Налоги и их роль в формировании бюджетов субъектов РФ на примере республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка реальной значимости налоговых поступлений в формировании доходов субъекта РФ на примере республики Татарстан и получение количественной оценки их значимости.
Предметом исследования являются налоговые доходы бюджета республики Татарстан. Объект исследования – это динамика и изменения в структуре налоговых поступлений в республиканский бюджет.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучение основ формирования бюджетов субъектов РФ
Оценка значения налогов при формировании бюджета субъекта РФ
Анализ нормативно-правовой базы налоговых поступлений в бюджет
Изучение изменений в налоговом и в бюджетном законодательстве за последние три года
Анализ изменений в структуре налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2004-2011 г.г.
Анализ динамики изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.
Анализ прогнозов изменений объемов налоговых поступлений в бюджет Татарстана
Предложение путей совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…………2
Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ
Основы формирования бюджетов субъектов РФ.……………………………..…....4
Значение налогов при формировании бюджета субъекта РФ……………….…….7
Нормативно-правовое регулирование налоговых поступлений в бюджет…………………………………………………………………………...…....11
Анализ изменений законодательства и их влияния на структуру и динамику налоговых доходов Республики Татарстан
Анализ изменений в налоговом и бюджетном законодательстве в период с 2008 по 2011 годы …………………………………………………………………...…….18
Анализ изменений в структуре налоговых доходов Республики Татарстан за 2004-2011 г.г……………………………………………………………………..…...29
Динамика изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.……………………………………………………………..…..……36
Прогноз функционирования и способы совершенствования действующей системы формирования налоговых доходов Республики Татарстан
Прогнозы изменения суммы налоговых поступлений в бюджет Татарстана…………………………………………………………………………….41
Пути совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Татарстан…………..44
Заключение…………………………………………………………………………………...…48
Список использованных источников………………………………………………………….50
Приложение……………………………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 127.93 Кб (Скачать файл)

Из  данных таблицы следует, что практически  все ставки налогов с 01.01.2011 года снизились вдвое.

Что касается изменений для субъектов  РФ, то власти субъектов по-прежнему могут повышать или понижать ставку транспортного налога, но не более  чем в 10 раз. Однако с 01.01.2011 эта норма  в части уменьшения транспортного  налога не применяется в отношении  легковых автомобилей с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно. Отменена обязанность представлять квартальную  отчетность по транспорт ному налогу ст. 363.1 НК РФ Изменения внесены Федеральным  законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Плательщики  транспортного налога будут представлять декларацию по налогу один раз в  год – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Подавать в инспекцию по месту  нахождения транс портных средств  расчет по истечении каждого отчетного  периода организациям будет не нужно.

Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании  деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Российской Федерации» установлено, что с 01.07.2009 организация и проведение азартных игр на территории Российской Федерации может осуществляться только в игорных зонах:

    • «Сибирская монета» (Алтайский край);
    • «Азов-Сити» (Ростовская область, Краснодарский край);
    • «Янтарная» (Калининградская область);
    • «Приморская» (Приморский край).

Таким образом, для оценки всех изменений  в налоговом законодательстве, необходимо проанализировать бюджетное и налоговое  законодательства всех вышеперечисленных  субъектов РФ.

Основные  изменения по налогу на имущество  организаций вступили в силу с 1 января 2010 года в главе 30 «Налог на имущество  организаций» Налогового кодекса РФ, внесенные Федеральными законами от 28.11.2009 №283-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации», от 30.10.2009 года № 242-ФЗ «О внесении изменений  в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В  главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ внесены изменения, согласно которым:

1. Организации,  не имеющие собственных основных  средств, не должны представлять "нулевые" декларации по  налогу на имущество (п. 1 ст. 373 НК РФ).

2. Имущество,  принадлежащее на праве хозяйственного  ведения федеральным органам  исполнительной власти, в которых  законодательно предусмотрена военная  и (или) приравненная к ней  служба, облагается налогом на  имущество организаций (пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Исходя  из проведенного анализа, можно выделить наиболее важные изменения в налоговом  и бюджетном законодательстве, которые  наиболее сильно влияют на формирование доходов бюджетов субъектов РФ. К  ним относятся:

