2013

93,66%

90,20%


Таки образом существенное отклонение приходится только на 2011 год, в 2012 и 2013 годах отклонения не значительны, что  говорит о том, что налоговые  доходы занимает стабильно важное положение  в процессе формирования доходов  бюджета Республики Татарстан и  с течением времени их позиция  только укрепляется. Прогнозные данные по модели временного ряда и по бюджету  на 2011 и на плановый период 2012-2013г.г. можно считать достаточно достоверными, что позволяет предположить, что  реальные показатели рассматриваемого периода будут соответствовать  расчетным прогнозным.

 

3.2 Пути совершенствования существующей  системы формирования налоговых  доходов бюджетов субъектов РФ  на примере Республики Татарстан

Министерством экономики  в соответствии с установленным  порядком завершена работа по формированию основных параметров  прогноза социально-экономического развития Татарстана на среднесрочную перспективу. На заседаниях Межведомственной рабочей группы по формированию прогнозов социально-экономического развития были рассмотрены прогнозы развития наших ведущих предприятий, организаций и всех муниципальных образований.

Прогноз ляжет в основу бюджета  на 2012-2014 годы и будет использоваться органами исполнительной и законодательной  власти при принятии конкретных решений  в области социально-экономической  политики.

Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2012-2014 годы разработан с учетом сценарных условий  развития российской экономики, одобренных Правительством Российской Федерации, и исходя из динамики и итогов развития республики в текущем году. На основе прогноза социально-экономического развития республики разрабатывается проект бюджета, а его показатели являются целевым ориентиром развития Татарстана на среднесрочную перспективу.

  • Темпы роста валового регионального продукта прогнозируются в 2012 году - 5%, в 2013 г. – 5,5%, в 2014 г. – 6,5% в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года
  • В соответствии с прогнозом в 2012 году индекс промышленного производства составит 106,2% к уровню 2011 года, в 2013 – 107,4%, в 2014 – 107,8%.
  • Объем валовой продукции сельского хозяйства вырастет в 2012 году в соответствии с прогнозом на 2,9% в сопоставимой оценке к уровню 2011 года.
  • Согласно прогнозу в 2012 году прирост инвестиций в основной капитал составит 5,9% к уровню 2011 года и к 2014 году объем инвестиций увеличится в 1,2 раза в сопоставимых ценах к уровню 2011 года.
  • Ввод общей площади жилья за 3 года в Татарстане составит 7,4 млн. кв. метров. При этом к 2014 г. обеспеченность общей площадью жилья, приходящейся на одного жителя республики, вырастет до 24,8 кв.метров.
  • Оборот розничной торговли будет расти в среднем на 5,8% в год.
  • В соответствии с прогнозом среднемесячная заработная плата на 2012 год составит 23,5 тыс. руб. с ростом на 16,7% к уровню текущего года.

Министерством экономики в этом году в процессе формирования прогноза использовалась информационная система  сбора и формирования прогнозных значений. Специализированная информационно-аналитическая  система предназначена для накопления, хранения, всестороннего анализа  структурированной информации и  прогнозирования территориальных  и отраслевых социально-экономических  процессов. В настоящее время, в  рамках разработки ресурсов, ориентированных  на поддержку принятия управленческих решений,  Министерством экономики ведется работа по созданию информационной системы, предназначенной для мониторинга и анализа основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие территорий республики.

Региональные финансы – это  финансы региональных органов власти и органов местного самоуправления. Они выражают денежные отношения  перераспределенного характера, связанные  с осуществлением экономических  функций и задач социального  развития территорий местных органов  власти и управления. 
Региональные бюджеты - главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. 
Региональные бюджеты представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. 
Через систему региональных бюджетов устанавливается связь между юридическими и физическими лицами, между государственной, акционерной, частной и другими формами собственности в результате изъятия доходов и их перераспределения. 
То есть, региональные бюджеты служат как бы узловым пунктом, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса и на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально-экономических проблем на местах. Одним из составных элементов регулирования финансовых ресурсов территории является образование внебюджетных фондов. По действующему законодательству органы местного самоуправления имеют право формировать внебюджетные фонды развития местного хозяйства. Региональный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства региона. Кроме этого, он имеет важное значение в перераспределении национального дохода между отраслями. Через региональный бюджет доходы более рентабельных отраслей определенной территории перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджета учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы. В различных общественно-экономических формациях сущность, роль бюджета, состав его доходов и расходов постоянно меняется. Так, величина денежных доходов, аккумулированных в региональном бюджете, зависит от уровня развития экономики региона, методов ведения хозяйства, стратегических и тактических задач финансовой политики региона. Сущностью регионального бюджета следует считать распределение и перераспределение средств по отраслям и территориям, что позволяет формировать рациональную структуру региональной экономики, усиливать ее социальную направленность, обеспечивать единый уровень социальной защищенности граждан определенной территории. Таким образом, через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энерго-машиностроению и другие. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых продуктов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма. С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и регулируются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др. Важную роль в выравнивании экономического и социального развития регионов играет оказание финансовой помощи из федерального бюджета.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить наиболее приоритетные направления развития налогово-бюджетной  политики Татарстана:

  • Поддержание высокого экономического уровня региона с целью сохранения поступления налога на прибыль на должном уровне
  • Инвестиционная поддержка новых предприятий, особенно инновационной сферы, так как экономический рост и как следствие увеличение поступлений по налогу на прибыль осуществляется за счет роста уже существующих предприятий, а не за счет создания новых
  • Создание новых рабочих мест для сохранения роста доходов по НДФЛ
  • Создание более четкой системы предоставления социальных налоговых вычетов по НДФЛ, а также получение вычетов на покупку жилья
  • Возможно снижение ставок по транспортному налогу, что в соответствии с кривой Лаффера может повысить его собираемость
  • Создание более четкой системы контроля налоговыми органами за учетом налоговой базы по налогу на имущество организаций

