Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа
Целью данной работы является оценка реальной значимости налоговых поступлений в формировании доходов субъекта РФ на примере республики Татарстан и получение количественной оценки их значимости.
Предметом исследования являются налоговые доходы бюджета республики Татарстан. Объект исследования – это динамика и изменения в структуре налоговых поступлений в республиканский бюджет.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучение основ формирования бюджетов субъектов РФ
Оценка значения налогов при формировании бюджета субъекта РФ
Анализ нормативно-правовой базы налоговых поступлений в бюджет
Изучение изменений в налоговом и в бюджетном законодательстве за последние три года
Анализ изменений в структуре налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2004-2011 г.г.
Анализ динамики изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.
Анализ прогнозов изменений объемов налоговых поступлений в бюджет Татарстана
Предложение путей совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ
Введение……………………………………………………………………………….…………2
Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ
Основы формирования бюджетов субъектов РФ.……………………………..…....4
Значение налогов при формировании бюджета субъекта РФ……………….…….7
Нормативно-правовое регулирование налоговых поступлений в бюджет…………………………………………………………………………...…....11
Анализ изменений законодательства и их влияния на структуру и динамику налоговых доходов Республики Татарстан
Анализ изменений в налоговом и бюджетном законодательстве в период с 2008 по 2011 годы …………………………………………………………………...…….18
Анализ изменений в структуре налоговых доходов Республики Татарстан за 2004-2011 г.г……………………………………………………………………..…...29
Динамика изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.……………………………………………………………..…..……36
Прогноз функционирования и способы совершенствования действующей системы формирования налоговых доходов Республики Татарстан
Прогнозы изменения суммы налоговых поступлений в бюджет Татарстана…………………………………………………………………………….41
Пути совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Татарстан…………..44
Заключение…………………………………………………………………………………...…48
Список использованных источников………………………………………………………….50
Приложение……………………………………………………………………………………..52
Из данных таблицы видно,
что практически все элементы
структуры доходов бюджета
Диаграмма 3.1
Из данных диаграммы следует, что основную роль (более 79%) в формировании доходов бюджета Республики Татарстан по-прежнему занимают налоговые доходы. Некоторое снижение их доли по сравнению с 2010 годом (86%) может быть связано с повышением доли безвозмездных поступлений бюджета Татарстана. Рассмотрим структуру доходов бюджета Республики Татарстан на плановый период 2012-2013г.г. в долях:
Таблица 3.2
2012 |
2013 | |
доходы |
100,0% |
100,0% |
налоговые доходы |
88,5% |
90,2% |
- налог на прибыль организаций |
30,3% |
30,1% |
- налог на доходы физических лиц |
29,0% |
31,0% |
- акцизы |
11,4% |
11,1% |
- единый налог УСНО |
1,9% |
1,9% |
- налог на имущество предприятий |
11,9% |
12,2% |
- налог на добычу полезных |
0,0% |
0,0% |
- транспортный налог |
2,4% |
2,4% |
- прочие налоги, сборы и пошлины |
30,6% |
27,6% |
Неналоговые доходы |
1,0% |
1,0% |
Безвозмездные перечисления |
10,5% |
8,8% |
Из данных таблицы следует, что ранее сделанный вывод о том, что снижение доли налоговых доходов связано с увеличением доли безвозмездных поступлений подтвердилось: начиная с 2012 года, доля безвозмездных поступлений вновь снизилась и не превышает 11%, в связи с чем доля налоговых доходов в составе бюджета Республики Татарстан возросла до 88,5% и 90,2% в 2012 и 2013 годах соответственно.