  • Снижение ставки налога на прибыль до 20% (2% подлежат уплате в бюджет субъекта РФ), что в целом могло снизить поступление доходов по налогу в бюджет
  • Ужесточение мер, связанных с учетом и признанием расходов организации, что могло повлиять на доходы бюджета по данному налогу
  • Нулевая ставка налога на прибыль для сельскохозяйственных организаций (применяется до 2012 года)
  • Увеличение стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ. Что могло сократить поступления по этому налогу в бюджет.
  • В целом выросли ставки по акцизам, однако не на все подакцизные товары, тем не менее, их изменение могло повлиять на увеличение налоговых доходов субъектов РФ
  • Снизился транспортный налог, что явно могло повлиять на сокращение налоговых поступлений в бюджет
  • Игорный бизнес был ограничен строго определенными игорными зонами, что способствовало резкому увеличению поступлений по налогу на игорный бизнес в игорных зонах, и свело к нулю доходы от него в остальных субъектах РФ
  • По налогу на имущество организаций стало возможно получение дохода от федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба

Для оценки влияния изменений в законодательстве на реальные изменения в налоговых  доходах субъектов РФ необходимо провести анализ структуры и динамики налоговых доходов бюджета конкретного  субъекта РФ. Рассмотрим в качестве примера Республику Татарстан.

 

2.2. Анализ изменений  в структуре налоговых доходов Республики Татарстан за 2004-2011 г.г.

Респу́блика Татарста́н — Татарста́н (Тата́рия; тат. Татарстан Республикасы, Tatarstan Respublikası) — субъект Российской Федерации, согласно Конституции России — республика. Входит в состав Приволжского федерального округа.

Прежде  чем проводить анализ структуры  налоговых доходов Республики Татарстан, необходимо изучить региональное законодательство, связанное с формированием этих доходов.

Налог на имущество организаций начисляется  по общепринятой ставке 2,2%, однако существуют определенные льготы, вступившие в  силу с 01.01.2011г. В соответствии с изменениями, налоговая ставка в размере 0,01 процента устанавливается на имущество, непосредственно  используемое для оказания услуг  стоянок (парковок) автомототранспортных средств на введенных в эксплуатацию с 1 января 2011 года до 1 июля 2013 года многоуровневых и подземных стоянках (парковках) с количеством машино-мест согласно технической документации не менее 150 единиц. Налоговая льгота установлена с 1 января 2011 года по 1 января 2026 года. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Что касается транспортного налога, налоговые  ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или  валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств  в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного  средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую  тонну транспортного средства или  единицу транспортного средства в следующих размерах:

Таблица 2.4

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили  легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, зарегистрированные на организации

25

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, зарегистрированные на физических лиц

10

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

35

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

50

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

75

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

150

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

8

свыше 20 л.с. до 38 л.с. (свыше 14,7 кВт до 27,95 кВт) включительно

12

свыше 38 л.с. (свыше 27,95 кВт)

50

Автобусы  с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

50

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

100

Грузовые  автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

25

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

40

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

50

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

65

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

85

Другие  самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и  гусеничном ходу (с каждой лошадиной  силы)

25

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

25

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

50

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

50

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

100

Яхты  и другие парусно-моторные суда с  мощностью двигателя (с каждой лошадиной  силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

100

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

200

Гидроциклы  с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

 

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

125

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

250

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой  тонны валовой вместимости)

100

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной  силы)

125

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с  каждого килограмма силы тяги)

100

Другие  водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с  единицы транспортного средства)

1000


Из  данных таблицы можно прийти к  очевидному выводу, что ставки транспортного  налога Республике Татарстан значительно  выше, чем минимально установленные  федеральным законодательством.

Республика  Татарстан не вошла в число  новых игорных зон, поэтому собираемость по налогу на игорный бизнес равна  нулю.

Рассмотрим  непосредственно структуру доходов  бюджета республики Татарстан.

Для этого проведем анализ структуры  доходов бюджета Республики Татарстан  в период с 2004 по 2010 г.г., представленной в таблице 2.510:

Таблица 2.5

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

доходы

36 716 738,4

65 545 113,1

80 472 990,8

82 026 728,9

70 721 594,1

95 158 353,0

66 730 549,1

налоговые доходы

15 991 616,0

47 362 723,0

52 635 349,5

62 283 227,9

58 292 118,4

76 337 718,0

57 770 018,5

- налог на прибыль организаций  

4 938 165,0

21 961 674,5

33 112 370,0

34 401 294,3

30 627 782,7

32 578 100,0

17 554 600,0

- налог на  доходы  физических  лиц

179 023,0

13 963 379,8

9 956 008,3

11 356 435,1

12 353 782,7

23 999 600,0

18 758 086,5

- налог на игорный бизнес   

7 544,0

28 419,6

315 967,9

795 999,1

236 000,0

21 900,0

0,0

- акцизы               

1 370 000,0

4 249 287,4

3 932 869,7

3 642 430,4

3 205 000,0

5 932 500,0

7 745 000,0

- единый налог УСНО

0,0

700 770,1

850 781,4

1 204 807,1

1 145 000,0

1 938 500,0

1 846 300,0

- единый с/х налог

0,0

0,0

3 123,6

8 460,0

4 396 000,0

0,0

0,0

- налог на имущество предприятий

99 653,0

2 091 285,2

2 277 833,5

5 816 943,6

2 884 000,0

9 196 000,0

8 601 100,0

- налог на добычу полезных ископаемых

110 807,0

104 567,4

125 694,9

168 755,3

259 692,0

449 270,0

240 000,0

- земельный налог 

206 870,0

1 378 932,4

75 303,6

0,0

0,0

0,0

0,0

- транспортный налог

90 546,0

883 606,6

913 990,6

888 602,0

822 554,0

1 375 000,0

1 810 000,0

- прочие налоги, сборы и  пошлины

8 989 008,0

2 000 800,0

1 071 406,0

3 999 501,0

2 362 307,0

846 848,0

1 214 932,0

Неналоговые доходы

2 817 819,0

6 130 835,7

4 720 654,5

3 800 425,0

4 042 000,0

5 410 000,0

596 000,0

Безвозмездные перечисления

11 841 652,3

12 051 554,4

23 116 986,8

15 943 076,0

8 387 475,7

13 410 635,0

8 364 530,6


Для большей наглядности представим рассматриваемые данные графически:

Рисунок 2.1

На  графике четко видно, что изменения  по годам в налоговых доходах  республики Татарстан и  изменения  в общей сумме доходов республиканского бюджета происходят абсолютно синхронно. Это наталкивает на вывод о  том, что налоги играют ведущую роль в формировании бюджета субъекта РФ и оказывают наибольшее влияние  на изменение доходов бюджета. Среди  остальных структурных элементов  единой тенденции к изменению  нет, исходя из чего, можно предположить, что это связано с нестабильностью  и постоянным процессом совершенствования  бюджетного законодательства. Основываясь на информации, полученной по графику, можно заметить, что число налогов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ, сократилось – это может быть связано с общими тенденциями совершенствования бюджетной политики, в частности ее упрощения. Из доходов бюджета Республики Татарстан исчезли единый сельскохозяйственный налог, земельный налог и налог на игорный бизнес. Таким образом, подтвердился один из полученных ранее выводов о том, что в не игорных зонах поступления от налога на игорный бизнес стали равны нулю. Чтобы подтвердить или опровергнуть остальные предположения рассмотрим доли каждого из видов налогов в суммарном объеме налоговых поступлений в бюджет.

Таблица 2.6

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

налоговые доходы

43,55%

72,26%

65,41%

75,93%

82,42%

80,22%

86,57%

- налог на прибыль организаций  

13,45%

33,51%

41,15%

41,94%

43,31%

34,24%

26,31%

- налог на  доходы  физических  лиц

20,49%

21,30%

12,37%

13,84%

17,47%

25,22%

28,11%

- налог на игорный бизнес   

0,02%

0,04%

0,39%

0,97%

0,33%

0,02%

0,00%

- акцизы               

3,73%

6,48%

4,89%

4,44%

4,53%

6,23%

7,61%

- единый налог УСНО

0,00%

1,07%

1,06%

1,47%

1,62%

2,04%

2,77%

- единый с/х налог

0,00%

0,00%

0,00%

0,01%

6,22%

0,00%

0,00%

- налог на имущество предприятий

0,27%

3,19%

2,83%

7,09%

4,08%

9,66%

12,89%

- налог на добычу полезных ископаемых

0,30%

0,16%

0,16%

0,21%

0,37%

0,47%

0,36%

- земельный налог 

0,56%

2,10%

0,09%

0,00%

0,00%

0,00%

0,00%

- транспортный налог 

0,25%

1,35%

1,14%

1,08%

1,16%

1,44%

2,71%

- прочие налоги, сборы и  пошлины

4,48%

3,05%

1,33%

4,88%

3,34%

0,89%

1,82%

Неналоговые доходы

7,67%

9,35%

5,87%

4,63%

5,72%

5,69%

4,89%

Безвозмездные перечисления

32,25%

18,39%

28,73%

19,44%

11,86%

14,09%

12,53%

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджетов субъектов РФ на примере республики Татарстан