 В общем и целом стоит  отметить, что за последние годы  было произведено множества реформ  по совершенствованию налогово-бюджетной  политики как на федеральном  уровне, так и на региональном. На примере Республики Татарстан  можно увидеть, что это привело  к серьезной нестабильности в  структуре налоговых доходов  республиканского бюджета, однако, проведенные реформы к 2010 привели  к относительно стабильному приросту  доходов бюджета Татарстана, в  частности налоговых доходов,  и свидетельствуют о стабильном экономическом состоянии региона в целом. В соответствии с прогнозными данными структура налоговых доходов бюджета в целом и его налоговых доходов в ближайшие годы должны быть стабильны, поэтому нельзя говорит о крайней необходимости реформирования налогово-бюджетной политики региона, стоит лишь отметить, необходимость поддержания ее на том же уровне.

 

Заключение

Связь бюджета и налогов имеет  двухсторонний и неразрывный  характер. Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных  статей. Однако среди доходных статей бюджетов всех уровне в РФ присутствуют также неналоговые доходы и безвозмездные  поступления. Для осуществления бюджетом своих основных функций необходимо создание определенной денежной базы, которая формируется из налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.  Главным источником мобилизации средств в казну являются именно налоги, однако получить оценку значения налогов при формировании доходов субъектов Федерации в России можно только сделав анализ непосредственно российского законодательства. Основы формирования налоговых доходов субъектов РФ описаны в статье 56 Бюджетного кодекса РФ, но основные положения, связанные с налогами, формирующими эти доходы, содержаться в разделе VIII и IX Налогового кодекса РФ. Бюджетное законодательство неразделимо связано с налоговым законодательством и внесение изменений в одно из них невозможно без внесения изменений во второе. Государство посредством регулирования бюджетов субъектов РФ стремится к выравниванию уровней социального и экономического развития территорий. Наиболее значимым источником формирования бюджетов субъектов РФ являются налоговые доходы, формирование и зачисление которых в бюджет регламентируется Бюджетным и Налоговым кодексами РФ. В последние годы налоговое и бюджетное законодательство обладают двумя основными тенденциями – упрощение системы в целом и облегчение налогового бремени для налогоплательщиков. В связи с этим постоянно вносятся определенные изменения в законодательство, вследствие чего постоянно меняется структура доходов бюджетов субъектов РФ. На примере Республики Татарстан можно сказать, что из-за постоянных изменений законодательства структура бюджета достаточно нестабильна. Однако, неизменно растет доля налоговых доходов бюджета – несмотря на снижение их темпов прироста, их доля составляет не менее 80% в общей сумме доходов. Как показывает оценка временного ряда, данная тенденция в ближайшее время должна сохраниться; а для подтверждения полученных результатов необходимо сравнить полученный прогноз с данными на 2011 год и на плановый период 2012-2013 г.г. На примере Республики Татарстан можно увидеть, что постоянное реформирование налогового законодательства в период с 2004 по 2010 г.г. привело к серьезной нестабильности в структуре налоговых доходов республиканского бюджета, однако, проведенные реформы к 2010 привели к относительно стабильному приросту доходов бюджета Татарстана, в частности налоговых доходов, и свидетельствуют о стабильном экономическом состоянии региона в целом. В соответствии с прогнозными данными структура налоговых доходов бюджета в целом и его налоговых доходов в ближайшие годы должны быть стабильны, поэтому нельзя говорит о крайней необходимости реформирования налогово-бюджетной политики региона, стоит лишь отметить, необходимость поддержания ее на том же уровне.

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации с последними изменениями от 06.04.2011 N 68-ФЗ
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 30.12.2008 N 313-ФЗ
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 27.12.2009 N 374-ФЗ
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации от .12.2010 N 395-ФЗ
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 30.11.2011 N 359-ФЗ
  6. Федеральный закон от 24 июля .2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года»
  7. Закон Республики Татарстан от 29.07.2003 № 22-ЗРТ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Татарстан за 2002 год»
  8. Закон Республики Татарстан от 22.07.2004 № 40-ЗРТ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Татарстан за 2003 год»
  9. Закон Республики Татарстан от 20.07.2005 № 90-ЗРТ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Татарстан за 2004 год»
  10. Закон Республики Татарстан от 24.07.2006 № 61-ЗРТ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Татарстан за 2005 год»
  11. Закон Республики Татарстан от 27.07.2007 № 36-ЗРТ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Татарстан за 2006 год»
  12. Закон Республики Татарстан от 30.07.2008 № 71-ЗРТ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Татарстан за 2007 год»
  13. Закон Республики Татарстан от 26.07.2009 № 56-ЗРТ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Татарстан за 2008 год»
  14. Закон Республики Татарстан от 20.07.2010 № 47-ЗРТ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Татарстан за 2009 год»
  15. Закон Республики Татарстан от 03.08.2011 № 37-ЗРТ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Татарстан за 2010 год»
  16. Закон Республики Татарстан от 01.12.2010 № 89-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

Учебная литература:

  1. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. — 486 с.
  2. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. –М.: ЮНИТИ, 2000.
  3. Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления. Международный опыт: Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003
  4. Налоги и налогообложение / Под  ред. Романовского М. В., Врублевской О. В.-СПБ : Питер, 2000. – 528 с.
  5. Налоги и налогообложение. /Под ред. И. Г. Русаковой, В.А. Кашина. –М.:  ЮНИТИ, 1998
  6. Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджетов субъектов РФ на примере республики Татарстан