Сравним официальные данные с прогнозными данными по построенной модели временного ряда. Исходя из анализа модели временного ряда, получаем следующий прогноз:
Таблица 3.3
ln(t) |
Предсказанное значение доли налогов доходв | |
2011 |
2,079 |
89,27% |
2012 |
2,197 |
91,59% |
2013 |
2,303 |
93,66% |
Полученный прогноз сравним с бюджетом на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 года:
Таблица 3.4
Предсказанное значение доли налогов доходов |
Значение доли налоговых доходов бюджета в соответствии с бюджетом на 2011 год и на плановый период 2012-2013 г.г. | |
2011 |
89,27% |
74,60% |
2012 |
91,59% |
88,50% |
2013 |
93,66% |
90,20% |
Таки образом существенное отклонение приходится только на 2011 год, в 2012 и 2013 годах отклонения не значительны, что говорит о том, что налоговые доходы занимает стабильно важное положение в процессе формирования доходов бюджета Республики Татарстан и с течением времени их позиция только укрепляется. Прогнозные данные по модели временного ряда и по бюджету на 2011 и на плановый период 2012-2013г.г. можно считать достаточно достоверными, что позволяет предположить, что реальные показатели рассматриваемого периода будут соответствовать расчетным прогнозным.
3.2 Пути совершенствования
Министерством экономики в соответствии с установленным порядком завершена работа по формированию основных параметров прогноза социально-экономического развития Татарстана на среднесрочную перспективу. На заседаниях Межведомственной рабочей группы по формированию прогнозов социально-экономического развития были рассмотрены прогнозы развития наших ведущих предприятий, организаций и всех муниципальных образований.
Прогноз ляжет в основу бюджета
на 2012-2014 годы и будет использоваться
органами исполнительной и законодательной
власти при принятии конкретных решений
в области социально-
Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2012-2014 годы разработан с учетом сценарных условий развития российской экономики, одобренных Правительством Российской Федерации, и исходя из динамики и итогов развития республики в текущем году. На основе прогноза социально-экономического развития республики разрабатывается проект бюджета, а его показатели являются целевым ориентиром развития Татарстана на среднесрочную перспективу.
Министерством экономики в этом
году в процессе формирования прогноза
использовалась информационная система
сбора и формирования прогнозных
значений. Специализированная информационно-аналитическая
система предназначена для
Региональные финансы – это
финансы региональных органов власти
и органов местного самоуправления.
Они выражают денежные отношения
перераспределенного характера, связанные
с осуществлением экономических
функций и задач социального
развития территорий местных органов
власти и управления.
Региональные бюджеты - главная финансовая
база региональных органов власти, составная
часть региональных финансов.
Региональные бюджеты представляют собой
систему финансовых отношений между органами
власти на местах и субъектами хозяйствования
по поводу перераспределения национального
дохода в процессе образования основного
в рамках данной территории государственного
фонда денежных средств и его использования
для удовлетворения объективно существующих
территориальных общественных потребностей.
Через систему региональных бюджетов
устанавливается связь между юридическими
и физическими лицами, между государственной,
акционерной, частной и другими формами
собственности в результате изъятия доходов
и их перераспределения.
То есть, региональные бюджеты служат
как бы узловым пунктом, соединяющим всех
участников воспроизводственного процесса
и на всех его стадиях, что повышает их
роль в интеграции усилий, способствующих
количественному и качественному влиянию
на решение социально-экономических проблем
на местах. Одним из составных элементов
регулирования финансовых ресурсов территории
является образование внебюджетных фондов.
По действующему законодательству органы
местного самоуправления имеют право
формировать внебюджетные фонды развития
местного хозяйства. Региональный бюджет
играет важную экономическую, социальную
и политическую роль в воспроизводственном
процессе, используя средства бюджетного
фонда на финансирование наиболее прогрессивных,
приоритетных отраслей народного хозяйства
региона. Кроме этого, он имеет важное
значение в перераспределении национального
дохода между отраслями. Через региональный
бюджет доходы более рентабельных отраслей
определенной территории перераспределяются
в отрасли с низкой рентабельностью (из
промышленности в сельское хозяйство).
Содержание за счет бюджета учреждений
и организаций непроизводственной сферы
играет большую роль в воспроизводстве
рабочей силы. В различных общественно-экономических
формациях сущность, роль бюджета, состав
его доходов и расходов постоянно меняется.
Так, величина денежных доходов, аккумулированных
в региональном бюджете, зависит от уровня
развития экономики региона, методов ведения
хозяйства, стратегических и тактических
задач финансовой политики региона. Сущностью
регионального бюджета следует считать
распределение и перераспределение средств
по отраслям и территориям, что позволяет
формировать рациональную структуру региональной
экономики, усиливать ее социальную направленность,
обеспечивать единый уровень социальной
защищенности граждан определенной территории.
Таким образом, через расходы и налоги
бюджет выступает важным инструментом
регулирования и стимулирования экономики
и инвестиций, повышения эффективности
производства. Государственная поддержка
оказывается передовым отраслям хозяйства
– авиастроению, космическим программам,
атомной промышленности, энерго-машиностроению
и другие. Такая поддержка связана также
с реализацией высокоэффективных и быстро
окупаемых продуктов. Для регулирования
экономики должна активно использоваться
налоговая политика путем применения
соответствующего налогового механизма.
С помощью региональных бюджетов осуществляется
выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий. С
этой целью формируются и регулируются
региональные программы экономического
и социального развития регионов по благоустройству
сел и городов, развитию сети дорог, содержанию
исторических памятников и учреждений
культуры и др. Важную роль в выравнивании
экономического и социального развития
регионов играет оказание финансовой
помощи из федерального бюджета.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить наиболее приоритетные направления развития налогово-бюджетной политики Татарстана:
В общем и целом стоит
отметить, что за последние годы
было произведено множества
Заключение
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей. Однако среди доходных статей бюджетов всех уровне в РФ присутствуют также неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Для осуществления бюджетом своих основных функций необходимо создание определенной денежной базы, которая формируется из налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. Главным источником мобилизации средств в казну являются именно налоги, однако получить оценку значения налогов при формировании доходов субъектов Федерации в России можно только сделав анализ непосредственно российского законодательства. Основы формирования налоговых доходов субъектов РФ описаны в статье 56 Бюджетного кодекса РФ, но основные положения, связанные с налогами, формирующими эти доходы, содержаться в разделе VIII и IX Налогового кодекса РФ. Бюджетное законодательство неразделимо связано с налоговым законодательством и внесение изменений в одно из них невозможно без внесения изменений во второе. Государство посредством регулирования бюджетов субъектов РФ стремится к выравниванию уровней социального и экономического развития территорий. Наиболее значимым источником формирования бюджетов субъектов РФ являются налоговые доходы, формирование и зачисление которых в бюджет регламентируется Бюджетным и Налоговым кодексами РФ. В последние годы налоговое и бюджетное законодательство обладают двумя основными тенденциями – упрощение системы в целом и облегчение налогового бремени для налогоплательщиков. В связи с этим постоянно вносятся определенные изменения в законодательство, вследствие чего постоянно меняется структура доходов бюджетов субъектов РФ. На примере Республики Татарстан можно сказать, что из-за постоянных изменений законодательства структура бюджета достаточно нестабильна. Однако, неизменно растет доля налоговых доходов бюджета – несмотря на снижение их темпов прироста, их доля составляет не менее 80% в общей сумме доходов. Как показывает оценка временного ряда, данная тенденция в ближайшее время должна сохраниться; а для подтверждения полученных результатов необходимо сравнить полученный прогноз с данными на 2011 год и на плановый период 2012-2013 г.г. На примере Республики Татарстан можно увидеть, что постоянное реформирование налогового законодательства в период с 2004 по 2010 г.г. привело к серьезной нестабильности в структуре налоговых доходов республиканского бюджета, однако, проведенные реформы к 2010 привели к относительно стабильному приросту доходов бюджета Татарстана, в частности налоговых доходов, и свидетельствуют о стабильном экономическом состоянии региона в целом. В соответствии с прогнозными данными структура налоговых доходов бюджета в целом и его налоговых доходов в ближайшие годы должны быть стабильны, поэтому нельзя говорит о крайней необходимости реформирования налогово-бюджетной политики региона, стоит лишь отметить, необходимость поддержания ее на том же уровне.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
Учебная литература: